Локомотивы: тепловоз DR Baureihe V100

Год постройки первого прототипа: 1964
Колесная формула: 2-2
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 64 тонны
Максимальная скорость: 100 км/ч
Длина по осям автосцепок: 13940/14240 мм
Высота (от головок рельсов): 4255 мм
Ширина: 3100 мм
Мощность: 1000 лошадиных сил
Диаметр колес: 1000 мм

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

Локомотивы этой серии стали частью общей программы ГДР по масштабному переходу Deutsche Reichsbahn (DR) с паровых локомотивов на дизельные. Компания была начата в середине 1950-х годов. Созданы были тепловозы V15, V60, V180 и V240. Однако не было локомотива мощностью около 1000 л.с. для пассажирских и грузовых поездов среднего веса, а также на тяжелых маневровых работах. Пробел сначала пытались восполнить тепловозами производства СССР, но не очень успешно, и в 1963 году была начата разработка собственного тепловоза. При этом старались использовать все удачные наработки, сделанные в процессе создания тепловоза V180. В 1964 году был показан первый (синий) опытный образец тепловоза с двигателем мощностью 900 л.с. на весенней лейпцигской ярмарке.

Сделали этот тепловоз на народном предприятии Локомотивбау Карл Маркс Бабельсберг (VEB Lokomotivbau Karl Marx Babelsberg). После того, как стало очевидно, что можно начинать серийное производство, прежде чем начать его на берлинском предприятии Ханс Беймлер - Хеннигсдорф (Lokomotivbau Elektrotechnische Werke Hans Beimler Hennigsdorf) в 1966 году на Локомотивбау Карл Маркс Бабельсберг был построен еще один (красный) прототип (V100 003) с двигателем мощностью 1000 л.с. Оба прототипа были уничтожены позже, 19 декабря 1968 года, при большом пожаре в железнодорожных мастерских Коттбуса. Их номера были присвоены локомотивам, построенным позже.

Но серийный выпуск был начат и железные дороги Deutsche Reichsbahn (DR) получили первую партию серийных тепловозов V100 весной 1967 года (это были V100 с номерами от 004 до 043). Кузов тепловоза - капотного типа с центральным расположением кабины управления. Кабина машиниста расположена в средней части кузова, что гарантирует хорошую видимость в обе стороны. Возможность управления поездом без поворота тепловоза и управление тепловозом в одно лицо обеспечили универсальность использования локомотива. В передней части его под капотом располагается холодильная камера и дизель, в концевой части - генератор для питания мотор-вентилятора, аккумуляторная батарея, котел для отопления поезда и другое вспомогательное оборудование. В качестве отопительной установки поезда используется паровой котел. Кузов опирается на две двухосные тележки. Тепловоз оборудован тормозом Кнорр. BR 110 принадлежащий железным дорогам Deutsche Reichsbahn окрашен в красный цвет и имеет желтую полосу вдоль нижнего края.

Локомотивы типа V100 экспортировались в Чехословакию и Китай, а также продавались в различные частные промышленные и строительные компании. Всего до 1983 года было произведено 1.145 штук таких тепловозов, включая оба прототипа. 867 штук V100.1 (серия DR V100.0, впоследствии серия 110.0) 1965 - 1978 годы; 59 штук V100.2 для Китая, 1974 -1976 годы; 131 штука V100.3 для Китая, 1977 - 1982 годы; 68 штук V100.4 (локомотивы DR 111-37, другие для различных промышленных предприятий), 1981 - 1983 годы); 18 штук V100.5 (DR 110.9 - 11 локомотивов с 1976 по 1983 год и CSD T476 - 7 локомотивов в 1981 году).

Выпускавшиеся с 1970 года в Deutsche Reichsbahn тепловозы серии V100 маркируют как V110. Данная серия стала улучшенной модификации локомотивов V100. Разнообразные задачи, для которых строились V100, привели к появлению многочисленных разновидностей конструкции локомотива. Например, локомотивы, которые делались на экспорт в Китай были приспособлены для работы в сложных климатических условиях при температурах от -30 до +35 градусов.

После воссоединения Германии (1990 год) и слияния DB и DR в DB AG, все еще действующие локомотивы были перенумерованы следующим образом: DR 108-110 - DB 298; DR 110.9 - DB 710; DR 111 - DB 293 (DR 110 без нагревательного котла, для тяжелого маневрирования); DR 112 - DB 202 (DR 110 с двигателями 883 кВт); DB 203 представляет собой серию полностью модернизированных локомотивов DR 112 (DB 202) с двигателями 1380 кВт; DR 114 - DB 204 (DR 110 с двигателями 1100 кВт); DR 115 - DB 204 (DR 114 с двигателями 1029 кВт); DR 199 - DB 299 (10 локомотивов для гусеничных колес 1000 мм).

После слияния железных дорог Западной и Восточной Германии в компанию Deutsche Bahn AG оказалось, что столь большой парк очень прочных и надежных восточногерманских локомотивов V 100 больше не востребован на немецких железных дорогах. Кроме того, была выявлена проблема - на только что уложенных рельсах локомотив раскачивался при движении на высоких оборотах. В итоге компания Deutsche Bahn снизила разрешенную им максимальную скорость до 80 км / ч, но это косвенно свидетельствовало о том, что локомтив надо было выводить из эксплуатации, поскольку такая скорость слишком низка для работы на основных магистральных линиях. Позже отдельные локомотивы были оснащены специальными амортизаторами на тележках, чтобы противодействовать раскачиванию. Во всяком случае в пассажирском трафике эти локомотивы актуальность утратили.

Была задумана модернизация локомотивов в расчете на грузовой трафик или даже переделка их для чисто маневровых целей. При этом их выпуск не прекратился - просто их уже с завода начали выпускать в соответствующем новым задачам виде. Появилось несколько новых версий локомотива V 100.

DR класс 110.0 (DBAG класс 201) - это не прошедшие модернизацию локомотивы V 100.0 с двигателями мощностью 1000 л.с., т.е. самые старые, с многоступенчатыми передачами. С начала 90-х их не модернизировали, а просто списывали, а те, что списать было пока нельзя, были подлатаны и получили с 01.01.92 серийное обозначение 201. К концу 1995 года рабочий парк класса 201 в DB сократился до десяти. К началу 1998 года их не стало... Списанные в Германии, они появились на дорогах Боснии и Герцеговины, Дании, Великобритании, Гвинеи, Нигерии, Швеции, Швейцарии, Турции, Бангладеш, Испании и Португалии. Сегодня локомотивы этой серии также ещё работают в Болгарии, Италии и Румынии.

Тем не менее, значительную часть представителей класса V 100 удалось модернизировать.

DR класс 112 (DBAG класс 202)- перестроенный класс 110.0 с двигателями мощностью 883 кВт. Ещё в 1972 году три модели восточногерманского класса 110.0 в экспериментальном порядке были оснащены дизельным двигателем мощностью 1200 л.с., который отлично зарекомендовал себя при эксплуатации с экспресс-поездами. И другие компоненты, и силовая передача были адаптированы соответствующим образом. В период с 1981 по 1990 год на предприятии Raw Stendal были произведены дальнейшие модернизации и замены двигателей на двигатели мощностью в 1200 л.с. (KVD 18/21 AL-4 и AL-5). По разным данным, в Стендале было перестроено 492 или даже 504 локомотива. Так появился класс DR 112 (или класс DB 202).

DR класс 114 (DBAG класс 204) - класс 110.0 перестроен с двигателями мощностью 1100 кВт. Поскольку мощности в 1200 л.с. класса 112 явно не хватало на крутых участках невысоких горных хребтов, предпринимались попытки оснастить старые локомотивы более совершенными двигателями и трансмиссиями. Первоначально устанавливались двигатели номинальной мощностью 1400 л.с. и двумя контурами охлаждения, что по схеме нумерации DR привело к появлению класса 114. В период с 1983 по 1991 год на Raw Stendal было перестроено 65 локомотивов. Двигатели 12 КВД 18/21-АЛ5, использовавшиеся с 1988 года, впоследствии были установлены и на ранее переоборудованных локомотивах. До 1988 года устанавливали двигатели 12КВД-18/21-АЛ4. Так появился класс DR 114. Когда в 1992 году была введена общая для всей Германии схема нумерации, все они получили номер 204 и 1 января 1994 года были переданы Deutsche Bahn. Последние представители класса 204 были списаны в мае 2009 года. Другие были проданы дочерней компании Railion (сегодня: DB Cargo). Локомотивы 204 366, 399, 492, 616 и 626 использовались для грузовых перевозок на голландских маршрутах Railion Nederland. Сегодня локомотивы этой серии всё ещё эксплуатируются в Болгарии и Румынии. Локомотив MEG 103 (бывший номер DB 204 774) был передан в аренду компании Salzwedel Steam Locomotive Friends.

DR класс 115 - первоначальное обозначение пары локомотивов класса 114. Класс появился после того, как был обнаружен способ увеличить класса 114 мощность до 1500 л.с. оснастив его новым двигателем. Этот двигатель был впервые установлен в 1983 году на локомотивах 110 203 и 110 358, которые уже несколько раз модернизировались. Эти машины и легли в основу класса 115, который официально появился 1 апреля 1983 года. Но уже осенью 1983 года специалисты Deutsche Reichsbahn приняли решение объединить эти переоборудованные локомотивы в класс 114, а класс 115 оставить свободным для новых локомотивов.

DR класс 108 (DBAG класс 298.0) - это всего два локомотива 110.0 перестроенные в маневровые тепловозы. В 1978 году всего два локомотива серии 110 (110 156 и 110 161) были оборудованы гидродинамическим реверсивным приводом для тяжелых маневровых работ на рудниках. Локомотивы получили двигатели с мощностью, сниженной до 750 л.с., но они долго не прослужили и были заменены на серийные. Только на время работы с двигателями в 750 л.с. локомотивы были пронумерованы как 108 001 и 002, а после переоборудования серийными двигателями получили свои первоначальные рабочие номера в 1985 году. Из-за исключительного использования в качестве маневровых тепловозов с них были сняты котлы и изменена цветовая гамма, надстройки обоих локомотивов были полностью окрашены в оранжевый цвет. У 108 002, переименованного в 108 161, изменили вход в кабину машиниста и внешне он стал отличаться от исходной конструкции. В 1992 году локомотивы получили новое серийное обозначение класса DB 298, а в 1997 году на них было установлено радиоуправление.

DR класс 111 (DBAG класс 293) - маневровые тепловозы, не перестроенные, а уже выпущенные в таком виде (позже превратившиеся в DBAG класс 298.3). Для маневровых целей было построено 37 локомотивов класса 111, в которых не было предусмотрено устройств для обеспечения обогрева вагонов, зато был размещен дополнительный балласт для усиления тяги. В 1981 году начались поставки тепловозов класса DR 111 на Deutsche Reichsbahn. Им, прямо предназначенным для тяжелых маневровых работ, вместо системы обогрева поезда сразу же на заводе устанавливали балластный груз. Максимально допустимая скорость была снижена до 65 км/ч в пользу увеличения тягового усилия. К 1983 году было построено 37 таких локомотивов. В 1992 году они получили новое обозначение серии 293, если ранее они не были преобразованы в серию 298.3.

В 1990 году, после длительных испытаний двух упомянутых выше локомотивов класса 108, было решено, что их гидродинамический реверсивный привод подойдет и для маневровых локомотивов класса 111. Для начала им были оснащены локомотивы 111 036 и 037. Массовое преобразование началось в 1991 году и сопровождалось изменением общей схемы нумерации в серию 298.3. К 1993 году переоборудование всех локомотивов было завершено и все локомотивы класса 111 превратились в класс DB 298.3. С 1996 по 1998 год также произошел переход на дистанционное радиоуправление, которое не было поставлено только на два локомотива, которые продали сталелитейному заводу Тюринген / Унтервелленборн. Все остальные локомотивы были оснащены компьютерными системами безопасности MICAS-L. Некоторые были оснащены схемой Vconst для упрощения работы на маневровой горке. В 2005 году 4 локомотива были оснащены новыми двигателями Caterpillar мощностью 772 кВт (1050 л.с.). В 2007 году так переоборудовали еще 21 локомотив. Они также получили новый главный приводной вал, новый контур охлаждения и доработанную выхлопную систему с новым глушителем.

DR класс 110.9 (DBAG класс 710) - ведомственные локомотивы, не перестроенные, а уже выпущенные в таком виде. С 1981 года для DR было построено десять тепловозов мощностью 736 кВт (1000 л.с.), начиная с номера 110 961, имевшие вспомогательный привод. Эти машины вошли в класс DR 110.9 и использовались для буксировки установок (GRE) и тяжелых снегоочистителей (HSF). Они были закреплены за вспомогательными ведомствами DR. В 1992 году они получили обозначение класс 710 и с 1994 года продавались частным железнодорожным компаниям.

DR класс 199 (DBAG класс 299) - класс 110.0, перестроенный для работы на линиях метровой колеи. По мере увеличения количества электрифицированных линии образовывался некий излишек тепловозов, и Deutsche Reichsbahn планировала переоборудовать и использовать тридцать машин класса 110 выпуска середины 1980-х годов для эксплуатации на узкой колее на историческом маршруте в Гарце. В ноябре 1988 года первый из 30 задуманных локомотивов, которые отнесли к серии DR 199.8, переделанных на узкую колею в 1 метр был поставлен в Гарц. После падения Берлинской стены в 1989 году заказ был сокращен, и было переоборудовано только 10 локомотивов. Локомотивы 199.8 получили новые номера 299.1 (от 299 110 до 299 119) в конце 1992 года. Все поставленные локомотивы перешли в 1993 году в собственность компании Harzer Schmalspurbahn или HSB. Они были известны как Харцкамели. "Harzkamel" ("мазутный верблюд") был на 10 см выше других локомотивов HSB и раскачивался при движении. Три локомотива (199 861, 199 872, 199 874) были модернизированы для Adtranz в 1998 году, получили тележки для стандартной колеи, дистанционное радиоуправление и все три используются до сих пор. Они используется повсеместно, как в маневровой работе, так и в грузовом транспорте, а также зимой для уборки снега или в качестве замены локомотива перед пассажирскими поездами. Три локомотива (199 871, 199 877, 199 892) без радиоуправления были припаркованы из-за отсутствия спроса, а четыре были проданы частнвм компаниям и переоснащены тележками стандартной колеи.

DBAG класс 203 - перестроенный класс 202 с двигателями мощностью 1380 кВт. Многие локомотивы, списанные с DB, были переданы заводу Alstom в Стендале. ОНИ там были отремонтированы в соответствии с требованиями заказчика и в различных вариантах с оригинальным или альтернативным двигателями мощностью 1380 кВт. В качестве опции предлагалась конверсия до максимальной скорости 100 км/ч, и такие машины обозначались как класс DB 203. Локомотивы можно было купить, арендовать или арендовать. По желанию заказчика они также получили новые надстройки или дополнительное оборудование. В то же время были представлены гибридные варианты. Например, некоторые локомотивы были оснащены электродвигателями, дизельный двигатель мощностью 238 кВт приводит в движение зарядный генератор, а неиспользованная энергия заряжает аккумулятор. Такие локомотивы известны как класс DB 203.7, четыре локомотива находятся на вооружении MEG. Многие бывшие заводские локомотивы (исключительно до 2000 года) также были перестроены, некоторые весьма значительно. В 2015 и 2016 годах были перестроены последние тепловозы серий V100, как западногерманской, так и ГДР-овской... Локомотивы класса 203 работали в DB, ее дочерних компаниях DB Netz, DB Regio, Railion и др. Мюнхенская городская железная дорога использовала 203 002 до 2013 года. В 2016 году он был продан Mitteldeutsche Eisenbahn. Локомотивы класса 203 приобретали компании Eisenbahn-Bau- und Betriebsgesellschaft Pressnitztalbahn mbH (PRESS), Mitteldeutsche Eisenbahn, Spitzke AG, SBB Cargo, Alstom Lokomotiven Service (ALS). ADtranz модернизировал 59 таких локомотивов до серии 293 в период с 1995 по 2002 год. Помимо ремонта существующих агрегатов, эти локомотивы также получили новые двигатели от Caterpillar или MTU. Система охлаждения с гидравлическим приводом была новой.

Изображение тепловозов V100 можно обнаружить на марках, выпущенных в ГДР. Он был удостоен чести быть изображенным на одной из серии марок 1979 года Schienenfahrzeuge aus der DDR. Что касается марки, выпущенной к выставке достижений социалистической экономической интеграции в Лейпциге в 1974 году, то она посвящена железнодорожному крану EDK 2000. Но обратите внимание на то, что этот кран поднимает... Да, это тоже он, BR 110!

В масштабе H0 с различными боротовыми номерами и маркировками (DR, DB, DB AG, разные частные компании и т.д.) и разных цветовых схемах выпускали модели этого тепловоза такие производители, как Roco, Brawa и Gutzold. Во всем многообразии, однако, следует остановится на моделях Gutzold.

Именно эти модели выпускались восточногерманской фирмой Gutzold и реализовывались под маркой Piko, в том числе в 80-е годы в СССР в основном в составе наборов Piko Expert, но также и отельно. Наиболее распространенной была модель с артикулом 18100 и маркировкой DR 110 025-4 красного цвета.

Чуть реже встречался вариант голубого цвета, с более ранней маркировкой V 100 001 (артикул 17100). Кроме цвета он отличался наличием поручней вдоль корпуса. Также модели комплектовались сцепками двух разных конструкций.

Принципиальных различий между артикулами 17100 и 18100 не было - корпуса идентичные, одинаковая конструкция крыши (не очень удачная, "больное" место этой модели), один двигатель по центру, с которого через два кардана реализован привод на обе поворотные тележки. Свет (лампочки) - вперёд и назад...

Roco делали несколько интересных нестандартных вариантов V 100. В частности на 2019 год в продаже можно было найти локомотив 212 249-7 принадлежащий мюнхенской частной компании Lokomotion Rail (артикул 72739). Это одна из доработок V 100, которых - великое множество...

Модель относится к V эпохе, имеет пятиполюсный двигатель с маховиком, привод на все 4 оси, три фары белого цвета загораются по направлению движения, две красные - сзади. Имеется разъем для установки декодера 8-pin (NEM 652) и NEM-шахты для установки сцепок (NEM 362). Длина модели - 164 мм. Как и модель тепловоза B R204 010-6 (артикул 62940), принадлежащего компании Press (Eisenbahn-Bau- und Betriebsgesellschaft Pressnitztalbahn mbH), которая занимается комплектацией строительных и ремонтных поездов.

Довольно распространенной была и ещё одна адаптация V 100, модель Rh 745 (745 502-5) чешской компании Railtrans (артикул 62816). Она входила в довольно популярный аналоговый стартовый набор - тепловоз 745 401-7 и три товарных вагона (артикул 51134). Относилась она к V (пятой) эпохе, а прочие технические характеристики - идентичны (пятиполюсной движок, маховик, интерфейсы NEM 652 и NEM 362.

Хороший сайт про DR V100 - v100-online.de


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...