Локомотивы: тепловоз BB 67000 SNCF

Страна постройки: Франция
Производитель: Brissonneau & Lotz
Годы постройки: 1963–1969
Страны эксплуатации: Франция
Род службы вариантов: грузовой и пассажирский
Тип: дизель-электрический
Дизайнер: Paul Arzens
Всего произведено: 194
Номера: 67001–67124, 67201–67280, 67301–67390 (с учетом реконструкции 80 локомотивов, которые вошли в подсерию BB 67200 с 1980 по 2004 годы, и 20 локомотивов, которые вошли в подсерию BB 67300).
Осевая формула: Bo'Bo'
Колея: 1435 мм
Ширина: 2940 м
Высота: 4,140 м
Колесная база:9800 м
Тележки:Y 210
Колесная база тележки:2400 м
Длина: 17 090 мм
Масса: 80 т
Двигатель: 16-ти цилиндровый дизель S.E.M.T. Pielstick V16
Запас топлива: 3400 л
Трансмиссия: электрическая
Максимальная скорость 90 км / ч (для грузового сервиса) 130 км / ч (для пассажирского)
Мощность: 1970 л.с.

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

Тепловоз BB 67000 - это тепловоз с электроприводом, разработанный и изготовленный французской компанией Brissonneau и Lotz для французской же национальной железнодорожной компании SNCF.

22 декабря 1960 года, чтобы ускорить процесс ликвидации паровозов, Французская национальная железнодорожная компания заказала партию тепловозов BB 67000. Это первый из больших дизелей, представленных SNCF для замены паровозов, ранний образчик стиля железнодорожного дизайнера Пауля Арзенса (Paul Arzens).

Paul Arzens создал своеобразный дизайн - окраска была стального синего цвета с белыми горизонтальными полосами спереди, которые изначально подчеркивались декоративными полосами. Для увеличения динамического эффекта вентиляционные решетки на боковых поверхностях были выполнены асимметрично в виде стилизованной стрелки.

Этот четырехосный дизельный локомотив общего назначения с электроприводом, предназначенный для перевозки как пассажиров, так и грузов. Локомотив оснащен высокоскоростным дизельным двигателем SEMT V16 PA 4 мощностью 2000 лошадиных сил (первоначально, затем мощность была увеличена до 2400 л.с.), оснащен электроприводом, работающим от постоянного тока и одномоторными тележками.

Дизель-электрические локомотивы серии BB 67000 строились между 1963 и 1969 годами. На какое-то время он стал наиболее распространенным во Франции магистральным тепловозом. 194 машины были изготовлены на заводе Brissonneau & Lotz в Этре. Подтипами являются BB 67200 (результат поздних преобразований из BB 67000), а также BB 67300 и BB 67400.

Первый локомотив был сдан в эксплуатацию 10 августа 1963 года. В 1963 году в распоряжение SNCF поступили локомотивы с номерами от BB 67001 до BB 67040. Затем последовал ряд с BB 67041 до 124, как результат второго заказа.

Локомотив приводится в движение дизельным двигателем мощностью 2400 л. с. (до 1965 года - 2000 л. с.). Дизель имеет две турбовоздуходувки и промежуточное охлаждение наддувочного воздуха в водо-воздушном теплообменнике. Дизель-генератор с фланцевым соединением устанавливается на раму кузова на четырех эластичных конических амортизаторах, воспринимающих как вертикальные, так и горизонтальные статические и инерционные нагрузки. Вес первых тепловозов достигал 80 тонн.

Охлаждающая система дизеля состоит из двух отдельных водяных контуров: высокотемпературного, в котором охлаждаются цилиндры и их головки, и низкотемпературного, служащего для охлаждения масла и наддувочного воздуха.

Сварная рама кузова тепловоза выполнена из листовой стали. Боковые стенки кузова и перегородки также сварены из стальных листов, а центральная часть крыши кузова - из легкого сплава. Кабины машиниста имеют обшиву из полистирола. Изогнутые оконные элементы по углам создавали визуально сплошную стеклянную переднюю часть, но начиная с BB 67041 и далее от нее отказались, чтобы избежать бокового солнечного света.

С самого начала локомотивы получили третий верхний прожектор, который, однако, включался только при трансграничном движении в Германию и Швейцарию и на большинстве локомотивов был заменен глухой крышкой.

Первые тепловозы этой серии до номера 124 имели электрическую передачу постоянного тока и были оборудованы главным генератором типа ТС164.

Тележки тепловоза - двухосные мономоторные. Тяговый двигатель в тележке крепится болтами с одной стороны к корпусу редуктора, с другой - к боковине рамы тележки. Нижняя половина корпуса редуктора представляет собой единую сварную конструкцию с рамой тележки, верхняя половина - отъемная. Оригинальная серия BB 67000 была введена в эксплуатацию в период с 1963 по 1968 год, она включала машины с номерами с 67001 по 67124. Посредством пневмопривода, управляемого из кабины машиниста, можно устанавливать различное передаточное отношение тягового редуктора: 2,3 для пассажирского и 3,45 - для грузового режима. Таким образом коробка передач могла переключаться с 90 км / ч (в грузовом режиме) на 135 км / ч (в режиме пассажирского поезда).

Поскольку в локомотивах не было системы для подогрева вагонов в пассажирских поездах, вагон-обогреватель приходилось дополнительно включасть в пассажирские составы.

В 1965 году построен опытный тепловоз 67036 который отличался от базовых тепловозов этой серии наличием электрической передачи переменно-постоянного тока и наличием системы электроотопления поезда. Тепловозы с электропередачей переменно-постоянного тока стали выпускаться как подсерия 67300. Вес увеличился до 80,5 тонн. С 1967 по 1969 год было поставлено 70 машин с этой технологией, им были присвоены номера с 67301 по 67370. Общая конструкция подсерии 67300 и базовой серии 67000 в основном одинакова, за исключение упомянутых выше новшеств.

Первоначально, как сказано выше, локомотивы предназначались для смешанного использования, грузового и пассажирского, с соответствующим оборудованием для переключения передаточного отношения тягового редуктора тележек. Позже их стали назначать только на грузовые перевозки и соответствующим образом жестко и однозначно отрегулировали передачу. В соответствии с такими требованиям в 1967 году была заказана третья серия, первый локомотив из неё был готов уже в конце 1968 года, а с начала 1969 по 1975 год было введено в эксплуатацию 232 таких локомотива. Они отличались от своих предшественников тележками, тормозами, тяговыми двигателями и более не переключаемой коробкой передач. Это были локомотивы подсерии 67400.

Тяговые двигатели на этом тепловозе, как и тяговый генератор, выполнены самовентилируемыми, что позволило существенно упростить систему приводов вспомогательных механизмов тепловоза. При этом тяговые электродвигатели обеспечивали те же тяговые характеристики, что и у тепловозов серии 67300. На тепловозах серии 67400 применены тележки типа 217, отличные по своему исполнению от тележек типа 210, применявшихся на тепловозах серий 67000 и 67300. Вес увеличился до 83 тонн. BB 67632 стал последним магистральным тепловозом этой серии, он бы поставлен SNCF 31 октября 1975 года.

В период с 1975 по 1979 год 20 тепловозов оригинальной серии BB 67000 были преобразованы в локомотивы подсерии BB 67300 за счет установки вспомогательных генераторов переменного тока и получили номера с 67371 по 67390.

С 1980 года 75 локомотивов оригинальной серии были реконструированы и стали числиться как подсерия BB 67200. В 1981 году, с открытием юго-восточной линии французской высокоскоростной железной дороги TGV, SNCF решили установить локомотивную сигнальную систему TVM-300 на 5 локомотивов BB 67000 и заменили сцепки на автоматические, так чтобы эти локомотивы могли использоваться на высокоскоростных железных дорогах. Они также могли использоваться в качестве спасательных локомотивов для высокоскоростных поездов. Эти модифицированные локомотивы также получили обозначение BB 67200. Таким образом, всего 80 локомотивов первой серии были переоборудованы в период с 1980 по 2007 год для работы на высокоскоростных линиях для обслуживания маршрутов и в качестве вспомогательных локомотивов для вышедших из строя поездов TGV. Они были переклассифицированы под номерами с 67201 по 67280. Машины были модифицированы в мастерских SNCF в Невере и Руане. Они получили систему управления поездом, используемую на соответствующем высокоскоростном маршруте, локомотивы с 67231 по 67238 получили постоянно прикрепленную муфту Шарфенберга в кабине машиниста 1.

30 локомотивов были перестроены в соответствии со спецификациями класса BB 67200 в период с 1980 по 1984 год для работы с поездами в сети LGV. Для использования на LGV Nord модели BB 67247 – 67256 получили поворотные муфты Шарфенберга, которые по-прежнему позволяют использовать обычные винтовые муфты.

67036 стал прототипом локомотива для ETH и получил новый номер 67291. Шестнадцать оригинальных локомотивов были перестроены в соответствии с самой современной на тот момент спецификацией. С появлением более современных машин и сокращением зоны их действия после электрификации ограничение скорости для BB 67000 было снижено до 90 км / ч. Изменилась и окраска. С 1995 года многие машины были перекрашены в синий или красный вариант цветовой схемы "мультисервис".

В середине 2016 года 125 локомотивов так или иначе всё ещё эксплуатировались.

Зимой 2018/2019 года были остановлены два последних локомотива подсерии 67300 - 67345 и 67376. Ещё два локомтива 67382 и 67305 хранятся в музее, последний - в музее железной дороги Мулхаузена Cite Du Train.

Из моделей локомотива серии 67000 в масштабе H0 более всего известны образцы компаний Jouef, Lima, Hornby-Jouef и Piko!

В наших краях легко было одно время найти в продаже стартовый набор Piko из серии Hobby "Грузовой состав РЖД", который комплектовался самым настоящим BB 67000, но с российской маркировкой (артикул 96995). Несмотря на удивительное допущение с принадлежностью РЖД, он несомненно отнсится к эпохе IV/V.

Модель оборудована внешним (белым) освещением, переключаемым по направлению движения, и оснащёна разъёмом для установки декодера цифровой системы управления.

BB 67000 c "нормальной" маркировкой входил у Piko и в другие стартовые наборы (например, артикул 95010), а также был достуен в виде отдельных моделей (напрмер, Dieselloc SNCF BB567498, артикул 95152).


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...