Локомотивы: паровоз G 7.1 (BR55)

Производитель: Vulcan, Henschel и др.
Год постройки: 1893 - 1909, 1916 - 1917
Всего построено: 1202
Колея: 1435 мм
Осевая формула: 0-4-0
Нагрузка на ось: 14,7 тонн
Масса: 52.6 тонн
Дина по буферам: 16,613 мм
Диаметр ведущих колес: 1250 мм
Количество цилиндров: 2
Размер цилиндра: 520 х 630 мм
Тяговое усилие: 112 кН
Мощность: 650 л/с
Максимальная скорость: 45 км/ч
Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы можно классифицировать: по осевой формуле, которая описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей; по назначению — пассажирские, грузовые (товарные), маневровые и промышленные; по числу цилиндров паровой машины — двух- и многоцилиндровые (3 или 4 цилиндра); по роду применяемого пара — на насыщенном (на нем работали более старые паровозы) и перегретом паре (более новые); по кратности расширения пара в цилиндрах машины — с простым и многократным расширением (такая же картина) ; по числу экипажей (ну или тележек), размещённых под котлом; по величине давления пара в котле; по наличию тендера: тендерный и танк-паровоз; по типу трансмиссии: прямого привода и с применением зубчатых передач.
Немецкий восьмиосный тендерный грузовой паровоз прусской серии G 7.1 был спроектирован прусской компанией Stettiner Maschinenbau AG Vulcan в 1893 году в городе Шецин, при этом использовался котёл от G 5.1, предыдущей модели G 5.1; позже заказы на паровоз данного прусского стандартата (стандарт M III-3d) были переданы и на другие заводы (Vulcan, Hanomag, Schwartzkopff, Henschel, Linke-Hofmann, Schichau, Hartmann, Borsig, Hohenzollern, Jung, Orenstein & Koppel). Локомотив G 7.1 был первым, созданным компанией AG Vulcan, но оказался весьма удачным. Он предназначался для вождения тяжёлых грузовых поездов, особенно в гористой местности. Для своего времени это был мощный паровоз, с высоким тяговым усилием и небольшой скоростью. G 7.1 мог тянуть поезд весом 1400 тонн со скоростью 40 км/ч. G 7.1 использовался исключительно на перевозках грузов, большая часть машин работала на западе Германии и в Силезии, где эти паровозы хорошо зарекомендовали себе в гористой местности. Макисмальная скорость, которую мог развить локомотив первоначально была 45 км / ч, но в конечном итоге она была увеличена до 50 км / ч.
Всего в 1893 - 1917 годах одиннадцатью немецкими заводами было построено 1202 таких локомотива. До 1909 года было построено 1005 локомотивов - все для Прусской Государственной Железной Дороги (KPEV, Koniglich Preussische Eisenbahnverwaltung).
По некоторым данным, характеристики отдельных локомотивов варьировались в зависимости от производителя и используемого котла. Вторая и четвертая оси могли сдвигаться вбок на 10 мм для лучшего преодоления радиусов. Локомотив мог тянуть на равнине поезд с массой 1400 тонн со скоростью 40 км / ч и на склоне в 5 градусов поезда с массой 600 т со скоростью 30 км / ч. Паровозы комплектовались тендерами для перевозки угля серий pr 3 T 12 (содержал 12 м3 воды и 5 т угля) и pr 3 T 16.5 (такие строились в 1916 - 1917 годах).
В 1909 году строительство было приостановлено, так как на смену G 7.1 стали поступать более мощные и совершенные локомотивы, но в 1916 году выпуск возобновился. Во время войны Германии требовалось как можно больше паровозов, причём как можно дешевле! После возобновления производства в 1916 - 1917 годах немецкие заводы выпустили ещё 200 машин.
В 1916 году военное командование австро-венгерской империи решило возобновить производство устаревших, но зато дешёвых и простых в обслуживании локомотивов для быстрого увеличения грузоперевозок. Австрийцы заказали тридцать пять немецких паровозов G 7.1, названных kkStB 274 (эти локомотивы могли также эксплуатироваться на широкой "русской" колее). После поражения и распада империи часть паровозов была передана по репарациям Польше, но большинство осталось в Австрии.
После первой мировой войны локомотивный парк Германии растащили победители. Франция получила 103 паровоза G 7.1, которые были распределены по различным железным дорогам страны (номера AL 4301-4320, EST 4706-4745 и PO 1261-1303). Локомотивы были в неважном техническом состоянии, поэтому почти сразу они начали постепенно выводиться из эксплуатации.
В 1918 году от Германии Польша получила 142 G 7.1, что превышает объём переданных по репарациям машин этого типа в любые другие страны! Эти локомотивы были обозначены как Tp1. Ещё некоторое количество австрийских kkStB 274, попавших в Польшу, было названо Tp106. В Польше некоторые из этих паровозов использовались в бронепоездах.
После поражения Германиии тридцать G 7.1 были переданы по репарациям Чехословакии, где получили обозначение Rada 173.9. В 1920 году они были переименованы в Rada 413.0. В эту серию входили также бывшие немецкие паровозы G 7.2.
В Бельгию ушло 170 паровозов, где в железнодорожной сети SNCB они стали известны как серия 71.
Четыре G 7.1 были проданы в Литву (LG серия P7.1), Латвию (LDV серия Sn) и три - в Китай.
Часть локомотивов оказалась в ведении государственных железных дорог Италии, они обозначались там как FS 421 (17 штук G 7.1 и 32 штуки G 7.2 составили группу 421). 17 единиц, полученных в 1919 году в связи с военными репарациями в FS и включенных в серию 421 (носили там номера FS 421.001-13,40,47-49), прекратили свое существование уже в конце тридцатых годов; они были списаны и утилизированы. Только локомотив с номером 047 (G 7.1) дожил вроде как до 1952 года...
Поэтому когда в Германии в 1923 году была образована государственная железнодорожная компания Deutsche Reichsbahn (DRG) в её состав вошло всего лишь 680 бывших G 7.1, которые с 1925 года получили обозначение BR 55 (в DRG в 1925 году были задействованы диапазоны номеров 55 001–660, в 1938 - 55 681–683). Постепенно и они начали списываться в 1930-х годах. Тем не менее, в 1935 году 13 паровозов перешли к Германии вместе с французской тогда (по сути) областью Саар (получили номера 55 661–674), которая находилась под управлением Лиги Наций. Ещё один был куплен в той же Франции. На 1938 год в составе французских железных дорог осталось всего 29 таких паровозов.
В 1938 году Австрия была присоединена к Третьему Рейху и 7 kkStB 274 пополнили ряды BR 55.
В годы второй мировой Германия отвоевала назад получила множество бывших G 7.1, которые разошлись по разным странам после прошлой войны: 112 машин забрали из Польши (В 1939 году после оккупации Польши Германией поляки потеряли 105 Tp1 и 7 Tp106, они получили номера уже выведенных из эксплуатации машин), 3 из Литвы (номера 55 274 и 55 691-694), и ещё 29 было реквизировано во Франции. За годы второй мировой количество этих локомотивов уменьшилось не сильно, так как уже устаревшие к тому времени BR 55 использовались в глубине территории Германии на второстепенных работах и не работали в прифронтовой зоне и не принимали участие в боевых действиях.
Западногерманский Deutsche Bundesbahn получил около 100 локомотивов, пронумерованных в диапазоне 55 0.. -55 6.. после войны. После войны в Западной Германии BR 55 использовались на маневровых и вспомогательных работах до начала 1957 года. Последний G 7.1 в DB - 55 018 (списан 23.11.1956). В последнее время работал в депо Kreiensen и использовался на маршруте Salzderhelden - Einbeck.
В Восточной Германии эти локомотивы работали дольше, до 1966 года. В ГДР в 1966 были списаны 55 112, 219, 295 (все были приписаны к депо Зангерхаузен), 642 (Нордхаузен, номер 55 642 был списан одним из последних). Ныне сохранился только один паровоз, 55 669, в Дрездене. Он был списан ещё в 1964 году. До этого он базировался в Эрфурте и ездил по маршруту Эрфурт - Ноттлбен.
На территории Австрии осталось всего 4 таких локомотива (55 196, 393, 400, 493 и 553), переименованных в OBB 655. Как и в Германии, в послевоенное время они использовались в маневровой работе. Последний австрийский представитель этой серии (655.393) закончил свой век маневровым локомотивом на станции Stadlau и был списан в 1957 году. Паровоз с номером 55 553 в OBB 655 никогда не перемаркировывался и работал в Австрии с прежней немецкой маркировкой.
В 1945 году в Польше снова насчитывалось 99 Tp1 и 11 Tp106, которые работали до 1966 года. Один Tp1-18 и теперь стоит в качестве мемориала в Техническом железнодорожном училище в городе Тарновске-Гуры.
Во Франции после второй мировой уцелело только 4 паровоза, к которым вскоре добавились 2, пришедших из Германии. Там они маркировались как 1-040 B, и уже в 1950 году все они были списаны.
Что касается моделей локомотива в масштабе H0, то можно упомянуть работы Piko (появилась примерно в 2006 году) и Brawa (2012 года).
Самая свежая (2018 года) "инкарнация" этого паровоза у Piko - это Schlepptenderlok 421 / BR 55 (G7.1) FS (артикул 57560), принадлежащий итальянским железным дорогам. До этого были Schlepptenderlok BR 55 (G7.1) DR (артикул 57551), восточногерманский вариант с бортовым номером 55 110 и Schlepptenderlok BR 55 (G7.1) DB (артикул 57550), западногерманской принадлежности, но отчего-то с тем же нмером (!) 55 110. Все три разновидности - III (третьей) эпохи.
Как и самый, вероятно, распространенный вариант этого паровоза от Piko, входящий в стартовый набор серии Hobby "Пассажирский поезд DB" (артикул 57125). Локомотив в наборе принадлежит западногерманским железным дорогам DB, имеет бортовой номер 55 284. Можно разобрать его приписку - это ED Hannover (Eisenbahndirektion Hannover, Ганноверская Железнодорожная Дирекция), BW Minden (Bahnbetriebswerk Minden, депо Миндена). Безусловно, III (третья) эпоха, конкретно период с 1949 года (организация DB) по 1956 годы (предположительный год списания локомотива с номером 55 284).
Длина модели 193 мм, минимальный радиус поворота 358 мм. Имеет внешний свет (в зависимости от направления, белый), цифровой разъем 8-pin (NEM 652) для установки цифрового декодера, возможно подключение парогенераторов (аналогового или цифрового) и звукового модуля. Примечетельно, что именно тендер у модели оборудован двигателем и ведущими колесами, тогда как токосъем осуществляется с колёс самого локомотива.
Модель Brawa (артикул 40704) с бортовым номером 38, относится ко II (второй) эпохе, принадлежность DRG. Уже одно это придает ей особую ценность, не говоря уж о том, что она выполнена из металла, имеет подпружиненные буфера, ну и - само собой - освешение, мотор с маховиком и разъем под декодер. Длина модели 191 мм, минимальный радиус поворота 360 мм. Понятно дело, стоит она куда дороже, чем модель Piko.
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...