Локомотивы: тепловоз Kof III, 331, 332, 333 и 335

Год постройки первого прототипа: 1959
Осевая формула: B (2 оси)
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 22 тонны
Максимальная скорость: 45 км/ч
Длина по буферам: 7830 мм
Мощность: 240 лошадиных сил

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

Двухосные маневровые дизельные локомотивы-мотовозы серии Kof III (после 1968 года - серии 331, 332, 333 и 335) с 1959 года работали на линиях Deutsche Bahn. Это самый массовый двухосный маневровый локомотив на немецких дорогах, относящийся к категории мотовозов (Kleinlokomotiven). Производились они с 1959 года, и ряд модернизированных локомотивов серии даже в 2000-х годах активно эксплуатировались на дорогах Deutsche Bahn.

До 1959 года немецкие железные дороги уже эксплуатировали малые локомотивы серий Ko I и Kof II для небольших маневровых работ на не слишком крупных железнодорожных станциях. Эти локомотивы были прикреплены к конкретной станции и их использование привело к сокращению времени отправок поездов, поскольку теперь магистральные локомотивы совсем не отвлекались на маневровые работы.

После второй мировой войны небольшие локомотивы класса Kof II пользовались большим спросом, тогда как эксплуатация более мощного маневрового локомотива, скажем, серии V 60, была более проблематична, главным образом, из соображений экономии: небольшие локомотивы типа Kof были дешевле в эксплуатации, да и машинисту их не требовалась высокая квалификация.

В 1950-х годах, чтобы заполнить нишу между небольшими локомотивами (Ko I и Kof II) и тяжелыми V 60, на Deutsche Bahn было решено ввести в эксплуатацию промежуточную серию Kof III и производителю локомотивов Gmeinder была поручена задача по созданию прототипа.

В 1959 8 прототипов было готово и им было присвоено временное название серии Kof 10 (отличались максимальной скоростью 30 км/ч) и Kof 11 (отличались максимальной скоростью 45 км/ч). Было построено 5 машин серии Kof 11 и 3 серии Kof 10 (Kof 10 001 - 003 ; с 1968 года они обозначались как 331 001 – 003). Буква "K" в названии серии Kof обозначает "малый локомотив, мотовоз" (K - Kleinlok), "o" означает, что в нем используется дизельное топливо ("o" - oil в отличии от бензина "b" - benzol или старого доброго пара "d" - Dampf). Третья буква характеризует передачу - "f" это гидравлическая передача (Flussigkeitsgetriebe).

Те самые 8 прототипов отличались в техническом плане, но для большей части стандартным был двигатель от Mannheim типа RHS 518A мощностью 237 лошадиных сил, гидравлическая трансмиссия Voith типа L213U, а также цепная передача на колеса. Локомотивы с такими техническими характеристиками и были обозначены как Kof 11. Длина - 7.83 метров; вес - 22 тонны.

Кабина водителя съемная; таким образом, габариты локомотива могут быть легко уменьшены для транспортировки на открытой платформе в другое место. Обычно своим ходом эти низкоскоростные машины не перегоняют, чтобы они не занимали пути. Буфера у них сконструированы так, что поглощают удар и легко заменяются при необходимости. Локомотивы имеют два тормоза - пневматический тормоз конструкции Knorr и ручной тормоз.

С введением новой нумерации в 1968 году 317 изготовленных к тому времени локомотивов (включая и 5 прототипов Kof 11) получили новый номер серии - 332 (Kof 11 001-317 ; 332 002, 005–062, 064-210, 212-317, 601, 602, 701, 702, 801, 901), а 3 медленных локомотива Kof 10 - номер 331 (Kof 10 001 - 003 ; 331 001 – 003); затем в дальнейшем их максимальная скорость была также увеличена до 45 километров в час в результате переделок в 80-е годы, и в итоге локомотивы 331 001 и 331 002 были введены в серию 332 и получили номера 332 601 и 332 602 с 1992 года. Экспериментальные прототипы Kof 11 с номерами 001, 003, 004, 063 и 211 получили в 1968 году номера 332 701, 801, 702, 901 и 902. Помимо Gmeinder их выпускали на заводах Jung, Orenstein & Koppel и Windhoff.

В 1965 инженеры Gmeinder сделали решающее нововведение - на локомотивах, строившихся по образу и подобию Kof 11, поменяли цепную передачу на приводные валы. Такие локомотивы стали обозначать как серию Kof 12 (или 333 после 1968 года). Их построили 250 штук (Kof 12 001 ; 333 001-251, 525..716, 335 004..251). У локомотивов начиная с 333 102 изменился и внешний вид из-за установки улучшенной системы охлаждения. После 1978 года локомотивы серии Kof III больше не строились. Локомотивы серии Kof III можно было видеть в различных "ливреях" - сине-бежевой, бородовой, темно-красной и ярко-красной.

Эти локомотивы с 1984 года вошли в экспериментальную программу по организации радиоуправляемых маневровых работ. С тех пор работу двух человек (машиниста и сцепщика) смог выполнять один человек с пультом управления - так называемый "Lokrangierfuhrer".

С 1988 года по результатам этой программы началась реконструкция локомотивов серии 333 и они получили новый номер серии - 335. Локомотивы класса 335 стали радиоуправляемыми - и отличаются от класса 333 наличием контрольных фонарей индикации дистанционого управления, а также ящиком для этого самого дистанционного управления на внешней стороне задней стенки кабины водителя. В 2001 году из-за снижения спроса на радиоуправляемые локомотивы локомотивы серии 335 были преобразованы обратно в класс 333; но порядковый номер увеличен на 500 (например, таким образом 335 025 превратился в 333 525).

А вот локомотивы серии 332 реконструировать не стали и с середины 1990-х они начали выводиться из эксплуатации. Локомотивы были полностью выведены из эксплуатации до 2002 года. В 2000-х годах на линиях Deutsche Bahn остались только локомотивы серий 333 и 335.

Этот довольно популярный локомотив разные производители моделей часто востпроизводили в различных масштабах. В масштабе H0 наимбольшее распространения получили модели Roco, Marklin и - с огромной натяжкой - Lima.

Распространена модель Roco (артикул 63862) локомотива Kof 11 199, которую начали выпускать в 2011 году. При этом, несмотря на маркировку Kof 11 199 производители утверждают, что эта модель назвается "Dieselrangierlokomotive Baureihe 333 (Kof)", так как сделана по состоянию на 1965 год (это III эпоха), когда серия Kof 11 уже прошла реконструкцию приводов и стала называться 333... Сделана модель довольно точно, в классической темно-красной ливрее, длина по буферам 90 мм, пятиполюсный мотор с маховиком, привод на обе оси, шахты Nem, разъем для декодера... Только света нет! Кстати, в 2013 Roco снова выпустил легендарный Kof III, на этот раз в модификации BR 332. Маневровый локомотив выполнен в типоразмере H0 принадлежности Deutsche Bundesbahn, эпоха IV.

Модель Marklin "Kof III BR 335 DB AG" (артикул 36342) также является достаточно точной копией одного из локомотивов этой серии (номер 335 183-0) уже V эпохи. Модель сделана из металла и имеет свет (белый и красный), интерьер в кабине, цифровой декодер, привод на обе оси, в современной ярко-красной ливрее, длина по буферам 93 мм...

Что касается модели от Lima, то это, конечно, чистый произвол... Модель от итальянцев (артикул 1653) заявлена как маневровый локомотив серии 332 - на неё нанесена маркировка 332 256-7 DB, Stutgart, Bw Kornwestheim, она окрашена в правильный классический темно-красный цвет, та же колесная формула, указан правильный вес (22 - 24 тонны), но на этом - всё... Больше ничего правильного нет! По очертаниям и разным деталям модель напоминает локомотив серии 332 256-7 весьма и весьма отдаленно, она явно крупнее, чем положено и длина по буферам составляет 11,5 см (а по хорошему не должна превышать 9 см).

Можно, кстати, сравнить модель и прототип - локомотив Kof 11 256 появился на свет в 1965 году (производитель - Jung), с 1 января 1968 года он обозначается как 332 256-7, до ревизии в 1982 году он имел темно-красную ливрею, после - бежево-голубую. В 1997 году был списан, в 1999 году утилизирован. Числился локомотив при депо Корнвестхайма (Bw Kornwestheim, под Штутгартом).

А теперь самое главное - на самом деле это окрашенная и маркированная под немецкий локомотив серии 332 модель американского локомотива Plymouth MDT 40, которую Lima выпускала в разных цветах и с разными маркировками еще с 1976 года (артикул 1650). Но это уже другая история...

мотовозы - на сайте deutsche-kleinloks.de


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...