Локомотивы: тепловоз DR Baureihe V100

Год постройки первого прототипа: 1964
Колесная формула: 2-2
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 64 тонны
Максимальная скорость: 100 км/ч
Длина по осям автосцепок: 13940/14240 мм
Высота (от головок рельсов): 4255 мм
Ширина: 3100 мм
Мощность: 1000 лошадиных сил
Диаметр колес: 1000 мм

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

Локомотивы этой серии стали частью общей программы ГДР по масштабному переходу Deutsche Reichsbahn (DR) с паровых локомотивов на дизельные. Компания была начата в середине 1950-х годов. Созданы были тепловозы V15, V60, V180 и V240. Однако не было локомотива мощностью около 1000 л.с. для пассажирских и грузовых поездов среднего веса, а также на тяжелых маневровых работах. Пробел сначала пытались восполнить тепловозами производства СССР, но не очень успешно, и в 1963 году была начата разработка собственного тепловоза. При этом старались использовать все удачные наработки, сделанные в процессе создания тепловоза V180. В 1964 году был показан первый (синий) опытный образец тепловоза с двигателем мощностью 900 л.с. на весенней лейпцигской ярмарке.

Сделали этот тепловоз на народном предприятии Локомотивбау Карл Маркс Бабельсберг (VEB Lokomotivbau Karl Marx Babelsberg). После того, как стало очевидно, что можно начинать серийное производство, прежде чем начать его на берлинском предприятии Ханс Беймлер - Хеннигсдорф (Lokomotivbau Elektrotechnische Werke Hans Beimler Hennigsdorf) в 1966 году на Локомотивбау Карл Маркс Бабельсберг был построен еще один (красный) прототип (V100 003) с двигателем мощностью 1000 л.с. Оба прототипа были уничтожены позже, 19 декабря 1968 года, при большом пожаре в железнодорожных мастерских Коттбуса. Их номера были присвоены локомотивам, построенным позже.

Но серийный выпуск был начат и железные дороги Deutsche Reichsbahn (DR) получили первую партию серийных тепловозов V100 весной 1967 года (это были V100 с номерами от 004 до 043). Кузов тепловоза - капотного типа с центральным расположением кабины управления. Кабина машиниста расположена в средней части кузова, что гарантирует хорошую видимость в обе стороны. Возможность управления поездом без поворота тепловоза и управление тепловозом в одно лицо обеспечили универсальность использования локомотива. В передней части его под капотом располагается холодильная камера и дизель, в концевой части - генератор для питания мотор-вентилятора, аккумуляторная батарея, котел для отопления поезда и другое вспомогательное оборудование. В качестве отопительной установки поезда используется паровой котел. Кузов опирается на две двухосные тележки. Тепловоз оборудован тормозом Кнорр. BR 110 принадлежащий железным дорогам Deutsche Reichsbahn окрашен в красный цвет и имеет желтую полосу вдоль нижнего края.

Разнообразные задачи, для которых строились V100, привели к появлению многочисленных разновидностей конструкции локомотива. Так, например, серия V111 была полностью адаптирована к маневровым работам. Паровой котел был удален и заменен бетонным балластом, максимальная скорость была ограничена до 80 км/ч чтобы увеличить тяговое усилие. Локомотивы, которые делались на экспорт в Китай были приспособлены для работы в сложных климатических условиях при температурах от -30 до +35 градусов.

Всего до 1983 года было произведено 1.145 штук таких тепловозов, включая оба прототипа. 867 штук V100.1 (серия DR V100.0, впоследствии серия 110.0) 1965 - 1978 годы; 59 штук V100.2 для Китая, 1974 -1976 годы; 131 штука V100.3 для Китая, 1977 - 1982 годы; 68 штук V100.4 (локомотивы DR 111-37, другие для различных промышленных предприятий), 1981 - 1983 годы); 18 штук V100.5 (DR 110.9 - 11 локомотивов с 1976 по 1983 год и CSD T476 - 7 локомотивов в 1981 году).

Выпускавшиеся с 1970 года в Deutsche Reichsbahn тепловозы серии V100 маркируют как V110. Данная серия стала улучшенной модификации локомотивов V100.

После воссоединения Германии (1990 год) и слияния DB и DR в DB AG, все еще действующие локомотивы были перенумерованы следующим образом: DR 108-110 - DB 298; DR 110.9 - DB 710; DR 111 - DB 293 (DR 110 без нагревательного котла, для тяжелого маневрирования); DR 112 - DB 202 (DR 110 с двигателями 883 кВт); DR 114 - DB 204 (DR 110 с двигателями 1100 кВт); DR 115 - DB 204 (DR 114 с двигателями 1029 кВт); DR 199 - DB 299 (10 локомотивов для гусеничных колес 1000 мм). DB 203 представляет собой серию полностью модернизированных локомотивов от DR 112 (DB 202) с двигателями 1380 кВт.

Но после присоединения 1990 года большое количество локомотивов стало нежелательным. Тем более, что из-за проблем с подвеской на более высоких скоростях у них была тенденция к неустойчивому ходу. Поэтому DB AG ограничила их максимальную скорость до 80 км/ч до локомотивов, а затем их вовсе вывкли из эксплуатации на основных линиях. Подвеска некоторых локомотивов была модернизирована. Единичные модели можно встретить на региональных линиях Германии и сегодня. Некоторые машины были проданы дочерним компаниям Railion (сегодня: DB Cargo). Локомотивы с номерами 204 366, 399, 492, 616 и 626 достались Railion Nederland и использовались в грузовых перевозках на голландских маршрутах. Сегодня локомотивы этой серии также ещё работают в Болгарии и Румынии. Локомотивы типа V100 экспортировались в Чехословакию и Китай, а также продавались в различные частные промышленные компании. Десять локомотивов было переоборудовано для узкоколейных железных дорог.

Все это свидетельствует о том, что в целом концепция и конструкция тепловоза оказались успешными.

В масштабе H0 с различными боротовыми номерами и маркировками (DR, DB, DB AG, разные частные компании и т.д.) и разных цветовых схемах выпускали модели этого тепловоза такие производители, как Roco, Brawa и Gutzold. Во всем многообразии, однако, следует остановится на моделях Gutzold.

Именно эти модели выпускались восточногерманской фирмой Gutzold и реализовывались под маркой Piko, в том числе в 80-е годы в СССР в основном в составе наборов Piko Expert, но также и отельно. Наиболее распространенной была модель с артикулом 18100 и маркировкой DR 110 025-4 красного цвета.

Чуть реже встречался вариант голубого цвета, с более ранней маркировкой V 100 001 (артикул 17100). Кроме цвета он отличался наличием поручней вдоль корпуса. Также модели комплектовались сцепками двух разных конструкций.

Принципиальных различий между артикулами 17100 и 18100 не было - корпуса идентичные, одинаковая конструкция крыши (не очень удачная, "больное" место этой модели), один двигатель по центру, с которого через два кардана реализован привод на обе поворотные тележки. Свет (лампочки) - вперёд и назад...

Хороший сайт про DR V100 - v100-online.de


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...