Локомотивы: тепловоз V 100 DB (BR 211, 212, 213, 214)

Класс V 100.10/ класс 211
Нумерация: V 100 1007 – 1365, c 1968 года - 211 001 - 005 и 211 007 - 365
Количество: 364
Производитель: MaK
Производился с 1958 по 1963 годы
Осевая формула: B'B'
Ширина колеи: 1,435 мм
Длина по буферам: 12,100 мм
Высота: 3.990 мм
Вес: 62.0 тонны
Скорость: 90 км/ч, 100 км/ч начиная с 211 008

Класс V 100.20 / класс 212 and 213
DB Class V 100.20
DB Classes 212 and 213
Нумерация: V 100 2001 – 2381, c 1968 года - 212 001 – 331, 212 342 – 381, 213 332 – 341
Количество: 381
Производитель: MaK
Производился с 1962 по 1965 годы
Осевая формула: B'B'
Длина по буферам: 12,100 мм, 12.300 мм (212 022)
Вес: 63.0 тонн
Скорость: 100 км/ч
Высота: 4.275 мм


Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

V 100 - универсальный западногерманский четырехосный тепловоз, который можно было использовать в различных топографических условиях в грузовых поездах легкой и средней тяжести, а также в экспрессах и пассажирских поездах. Предназначался он для неэлектрифицированных веток в качестве замены паровозов. Локомотивы семейства V 100 использовались практически по всей Федеративной Республике Германии. Первоначально предназначались для обслуживания малых железнодорожных веток, но вскоре стало ясно, что локомотивы также могут использоваться и для обслуживания легких магистральных линий. Снятые с эксплуатации локомотивы также использовались в Австрии Федеральными железными дорогами в 1990-х и начале 2000-х годов, где они числились как класс OBB 2048.

Как и у его предшествовенника класса V80, у V100 кабина водителя была расположена посередине. Но в отличие от V80 с несущим кузовом, у V100 была сварная рама с двумя продольными и двумя поперечными балками из стального проката и листового металла, которая поддерживала кузов, что было дешевле в производстве. Двигатель и система охлаждения размещались в длинной передней части, паровой котел, компрессор, аккумуляторные батареи и пусковое устройство - в более короткой задней части. В кабине водителя имелась двойная панель управления - в обоих направлениях. Вспомогательный дизель мощностью 22 л.с. также размещался в передней части (он был нужен для зарядки аккумуляторной батареи и питания при остановленном основном дизельном двигателе). Вместо вспомогательного дизеля у некоторых локомотивов была аккумуляторная батарея с возможностью подключения внешнего питания для подзарядки. Топливный бак и бак для мазута находились под кабиной водителя. Тепловоз имел две тележки с двумя ведущими колесными парами на каждой.

Этот тепловоз был разработан в 1956 году инженерами завода Maschinenbau Kiel (MaK) для Deutsche Bundesbahn. Серия V 100.10 (позже - 211) должна была использоваться в пассажирских и легких грузовых поездах.

Дизельным локомотивом V 100.10 также можно было управлять дистанционно с помощью 36-полюсного кабеля KWS. Это было реализовано на практике только у двух локомотивов (100 005 и 100 006). Максимальная скорость всех локомотивов изначально была ограничена 90 км / ч. Это ограничение ввели не по техническим, а по юридическим причинам. Начиная с максимальной скорости 100 км / ч, EBO (Eisenbahn-Bau- und Betriebsordnung) требовал наличия у локомотивов системы Indusi (системе сигнализации).

Шесть испытательных локомотивов с номерами от 100 001 до 100 006 были приняты DB в период с августа 1958 по октябрь 1959 года. Локомотивы оснащались двигателем MB 820 Bb мощностью 1100 л.с. от Daimler Benz. Компания MaK построила еще один локомотив (V 100 000) за свой счет для своих демонстрационных нужд и сначала испытала его на севере Швеции. Но DB купила и его в 1959 году и ввела в эксплуатацию как V 100 007.

Более мощный двигатель MB 835 Ab на 1350 л.с. был установлен уже на V 100 006. Локомотив был перемаркирован в 1060 году в V 100 2001 и стал прототипом более мощной серии V 100.20, позже известной как DB класс 212.

Локомотивы с V 100 001 по V 100 007 уже были пронумерованы, но номер V 100 1006 остался незанятыми, поскольку кандидат на его получение - V 100 006 - уже имел более мощный двигатель и поэтому получил номер новой серии - 100 2001.

В 1960 году DB разместило заказ у семи производителей на производство 342 локомотивов серии. Первый заказ серии V 100.20 включал 36 локомотивов с V 100 1008 по V 100 1043, они уже были оснащены двигателем мощностью 1350 л.с. и получили обозначение V 100.20.

DB класс V 100.20 (позже 212), таким образом, является более мощным вариантом V 100.10. В отличие от V 100.10, который использовался для обслуживания небольших веток, V 100.20 был предназначен для работы на основных линиях. Длина этой модификации составляет 12,1 метра (с номера 022: 12,3 метра), а вес - 63 тонны. Двигатель развивал мощность 993 кВт (1350 л.с.). Поскольку на V 100.20 ставился другой дизель в 1350 л.с. пришлось изменить систему охлаждения, отсюда и длина локомотива стала на 20 см больше, но рама при этом не изменилась, был изменён передний буферный брус. Более крупную систему охлаждения можно узнать по вертикальным ламелям, расположенным напротив горизонтальных ламелей других локомотивов. Другие незначительные отличия можно найти в электрической части локомотивов.

В 1961 году началось их серийное производство, продолжавшееся до 1963 года. Помимо МаК (V 100 100 1008-1026, 1044-1113), локомотивы производились Deutz (V 100 1114-1168), Maschinenfabrik Esslingen (V 100 1354-1365). ), Henschel (V 100 1169-1223), Jung (V 100 1027-1043, 1324-1353), Krauss-Maffei (V 100 1274-1323) и Krupp (V 100 1224-1273). Серийные локомотивы в основном оснащались двигателями Maybach и Mercedes Benz. Двигатели MAN, которые ставили лишь в небольшом количестве, были полностью заменены к 1980 году. Как и в случае с тестовыми образцами, позже была усовершенствована также система смазки и внедрена система Indusi. Со временем все локомотивы получили возможность работы с системами Sifa и Indusi (Sifa - это система управления на европейских железных дорогах, PZB или Indusi - это система сигнализации). Максимальная скорость была, наконец, официально увеличена до 100 км / ч в 1965 году за счет модернизации на предприятии Standard Elektrik Lorenz.

Другой заказ на постройку ещё 210 локомотивов последовал в 1962 году. Еще 150 локомотивов были заказаны в конце 1963 года, в том числе десять локомотивов с гидродинамическими тормозами, которые стали заменять паровозы классов 82 и 94.5-17 на крутых горных участках Шварцвальда (с 1966 года) и Вестервальда (с 1968 года). Им были присвоены номера от V 100 2332 до V 100 2341. У них пришлось отказаться от вспомогательного дизеля из-за недостатка места. Между двигателем и системой охлаждения был установлен дополнительный теплообменник для нагрева тормозов. Эти локомотивы, первоначально классифицированные как V 100 2332 - 2341, эксплуатировались с 1968 года уже как серия 213. В 1972 год их все перевели в Гиэн, а с 1987 года в Кобленц. В 1995 году эти локомотивы оказались в Тюрингенском лесу для использования на железнодорожной линии Плауэ - Темар и других маршрутах с крутыми участками пути. Затем в 1998 году их перебросили в Эрфурт. С 1999 года локомотивы использовались точно так же, как и локомотивы серии 212 (то есть уже на обычных, а не на крутых участках). К 2001 году их списали из DB. Два локомотива достались дочернему предприятию DB Sudostbayernbahn. Все остальные проданы частным железнодорожным компаниям, некоторые из них все еще использовались даже в 2018 году. Всего же к 1966 году на железные дороги поступил 381 экземпляр V 100.20.

Серии DB Class V 100.20 и V 100.10 были классифицированы как серии 212 и 211 в 1968 году в рамках изменения нумерации локомотивов Федеральных железных дорог Германии. Локомотивы для крутых участвов, первоначально обозначенные V 100 2332 - 2341, были реклассифицированы в 1968 году как DB класса 213.

С начала 1990-х годов австрийская OBB приняла в собственность 36 локомотивов серии В 100.10. Два из них были использованы в качестве доноров запчастей. Локомотивы получили новый дизельный двигатель и эксплуатировались под номером 2048 до 1 октября 2003 года. В основном они использовались в качестве локомотивов для грузовых поездов.

В особую группу в конце 80-х выделился класс 214. Из-за большого количества туннелей на новой железнодорожной линии Вюрцбург - Ганновер потребовались специальные аварийно-спасательные поезда. Был разработан так называемый туннельный спасательный поезд (Tunnelhilfszug или TuHi) и в мае 1988 года первый такой TuHi приступил к работе в Фульде. TuHi состоят из транспортного вагона 1, вагона с оборудованием, пожарного вагона, центрального вагона, вагона скорой помощи и транспортного вагона 2.

Дизельные локомтивы 212 244-8, 212 257-0, 212 236-4, 212 352-9, 212 271-1 так или иначе были использованы для этих поездов. Все пять 212 для TuHi были перестроены в период с мая по август 1988 года на предприятии AW Kassel. Официально все 5 локомотивов обыли приписаны к депо Bw Wurzburg (хотя на обоих тепловозах из Fulda было ошибочно нанесено Bw Fulda. С 1 января 1989 года пять локомотивов были реклассифицированы в класс 214 с сохранением их серийных номеров.

В период с августа 1990 по апрель 1991 года еще восемь локомотивов были реконструированы на AW Bremen и AW Kassel для четырех других TuHi. Локомотивы 212 033, 212 046, 212 235, 212 245, 212 246, 212 251, 212 260 и 212 277 были переведены в класс 214, при этом все они сохранили свои оригинальные серийные номера.

Все 13 представителей класса 214 были перемаркированы DB AG 31 октября 1994 года в класс 714, серийные номера были снова сохранены. До 1 августа 1996 года - тогда им были присвоены порядковые номера в пределах класса 714, от 001 до 013. Локомотив с наименьшим исходным номером стал 001, а локомотив с наибольшим - 013.

Компания DB AG переделала для TuHi ещё два тепловоза в 1996 - 1997 годах в Стендале: 212 269 превратился в 714 014, а 212 160 стал 714 015. Помимо перенумерации локомотивы изменили свою окраску. Первые пять локомотивов TuHi имели классическую синюю и бежевую окраску, более поздние восемь были окрашены в красный цвет. Надпись на локомотивах - белые буквы Rtz, знак DB с белой надписью Netz Notfalltechnik и знак DB с белыми буквами Notfalltechnik. Все 15 локомотивов класса 714 принадлежат ныне DB Netz, центральному управлению маршрутами / железнодорожным транспортом в Фульде.

После того, как все локомотивы 211 и 212/213 были списаны с Deutsche Bahn к 2005 году. После вывода из эксплуатации локомотивов класса 211 и 212/213, всего четыре 212 и 213 осталось у дочерней компании DB Deutsche Bahn Gleisbau (DBG) и один 213 у другой дочерней компании SudostBayernBahn (да и тот был законсервирован в ноябре 2006). Однако вскоре некоторые представители этого класса были повторно задействованы для обслуживания строительных поездов, оказались в частных железнодорожных компаниях и в железнодорожных музеях.

Например, после вывода из эксплуатации в 2004 году 211 023, 212 023 и 212 330 стали собственностью музея Deutsche Bahn (DB Museum, Нюрнберг). Все три локомотива сильно пострадали в результате пожара 17 октября 2005 года. В июне-июле 2006 года все сгоревшие тепловозы, находящиеся в собственности музея, были разобраны и отправлены на слом. Тем не менее, в разных музеях сохранился весь модельный ряд локомотивов класса V100! Например: 211 023-7 (DB Museum), 211 054-2 (Gemeinde Eschenau), 211 079-9 (Hammer EF), 211 200-1 (DGEG), 211 357-9 (Gesellschaft zur Erhaltung von Schienenfahrzeugen), 212 001-2 (DB Museum), 212007-9 (DGEG), 212009-5 (частный), 212023-6 (музей DB), 212 062-4 (DB Museum), 212 077-2 (DB Museum), 212 084-8 (DB Museum), 212 133-3 (частный), 212 203-4 (частный) и 212 372-7 (DB Museum).

Большое количество локомотивов вовсе не пошло на лом - уже по мере того, как началось их списание из DB, начался и процесс их реконструкции. Так, ещё в 1997 году компания OnRail в Меттманне модернизировала восемь локомотивов серии V 100.10, получившие, среди прочего, новые двигатели и кузова. Восстановленные локомотивы OnRail DH 1004 компании были проданы различным частным железным дорогам и используются в портах и на частных железных дорогах.

А в октябре 2006 года 12 списанных 212 были доставлены на предприятие Aw Cottbus для общей проверки и реконструкции с целью последующего ввода в эксплуатацию в служебных целях. К концу 2008 года 10 локомотивов были оснащены двигателем MTU 8V 4000 R41 (1000 кВт), аналогичным двигателю класса 290/294.

Многие списанные локомотивы из парка Deutsche Bahn были проданы компании Alstom Lokomotiven Service в Стендале. Там они ремонтировались и продавались заинтересованным сторонам, например частным железным дорогам в Германии и за рубежом. Для этого в ноябре 2006 года Alstom и Gmeinder Lokomotivfabrik Mosbach разработали концепцию модернизации локомотивов бывшего класса V 100. Для переоборудования использовались только рама локомотива и тележки V 100. Низкая надстройка была совершенно новой и больше напоминала коробку. Они комплектовались новым двигателем - Caterpillar 3508 BSC (970 кВт). Компания DB классифицировала арендованные локомотивы как класс 262. Была усовершенствована трансмиссия, установлена новая система охлаждения, система дистанционного радиоуправления. К августу 2008 года было поставлено одиннадцать локомотивов, их продали затем компаниям DB Schenker, Nordbayerische Eisenbahn, Locon и BBL Logistik, среди прочих. Всего же в Стендаль для переоборудования было доставлено около 50 отслуживших свой срок локомотивов, и 36 из них были переоборудованы. Все локомотивы, которые не были переоборудованы, в настоящее время списаны, проданы частным железным дорогам или находятся в собственном арендном пуле компании Alstom (по состоянию на 2020 год).

Подержанные и реконструированные локомотивы V 100 оказались очень популярны среди компаний, занимающихся строительством путей, поскольку имеют очень хороший обзор благодаря своей конструкции с приподнятой средней кабиной. Только французские железнодорожные компании, в частности Colas Rail, Travaux du Sud-Ouest (TSO), Eurovia Travaux Ferroviaires (ETF) и Vechietti et Meccoli, приобрели более 130 машин. Подержанные V 100 также попали в Боснию и Герцеговину, Данию, Великобританию, Гвинею, Италию, Нигерию, Румынию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Турцию, Бангладеш, Алжире, Испанию и Португалию.

А к середине 2018 года планировалась комплексная модернизация еще 14 локомотивов на заводе в Бремене.

Западные немцы очень любят свой V100, и в его моделях H0 недостатка нет.

Исключительно распространены (из-за присутствия в стартовых наборах) модели фирмы Roco. И раньше их было немало, и теперь недостатка нет. Скажем, модели локомотива версии V100.20 - ранее выпускались Roco, например, модели с артикулом 63984 (BR V100.20) и особо популярные 63980 (BR 212 DB-Cargo)...

Ныне (2020 год) в продаже есть модель варианта V 100.10 (тот, что позже стал 211). Например, артикул 52526 (Diesellokomotive BR 211, DB). Это цифровой вариант без звука. И артикул 52527 (Diesellocomotive class 211, DB) с цифровым звуковым декодером DCC.

Принадлежность обоих упомянутых современных моделей - DB, эпоха - IV (четвертая). Привод у моделей - на все 4 оси, минимальный радиус 358 мм, маховик, пятиполюсной мотор, свет красный белый по ходу движения, длина по буферам 139 мм.

Хороший сайт про V 100 - www.v100.de (немецкий язык)
инструкции к модели Roco артикул 52527


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...