Локомотивы: электровоз BR 111

Производители: AEG, BBC, Henschel, Krauss-Maffei, Krupp, Siemens
Годы постройки: 1974 - 1984
Всего построено: 227
Нумерация: 111 001 - 111 227
Колея: 1435 мм
Осевая формула: Bo'Bo'
Нагрузка на ось: 20,8 т
Масса: 83 т
Длина: 16,75 м
Высота: 4489 мм
Ширина: 3130 мм
База тележки: 3400 мм
Общая колесная база: 11 300 мм
Диаметр колеса: 1250 мм
Ток: 15 кВ 16.7 Гц АС
Тяговое усилие: 274 кН
Выходная мощность: 3720 кВт (4990 л.с.)
Максимальная скорость: 160 км/ч
Основной эксплуататор: DB Regio (Германия)
Торомозная система: пневматические тормоза Knorr, электрические тормоза
Системы безопасности: Sifa, PZB90, частично LZB
Максимальная скорость: 160 км/ч
Количество тяговых двигателей: 4

Класс 111 Deutsche Bundesbahn (DB) — универсальный электровоз с колесной формулой Bo'Bo'. С максимальной скоростью 160 км/ч он в первую очередь предназначался для легких пассажирских экспрессов, но вскоре стал использоваться и в региональном и местном транспорте. Сегодня эти локомотивы со скоростью 160 км/ч в основном используются в региональных и местных перевозках, а когда они были введены в эксплуатацию, в их зону ответственности также входили междугородние пассажирские перевозки.

Западногерманский пассажирский электровоз BR 111 появился как дальнейшее развитие класса BR 110, с минимальными изменениями по части внутреннего электрооборудования. Дизайн серии 111 по существу основан на дизайне серии 110, просто был улучшен или расширен. Основное отличие заключалось в ходовой части. Изначально создавался для Deutsche Bundesbahn. Поскольку спрос на быстрые электровозы был высоким даже после прекращения производства 110, Deutsche Bundesbahn (DB) решил ввести в эксплуатацию новую партию подобных локомотивов в 1970-х годах.

Локомотив был разработан с целью дальнейшего увеличения скорости движения обычных пассажирских магистральных и пригородных поездов до 160 км/ч. Тележки были заменены на другой тип (бесчелюстные тележки с центральным пружинным подвешиванием), что значительно улучшило поведение локомотива на более высоких скоростях. Пружины Flexicoil используются для поддержки кузова локомотива. Особенное внимание было обращено не только на плавный ход на высокой скорости, но и на условия работы локомотивной бригады. Для этого была разработана полностью новая кабина с учётом всех требований эргономики и комфорта. Кабина водителя также была значительно улучшена за счет стойки DB-Einheitsfuhrerstand (совместно разработанной Bundesbahn-Zentralamt Munchen и Krauss-Maffei и спроектированной с учетом эргономических аспектов), которая впервые использовалась для локомотивов класса 111 и чья базовая компоновка в настоящее время все еще является частью кабин локомотивов. Впервые в новых локомотивах DB в дополнение к стандартному тогда обычному интерфейсу был добавлен цифровой интерфейс кабины.

Также на BR 111 устанавливались полупантографы SBS 65, специально созданные для скоростной работы. Правда, вскоре после постройки со ста сорока пяти электровозов эти пантографы были сняты и установлены на скоростные локомотивы BR 103, так как их ромбовидные пантографы DBS 54a несколько раз сорвали контактный провод на скорости около 200 км/ч. А DBS 54a, наоборот, были установлены на BR 111 в качестве временной меры, с последующей заменой на SBS 81 (с номера 111 179) или в начале 1980-х на WBL 79 (на номерах 111 103-105 и 109 ), однако до сих пор некоторые электровозы оборудованы DBS 54a.

В электрической части серии 111 использовались тяговые двигатели WB 372 из 110-й и 140-й серий и их трансформаторы. Размещение трансформатора в центре машинного отсека было сохранено, но планировка была изменена по сравнению с серией 110. Был сохранен привод, как у серии 110. Локомотив имеет 28-скоростной контроллер машиниста. В целом, система управления не претерпела значительных изменений по сравнению с BR 110, но была увеличена мощность тормозной системы. Двигатели можно использовать в качестве электрических (рекуперативных) тормозов. В дополнение к электрическому тормозу имеется главный пневматический тормоз, вспомогательный пневматический тормоз прямого действия и ручной тормоз для каждой тележки. Все виды тормозов сопряжены по действию. Например, включенный электрический тормоз автоматически отключает пневматический тормоз. И пневматические, и электрические тормоза вместе работают только в случае экстренного торможения. Если электрический тормоз выходит из строя, то доступен пневматический тормоз. Ну и тому подобное... Концепция управления и основные схемы почти не изменились по сравнению с 110, но были внесены некоторые усовершенствования. Электровозы с номерами 111 111 - 188 были предназначенный для движения по городским маршрутам железной дороги Рейн-Рур, и получили необходимое для этого оборудование.

Первый локомотив, номер 111 001, покинул мастерскую Krauss-Maffei в декабре 1974 года. До 1984 года было произведено еще 226 локомотивов не только на заводе Krauss-Maffei, но также при участии Henschel, Krupp, Siemens, AEG и BBC.

Было шесть серий: 111 001-070, 111 071-110, 111 111–146 (для городских железных дорог Рейн-Рур), 111 147-178 (для S-Bahn), 111 179-210, 111 211-227.

На маршрутах междугородней сети InterCity BR 111 появились а мае 1980 года, дополняя более скоростные, но менее многочисленные BR 103. Для этого с мая 1980 года максимально допустимая скорость для всех 111-х была увеличена со 150 км/ч до 160 км/ч, и с этого момента они также использовались перед поездами InterCity (иногда в виде двойной тяги).

В 1981 году локомотив 111 109 попал в аварию на станции Вельс, Австрия, столкнувшись с локомотивом OBB 1042 560. Машинист получил лишь легкие ушибы, однако 111 109 был в итоге разобран 29 августа 1981 года и позже не восстанавливался. Долгое время это была единственная катастрофа и единственная потеря в истории 111 серии.

После пуска сети InterRegio в Германии в 1988 году целый ряд их поездов тянули локомотивы 111-й серии, прежде всего на линиях, где максимальная скорость не превышала 160 км/ч. В этом качестве BR 111 работали до 1999 года.

После третьего этапа железнодорожной реформы серия 111 была закреплена за DB Regio, так что их использование все больше концентрировалось на региональных перевозках. В 1997 году все локомотивы серии 111 были переданы подразделению немецких железных дорог DB Regio, созданному для организации региональных перевозок. Использовавшиеся на городской железной дороги Рейн-Рур и на S-Bahn BR 111 также были переведены в DB Regio.

24 ноября 2006 года на железнодорожном переезде недалеко от Эшенлоэ (Eschenlohe) локомотив 111 004 столкнулся с грузовиком. В этом инциденте пострадали девять человек. Электровоз, которому было более 30 лет, после двухлетнего хранения был сдан на лом 30 мая 2008 года. Это была вторая потерся в серии.

16 июня 2010 года 111 090, тянувший региональный экспресс, столкнулся с несколькими сошедшими с рельсов грузовыми вагонами в Нижней Саксонии. Локомотив пробил шумозащитное ограждение и оказался в саду многоквартирного дома. В результате легкие ранения получили 15 пассажиров, а машинист получил серьезные травмы. Локомотив был настолько сильно поврежден, что 28 июня 2010 года был разобран.

В 2010 - 2013 годах часть электровозов использовалась на нюрнбергской пригородной железной дороге, так как старый подвижной состав уже был списан, а новые электропоезда BR 442 (семейства Bombardier Talent) ещё не успели построить.

111 154 попал в аварию в Аахене и был списан 12 мая 2012 года на заводе в Кельне.

Активное списание электровозов BR 111 началось в 2013 году.

За всё время эксплуатации серия 111 претерпела несколько изменений окраски. Изначально эти локомотивы поставлялись в принятой в то время сине-бежевой цветовой гамме.

Локомотивы с 111 111 по 111 188 были окрашены на заводе в актуальные на тот момент (1979 год) цвета городской железной дороги Рейн-Рур оранжево (RAL 2004) и серого цвета.

Новая, красная цветовая схема DB была впервые опробована в 1985 году на 111 068 и 069, а после эта схема была окончательно выбрана для всех локомотивов DB. В результате электровозы сине-бежевой окраски постепенно постепенно в рамках их технических проверок перекрашивались в восточно-красную цветовую схему (RAL 3031), введенную в конце 1987 года, с белым нагрудником в качестве контрастной поверхности. Однако доминантой до рубежа тысячелетий все равно оставалась сине-бежевая окраска; с другой стороны, восточная красная цветовая гамма почти не прижилась у 111-й серии.

Сегодня все оставшиеся в строю локомотивы класса 111 работают в современной красной цветовой гамме "траффик ред". Исключением являются четыре локомотива 111 156, 158, 175 и 176, чья окраска в стиле S-Bahn была не изменена, а лишь модернизирована: вместо чисто оранжевой окраски нижняя треть этих локомотивов была окрашена в красный цвет. 111 049 работал в начале 1990-х как локомотив Lufthansa Airport Express и был окрашен в желтый и светло-серый цвета Lufthansa. После продажи компании DB Netz AG номер 111 059 был окрашен в золотисто-желтый цвет (RAL 1004) с контрастной базальтово-серой основой (RAL 7012). 111 030 был первым электровозом из данной серии с рекламными принтами - с помощью него рекламировали мюзикл "Tanz der Vampire" ("Танец вампиров") в 2002 году. 111 030 курсировал с этой рекламой до 2005 года. По случаю 850-летия города Мюнхена дорога 111 027 был представлен публике 30 мая 2008 года в юбилейной ливрее. Его планировалось использовать в региональной сети DB в Южной Баварии на маршрутах в Розенхайм, Траунштайн, Миттенвальд, Аугсбург и Ульм.

Активное списание и утилизация электровозов серии началось в 2012 - 2013 годах. В 2012 году номера 111 034 и 111 001 были первыми выведены из эксплуатации, последний, правда, был сохранен и передан в музей железной дороги DB в Кобленц. В целом предполагается поэтапный вывод серии из эксплуатации до 2026 года. Совершенно незапланированным оказался "вывод из эксплуатации" 3 июня 2022 года электровоза 111 035-2 - он потерпел крушение на перегоне Гармиш-Партенкирхен. В результате инцидента пять человек погибли и 44 получили ранения.

Часть электровозов после "увольнения" из DB попадали в руки частных компаний и продолжили работать. Их можно найти у компаний RailAdventure, Gesellschaft fur Fahrzeugtechnik mbH на трассе Gaubahn в Баден-Вюртемберге с Radexpress и так далее. Запас серии 111 в разных частных компаниях (и в разных ливреях) по состоянию на ноябрь 2021 года составлял 16 экземпляров.

Модель этого весьма популярного электровоза в масштабе H0 выпускали такие компании, как Lima, Trix, Roco, Marklin, Fleischmann, Piko, Fulgurex.

Например, для создания модели Roco с артикулом 4133 использовался вполне реальный прототип, электровоз с номером 111 009-7 в кремово-голубой окраске. Эта аналоговая модель одна из ранних - выпускалась с 1976 по 1980 годы.

Другая аналоговая модель уже начала 90-х и в той же ливрее - электровоз с номером BR 111 с номером 111 044-4 (артикул 43413).

С начала 2000-х Roco выпускались модели уже с разъемами для установки цифровых декодеров и в красной ливрее. Модель электровоза с номером 111 038-6 (артикул 63641) выпускалась с 2002 по 2004 годы была оборудована разъемом для декодера на 8 пин, имеет свет красный/белый в зависимости от направления движения, NEM-шахты для замены сцепок.

Также весьма неплохо сделаны модели Piko, например модель серии Expert с артикулом 51840 - электровоз с маркировкой BR 111 221-8 и принадлежностью DB AG. Модель также имеет разъем для установки цифрового декодера, свет белый / красный по ходу движения, пятиполюсный двигатель, две диагонально установленные тяговые шины. Длина модели по буферам - 193 мм. Минимальный проходимый радиус - 358 мм.

Модель Piko с артикулом 51856 2021 года - вариант BR 111 в оранжево-серой окраске для S-Bahn DB AG предполагает уже наличие звука, для чего оборудована современным цифровым разъемом NEM 658 PluX22 и предустановленным декодером.

инструкции к модели Piko


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...