Вагоны: багажный вагон CIWL №1292

Багажный вагон — железнодорожный вагон, изначально служивший для перевозки багажа пассажиров, в пассажирских или отдельных почтово-багажных поездах, в составе грузовых поездов. Но позже багажные вагоны стали использоваться для доставки некоторых категорий грузов заявленных грузоотправителем для конкретного получателя.

Багажный вагон обычно размещался между локомотивом и остальной частью пассажирского поезда. Багажные вагоны могут быть спроектированы так, чтобы они выглядели как остальные пассажирские вагоны и имели такие же технические параметры, в частности, одинаковую максимальную скорость...

Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Europeens (также CIWL) - международная логистическая компания со штаб-квартирой в Париже, известная в основном своими фирменными поездами, такими, как "Восточный Экспресс", "Норд-Экспресс" и "Сюд-Экспресс", и вышла за границы европейского рынка, учредив Транссибирский экспресс, пересекавший Россию. Компьенское перемирие 1918 года - соглашение о прекращении военных действий в Первой мировой войне, заключённое 11 ноября 1918 года между Антантой и Германией во французском регионе Пикардия недалеко от города Компьень было подписано в вагоне компании CIWL #2419, в том же вагоне Гитлер в 1940 году принял капитуляцию Франции. Трюк знаменитого фокусника Дэвида Копперфильда с исчезновением настоящего пассажирского вагона был проделан с вагоном компании CIWL (точнее, с вагоном, оформленным в фирменном стиле CIWL)... "Фирменный" поезд CIWL "Восточный Экспресс" описан в романе Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе", в романе Грэма Грина "Стамбульский экспресс", в романе Сидни Шелдона "Если наступит завтра", в романе Яна Флеминга "Из России с любовью" и в одноимённом фильме, в телесериале "Санта Барбара". В разное время в "Восточном экспрессе" путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости.

Предприятие CIWL было основано в Бельгии Жоржем Нагельмакерсом в 1872 году под впечатлением его поездки в США, где он покатался на роскошных пульмановских вагонах... Вернувшись домой, он решил создать сеть международных поездов класса "люкс" и в Европе. Коротко компанию называли либо CIWL, либо Wagon-Lits.

Компания оперировала либо поездами, полностью состоявших из вагонов Wagon-Lits, либо её отдельные вагоны добавлялись к поездам государственных железнодорожных операторов европейских государств, через которые проходили вагоны Wagon-Lits. Эти вагоны всегда тянули локомотивы различных государственных железнодорожных операторов. Wagon-Lits не имела собственных локомотивов!

У Wagon-Lits были следующие вагоны: спальные вагоны (WL), вагоны-рестораны (WR), багажные вагоны (Fg), "пульмановские" вагоны (Wpl). После первой мировой войны вагоны стали окрашивать в фирменный сине-золотой цвет. В 1926 году были введены металлические вагоны. В 1931 году парк вагонов компании достиг максимума в 2268 штук. Вагоны CIWL декорировали известные художники.

Компания пережила две войны, но после второй мировой войны стала ориентироваться на туристический траффик, была переименована в Compagnie Internationale des Wagons-Lits et du Tourisme (CIWLT) в 1967 году и затем называлась просто Wagons-Lits.

К 1971 году вагоны CIWL износились и устарели, а их реставрация и замена была нерентабельной. Она продала и передала их в аренду SNCF, FS, SBB, DB, OBB, NMBS/SNCB, NS, DSB и RENFE. Международный пул спальных вагонов под названием TEN = Trans Euro Night был основан в это время и управлял до 1995 года многими вагонами CIWL. Даже теперь CIWL предоставляет услуги на некоторых поездах в Европе, а также услуги кейтеринга.

У компании было, как минимум, восемь типов багажных вагонов, отличавшихся по своим характеристикам. У каждого типа вагонов был свой диапазон номеров.

Так, багажные вагоны (Fg, Fourgons) с номерами от 1277 до 1296 были цельнометаллическими, строились они в 1929 году английским предприятием Metropolitan (Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Co). Они имели 6 дверей, 3 багажных отсека, отсек для персонала, душ, туалет. Максимальная загрузка могла составлять 6 тонн. Внешний вид их (окраска) не отличался от вида остальных вагонов поезда.

Эти шестидверные багажные вагоны входили с 1930 года в состав различных "фирменных" поездов - "Восточный Экспресс - Orient-Express", "Голубая Птица - L'Oiseau Bleu" (существовал до 1984 года), "Голубой Поезд - Le Train Bleu" (существовал до 2003 года потом был переименован), "La Fleche d’Or - Золота Стрела" (существовал до 1972 года), "Etoile du Nord - Северная Звезда" (существовал до 1957 года потом был переименован), "Edelweiss - Эдельвейс" (существовал до 1957 года потом был переименован)...

Модели вагонов CIWL делались многими компаниями, включая Marklin, Fleischmann, Trix, Jouef, Bachmann, France Trains, LS Models, Tri-ang, Hornby, Rivarossi, Lima.

Вариант от Lima (артикул 309301) представляет собой багажный вагон (Fg) имеющий вымышленный номер 25140. Этот сине-золотой вагон также имеет явно укороченную длину, 22 см. Однако, производители явно имели в виду шестидверные багажные вагоны, созданные в 1929 году, и катавшиеся по дорогам Европы в составе "фирменных" и не очень фирменных поездов с 1930 года по 70-е годы. Надо сказать, что логотип CIWL такого вида, как на этом вагоне, появился не ранее 1930 года.

У Lima был еще один вариант такого же вагона, но уже кремово-коричневого (артикул 309331), с реальным номером прототипа - 1292. Он промаркирован SNCF как частный вагон [p] типа М (то есть вагон сопровождения, до 20 тонн).

Принадлежность вагонов - Франция, SNCF, II - III (третья) эпоха...

О вагонах CIWL в формате pdf (на французском языке)