Вагоны: цистерна емкостью 30 кубометров, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (BASF)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции бывают цистерны имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Но ни DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о коррозионных химических веществах и компании BASF.

Концерн BASF (Badische Anilin- und Soda-Fabrik, Баденская фабрика по изготовлению анилина и соды) основан 6 апреля 1865 года. С 1925 по 1952 годы BASF был частью германского химического концерна IG Farben (И. Г. Фарбен, также И. Г. Фарбениндустри, Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG). IG Farben в своюочередь был образован в 1925 году как объединение шести крупнейших химических корпораций Германии — BASF, Bayer, Agfa, Hoechst, Weiler-ter-Meer и Griesheim-Elektron. Концерн занимался исследованием промышленного получения химикатов, необходимых для производства взрывчатых веществ (аммиака, нитратов). Вообще его продукция играла важнейшую роль в укреплении военного потенциала Германии. Деньги в него вкладывали, кстати, американцы... Упоминается также, что IG Farben производил газ Циклон Б, который создавался как инсектицид (для борьбы с насекомыми) и (предпложительно) были сделаны попытки его использования для массового уничтожения отдельных категорий заключенных в некоторых концлагерях.

Известно, что BASF заказывали для своих нужд железнодорожные цистерны самых разных типов. Приведенное в начале статьи фото наглядно демонстриует сказанное... Видны среди этих цистерн и цистерны особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией.

В условиях войны немцы вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Этот проект немецких железных дорог Deutschen Reichsbahn коснулся и производства цистерн. По мере того как с 1939 года Германия втянулась в полномасштабную войну, необходимость поставок топлива на фронт постоянно возрастала, а старые цистерны неумолимо ветшали и не устраивали своим небольшим объемом.

К началу 1940-х годов было разработано несколько прототипов так называемых "легких цистерн", рассчитанных на максимальную экономию материала при их производстве (ELK, Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen, универсальные легкие вагоны-цистерны). Часть прототипов была отвергнута, так как они были хоть и "экономичными", но уж слишком - из-за уменьшенной длины у них была превышена допустимая нагрузка на погонный метр...

Только два типа было решено производить в массовом порядке. Создание этих прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).

Westwaggon (United Westdeutsche Waggonfabriken AG) - немецкий производитель вагонов и трамваев, работавший под другим названием с 1845 года, с 1927 года после ряда слияний и объединений стал базироваться в Кёльне и именоваться Westwagon.

Waggonfabrik Uerdingen AG, существует в городе Юрдинген с 1898 года, с 1981 года стала называться Duewag AG, с 1989 года ее купил Siemens. Изначально строила всякий там городской рельсовый транспорт и прочие трамваи - железнодорожные вагоны начали выпускать после слияния с Dusseldorfer Waggonfabrik в 1935 году.

Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или ликвидирована - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.

"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. А у "Юрдинген" по всей длине котлабыли приварены гнутые стальные полосы, имитируя раму - впрочем, это была не просто имитация, наличие этих полос дейсвительно несколько усиливало конструкцию. Почти для всех цистерн "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1943 года общими техническими данными были: объём (300 гектолитров, или 30 кубических метров), колесная база (4,5 метра) и длина по буферам (8,72 метра), диаметр котла (2,5 метра), длина котла (6 метров).

Затем на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... До 1943 года было построено для разных компаний и на разных предприятиях 5700 легких цистерн образца Deutzer и Uerdinger объемом 30 кубических метров. В случае с цистернами данного вида речь шла - как будто - в основном о снабжении Кригсмарине (ВМФ). Но очевидно, что такие цистерны использовались очень широко, в том числе и для транспортировки ГСМ в Пеннемюнде - это был ракетный центр Третьего Рейха на северо-востоке Германии.

С 1943 года и до конца войны большинство цистерн единого типа ELK строилось уже с уменьшенным объёмом - 24 кубических метра. Использовался только прототип "Юрдинген".

К концу войны было сделано 1740 цистерн всех видов, и они обслуживали все рода войск. После войны большая часть цистерн перешла к вновь созданной в 1951 году компании VTG, а затем и к более мелким компаниям; также военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в России.

В 1952 году концерн IG Farben был снова разделен, уже на 12 компаний, в их числе BASF.

И у BASF - как и у прочих немецких производителей - имелись свои собственные 30-кубовые цистерны. Построены они были по стандартному "военному" дизайну "Юрдинген". А вообще цистерны Waggonfabrik Uerdingen "служили" в различных компаниях на территории Германии аж до 1993 года...

Железнодорожные цистерны, принадлежавшие BASF, пару раз становились причиной крупных техногенных катастроф на химическом заводе компании в городе Людвигсхафен-на-Рейне (Рейнланд-Пфальц). Сперва это произошло в 1943 году, во время войны, но в историю вошла более значительная по части жертв и разрушений авария 28 июля 1948 года. Работа предприятия в это время происходила под контролем французской оккупационной власти.

Цистерна, заполненная примерно 30,4 тоннами диметилового эфира была оставлена на жаре на целый день. Объем цистерны изначально был подобран не верно - не было учтено то, что летом при нагревании содержимое расширится. Кроме того, впоследствии был обнаружен дефект на сварном шве котла. Есть также информация, что эта цистерна могла ранее использоваться для транспортировки других веществ, каким, например, был безводный аммиак. А это вещество способно негативно воздействовать на хрупкостные свойства некоторых сталей.

Эти условия привели вначале к небольшому взрыву, который опрокинул цистерну. Разлив содержимого привел к образованию парового облака и ко второму, более сильному взрыву. В результате катастрофы погибло 207 человек, было 3818 раненых, 3122 здания были существенно повреждены, ущерб имуществу составлял 80 миллионов марок только для BASF (примерно 245 миллионов евро с учетом инляции).

Было выпущено достаточно моделей цистерн "дизайна Uerdinger" разными производителями, главным образом - в типоразмере H0 (1:87, 16.5 мм). Класикой считаются реплики "дизайна Uerdinger" от австрийской фирмы Клейн-Моделлбан (KMB, Klein Modellbahn), выпущенные уже много лет назад. Только в маркировке у них была путаница. Они указывали объём котла 24 кубических метра вместо 30... Модели Roco впоследствии были сделаны не хуже, но ошибка была исправлена. Такие цистерны выпускали Marklin, Trix, Brawa, Liliput и другие... Они есть в разных цветах и в многочисленных вариантах маркировки, принимая во внимание тот факт, что цистерны такого типа после войны эксплуатировались во всех европейских странах. Основные принципы дизайна моделей легких цистерн мало изменяются.

Piko производили модель цистерны Kesselwagen BASF (артикул 73003 / 73004) не так давно, уже после 2003 года. Но нынче (2018 год) такой в ассортименте компании уже нет. На цистернах стоял логотип и слоган "The Chemical Company". Приведенный выше и проставленный на моделях "современный" логотип BASF используется примерно с 2003 года. Модели цистерн Piko были представлены в шести разных цветах (голубой / темно-синий / светло-зеленый / темно-зеленый / красный и оранжевый). В качестве информации о компании представлено её название на немецком "BASF Aktiengesellschaft" и чуть ниже "Telefax 0621 6050000".

Это будто бы довольно точная копия двухосного прототипа "Юрдинген" без тормозной будки выпуска 1949 года. На моделях 73003 / 73004 на одной из двух информационных табличек указана грузоподъемность А = 20,1 тонны, В = 24,1 тонны и С = 28,1 тонны.

Указанный на цистерне специальный цифровой код (Stoffe gemass tankcode 88 2735), а также ромбовидная наклейка "Corrosive" свидетельствуют о том, что цистерна предназначена для транспортировки опасных грузов класса 8, а это коррозионные вещества. К коррозионным веществам относят любые материалы и изделия, которые содержат вещества, которые в силу своей химической структуры, представляют угрозу здоровью человека (разрушительное воздействие на кожу и слизистую оболочку); угрозу повреждения транспорта и груза при перевозке (в случаях разгерметизации тары и утечки вещества); при контакте с которыми происходит негативное воздействие (разрушающий эффект) практически на все имеющиеся виды материалов. К транспортируемым в этом классе веществам относят, в частности, кислоты, щелочи и разные прочие едкие и коррозионные вещества (йод, ртуть и другие).

До 1945 года вагоны, которые были собственностью рейхсбана, обозначались названием города и номером (от 3 до 5 знаков). Цистерны же принадлежали другим собственникам, имели 6-значный номер и обозначение P в квадре (privat). В Западной Германии у DB (Deutsche Bundesbahn) впоследствии маркировка изменилась, а то что мы видим, могло появится на борту цистерны не ранее 1966 года, с введением 12-значной нумерации международного железнодорожношо союза UIC - 23 80 735 6 621-4 [p]


Можно разобрать также сведения о приписке - "Bhf Ludwigshafen (Rhein)". То есть, вокзал Людвигсхафена-на-Рейне. Прямо указан примерно соответствующий данным цистерн типа "Юрдинген" собственный вес вагона - 10810kg. А также на "раме" указан исторически правильный объем котла 30 кубометров (300 hl). И колёсная база - 4,5 метра. А также дата последней реыизии вагона - это 29.03.03, что соответствует дизайну логотипа. И еще надпись "RIV", означающая соответствие вагона международным нормам R.I.V. (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году; c 2006 года его заменило новое соглашение Allgemeine Vertrag fur die Verwendung von Guterwagen, AVV - но при этом обозначения RIV всё еще не упразднены и присутствуют на вагонах).

Если с принадлежностью цистерны вопросов нет - это немецкий Deutsche Bundesbahn - то насчет эпохи (а точнее - конкретного временного периода внутри эпохи) можно немного задуматься. С одной стороны, если опираться на логотип и дату ревизии (2003 год), то это будет пятая (V) эпоха, период после 2003 года. Но есть один момент - имеются данные, что уже к 1993 году все цистерны такого типа вроде как были списаны DB по большому счёту! Небольшая нестыковка... Есть конечно шанс, что и через десять лет их продолжали использовать. Например, на частных предприятиях, для перевозок по территории или на короткие дистанции...

Как всегда, как и с другими такими же моделями вагонов типа "Юрдинген" от Piko, несколько подводят и фактические размеры модели. Диаметр котла 32,2 мм, длина по буферам 104 мм, длина котла 71,5 мм. Что соответствует длине по буферам 9,1 метра и объему котла 36 метров кубических у возможного прототипа. А должно быть, как указано выше, объём 30 кубических метров и длина по буферам 8,72 метра!

Конечно, в послевоенное время "Юрдинген" разработал похожие цистерны с объёмом и 36 (в 1959 году), и даже 40 (в 1962 году) метров кубических. Но внешний вид их несколько отличается от того, что мы видим у Piko.

Так что можно сказать, что пиковская цистерна сделана всё-таки "по мотивам" военного дизайна "Юрдинген", а по техническим параметрам более-менее соответствует одному из его послевоенных варинтов. С одной стороны, это сделано для того, чтобы без зазрения совести без переделок, изменяя маркировку и цвета, легко изменять принадлежность модели. С коммерческой точки зрения - оправдано, учитывая невысокую стоимость образца.

С другой стороны - Piko фирма восточногерманская, это бывшая ГДР. И им особенно не с руки было услышать со стороны, скажем, "большого брата" упреки в пропаганде технических достижений Третьего Рейха. И тот факт, что такие цистерны начали делать во время войны, они пострались "замылить" с некоторой для себя выгодой.

Итак, вот некоторые сведения о модели Piko Kesselwagen BASF (артикул 73003 / 73004):
Эпоха - VI
Принадлежность - DB
Длина - 104 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)