Локомотивы: электровоз E 410

Годы постройки: 1965 - 1966
Колесная формула: Bo'Bo'
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 84 тонны
Максимальная скорость: 150 км/ч
Длина по буферами 16950 мм
Диаметр колес: 1250 мм
Количество тяговых двигателей: 4
Тормоз: гидродинамический

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

Серия E 410 - это всего пять мультиситемных электровозов, которые были изготовлены по заказу Deutsche Bahn для международных направлений, в основном во Францию, Бельгию и Люксембург. В 1960-х годах трансграничный трафик из немецкого Саарланда во Францию, Бельгию и Люксенбург увеличился и было решено начать разработку для него специального четырехмоторного локомотива, который не требовал бы трудоёмких технических изменений на приграничных станциях для продолжения движения за границей, где ток в контактной сети был не таким, как в Германии. Электровозы E 410 были мультисистемными - они были оборудованы для работы под различными (четырьмя) контактными сетями, и первоначально имели четыре пантографа. Делался не один эксперимент в целях проверки использования их под контактными сетями и других европейских страны, включая Италию, Швейцарию и Австрию. Такая потенциальная возможность широкого использования локомотива была закреплена и в его неофициальном названии - "Europa-Lok".

Ещё в 1964 году Deutsche Bahn поручили AEG, BBC и Krupp разработать такой локомотив. Механическая часть этих электровозов изготавливали на предприятиях Круппа (Krupp). Электрику, достаточно новаторскую по тем временам, для трех локомотивов делали на Allgemeine Elektricitats-Gesellschaft (AEG). Два локомотива, но по более традиционной схеме оборудовало швейцарское предприятие Brown Boveri & Cie (BBC). Технически создание таких мультисистемных электровозов стало проще осуществить именно в то время, одновременно с началом промышленного применения тиристоров. В итоге их применения все пять электровозов смогли использовать одновременно немецкую контактную сеть (15 кВ, 16 2/3 Гц, переменный ток), французскую и люксембургскую (25 кВ, 50 Гц, переменный ток), голландскую (1,5 кВ, постоянный ток), бельгийскую (3 кВ, постоянный ток).

Локомотивы были поставлены Deutsche Bahn в период с октября 1966 года по апрель 1967 года. Первым в строй вошёл E 410 001 - 25 октября 1966 года. Локомотивы использовали вначале в тестовом режиме, целиком вся группа вошла в рабочий режим только в сентябре 1967 года. Первоначально они имели номера E 410 001 - E 410 003 и E 410 011 и E 410 012. С 1 января 1968 года пять локомотивов класса E 410 были перемаркированы как серия 184. И получили следующие номера: 184 001 до 184 003 (электрооборудование от AEG) и 184 111 и 184 112 (электрооборудование от BBC).

Локомотивы были поставлены в DB окрашенными в синий цвет. Позднее, после первого капитального ремонта, уже в середине 80-х, была использована сине-бежевая цветовая схема, ставшая тогда стандартной для электровозов и скоростных пассажирских поездов DB.

Электровозы имели две тележки с четырьмя тяговыми двигателями и привод на все четыре оси. Они были оснащены четырьмя пантографами SBS 66. Чтобы обеспечить работу с контактной сетью во Франции, была также адаптирована к ней и высота локомотива.

Все пять машин серии 184 изначально были приписаны в депо Кёльн-Дейтцерфельд (Bw Koln-Deutzerfeld) и использовались на международных линиях между Кёльном и Льежем. Первые регулярные рейсы были сделаны летом 1969 года. Однако, дальнейшие попытки использовать электровозы 184 001 и 003 на брюссельских линиях вызвали неожиданные проблемы - возникли технические неполадки как в самих двигателях электровозов, так и в сети бельгийских государственных железных дорог вообще. Использование в бельгийской сети этих машин прекатили в связи с этим уже 26 сентября 1971 года. В дальнейшем эи локомотивы - 184 001 и 003 - использовались в местном сообщении под Кёльном. В апреле 1972 года электровоз 184 003 был отправлен в Италию по соглашению между FS и Deutsche Bahn для проведения серии тестов с перспективой использования там. Однако, его потом вернули.

В 1974 году неправильный маневр на локомотиве 184 002 вызвал поломку такого масштаба, что проще оказалось удалить всё оборудование для работы с постоянным током 1,5 и 3 кВ, включая два пантографа. Но и 184 001, и 184 003 тоже оказались ненадежными в работе с постоянным током. Электровозы 184 111 и 112 ВВС с более традиционным электромеханическим управлением, оказались надежнее. Но их было всего два, этого было недостаточно для полноценного международного трафика, так что для этих целей было решено разрабатывать новую серию. А 184 001, 003, 111 и 112 тоже переделали только на переменный ток, сняли лишюю пару пантографов и передали в локомотивное депо Саарбрюккена (Bw Saarbrucken), где они были в эксплуатации на немецко-французско-люксембургском направлении Трир - Эранг с лета 1979 год. Они также таскали скоростные поезда по всей территории немецких земель Саарланд и Пфальц.

Более или менее постепенно, эти пять электровозов использовать прекратили. Первым ушел в отставку в 1984 году локомотив 184 011, сломавшийся тремя годами ранее, в 1981 году. В 1982 году окончательно сломался и 184 012. Они ушли так быстро из-за того, что для их электрооборудования от BBC было очень трудно найти бюджетные запчасти. Ремонт обходился слишком дорого. Так что 184 011 разобрали и утилизировали.

184 112 в июле 1984 года был переведен в ремонтные мастерские в Касселе, где ему вернули убранные пантографы (их опять стало четыре) и в таком виде отправили в Берлин, где он с 19 мая 1987 года был выставлен во дворе немецкого музея техники.

184 001 после аварии 6 октября 1993 года был разобран и утилизирован. 184 002 был списан 1 октября 1994 года после пожара и затем продан, долго, до 2000 года стоял на ремонте, но затем его тоже решили разобрать и утилизировать.

184 003 дольше всех оставался на службе, но после того, как его "перемкнуло" в январе 2002 года, попытки отремонтировать его в локомотивном депо Саарбрюккена не удалось. Его списали последним, 24 января 2002 года, и продали затем в железнодорожный музей в Кобленце-Люцеле

Локомотив DB E 410 (184) не слишком распространен на модельном рынке, но в масштабах H0 и N его делали Jouef, Marklin, Trix. Модель Marklin была представлена на 49-ой Нюрнбергской международной ярмарки игрушек, состоявшейся 5-11 февраля 1998 года. Последним в масштабе H0 E 410 001 сделали LS Models.

Самыми своевременными и распространенными оказались модели прототипа E 410 001 от компании Lima (артикул 208032). Модель выпускалась с 1969 по 1985 год. E 410 001 предстал перед нами таким, каким он был от момента своего "рождения" в 1966 году до его перемаркировки 1 января 1968 года. Модель имеет только один двигатель и привод только на одну тележку. А для улучшения тяги в таких обстоятельствах производитель использовал антипробуксовочные шины - то есть резинки на паре ведущих колёс. Токосъем также не самая сильная сторона этой модели, но зато детализация корпуса на достаточно высоком уровне...

В общем, принадлежность DB, эпоха IV, самое начало - 1966 - 1968...