Типоразмер железнодорожной модели и его выбор. Как не ошибиться?

Немного истории поможет вам лучше уяснить ситуацию... При изготовлении первых железнодорожных моделей-игрушек отсутствовали стандарты и общие требования. Вскоре изготовители всё-таки начали придерживаться определенной ширины колеи - 63,5 мм и 45 мм. В тридцатые годы двадцатого века наметилась тенденция к миниатюризации модельной железной дороги, американские заводы начали изготовление моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 19 мм; немецкая фирма Marklin выпустила железную дорогу в масштабе 1:80 с шириной колеи 16 мм; итальянская фирма Rivarossi и немецкая Fleischmann начали производство моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 16,5 мм. Разнообразие масштабов затрудняло использование в одном макете разных моделей, это препятствовало развитию рынка и так назрела необходимость установления единых масштабов и норм.

В 1954 году возникла международная организация любителей-моделистов железных дорог - Modelleisenbahnverband - Europa (Европейского союза моделистов железных дорог, сокращенно MOROP), куда вошли национальные союзы моделистов европейских государств. Первые нормы - "Normen Europischen Modeilbahnen" ("Нормы европейских моделей железных дорог", сокращенно NEM) - были приняты MOROP в 1958 году и определили почти всё - единые масштабы, ширину колеи, габариты подвижного состава и приближения строений, параметры рельсов, колесных пар, стрелочных переводов, электрического тока и многого другого. Когда создавались международные нормы, уже производились модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм. При обобщении опыта производства были созданы три основные нормы: "Диаграмма масштабов" NEM-011; "Масштабы и условные обозначения" NEM 012; "Узкоколейные железные дороги (масштабы и условные обозначения)" NEM 013. В настоящее время эти нормы отменены и заменены новой - "Условные обозначения, ширина колеи, масштабы" NEM 010 и дополняющей ее нормой "Паровые и садовые железные дороги" NEM 020.

В настоящее время в составе MOROP постоянно работает техническая комиссия, в задачи которой входит разработка новых и совершенствование действующих норм. Утверждение новых норм, отмена и изменение старых происходят на общих заседаниях организации и представителей производителей. Строгое соблюдение норм является обязательным требованием для каждого моделиста!

Железнодорожное моделирование ставит вас, прежде всего, перед проблемой выбора масштаба для своей первой железной дороги. От этого зависит размер макета (соответственно, то помещение и место, которое надо под него выделить), а также наличие и доступность на рынке локомотивов, вагонов, рельсов и других компонентов соответствующих избранному вами масштабу (соответственно, количество усилий, времени и денег, которые потребуются от вас). Одна из главных задач после того, как выбор будет сделан - соблюдение единого типоразмера; во всяком случае, в рамках одного макета.

Итак, к делу. Макет железной дороги, отдельно взятые модели подвижного состава, зданий и сооружений, оборудования и даже ландщафта представляют собой их более или менее точные (детализированные) копии, но уменьшенные строго в определенное число раз (как говорят - "выполненные в масштабе").

Для создания четких стандартов и поддержания совместимости среди производителей в моделировании было введено понятие типоразмера. Типоразмер - строго определенный стандарт масштабов моделей железных дорог одного типа. Параметров у типоразмера, в основном, два - масштаб уменьшения самих моделей подвижного состава (локомотивов и вагонов) и ширина колеи. Ширину колеи меряют не абы как - это расстояние между внутренними гранями головок рельсов. Учитываются обязательно два этих параметра в совокупности!

Всего типоразмеров существует более двух десятков. Но подавляющее большинство железнодорожных моделей во всем мире производится в четырех основных масштабах. Типоразмер H0 (масштаб 1:87, ширина колеи 16,5 мм) - самый распространенный, но при этом требует довольно много свободного места. Типоразмер TT (масштаб 1:120, ширина колеи 12 мм) - более пригоден для любителей российских моделей. Железнодорожные модели и комплектующие в TT более дешевы по сравнению с H0. Очень миниатюрный, но требующий аккуратности в обращении - типоразмер N (масштаб 1:160, ширина колеи 9 мм). И самый популярный масштаб для садовых (уличных) дорог - G (масштаб 1:28 или 1:22,5)!

Далее, если хотите, читайте о типоразмерах чуть подробнее.

H0 (1:87) - в советские времена назывался "размер 16 миллиметров" (хотя на самом деле ширина колеи там 16,5 мм). Самый популярный в мире и хорошо детализированный. Есть узкоколейные варианты этого типоразмера (H0m - колея 12 мм, H0e - колея 9 мм, H0i - колея 6,5 мм и др). Это оптимальный размер для создания макета в закрытом помещении. Железнодорожные модели H0 производят Piko, Mehano, Roco, Brawa, ACME, Lima S.p.A. и многие другие. Можно сказать точно - тут с подбором комплектующих у вас проблем не будет никогда...

TT (1:120) - в советские времена назывался "12 миллиметров", что соответствует действительной ширине колеи 12 мм. Он весьма популярен на постсоветском пространстве, и в этом типоразмере производится множество моделей российской и советской тематики. Есть узкоколейные варианты этого типоразмера (TTm, TT9, TTe и др). Довольно популярен и из-за своей компактности. Среди известных производителей - Piko, Roco, Tillig Modellbahnen, Brawa, Gutzold, Kuehn, Kato и др.

N (1:160) - ширина колеи 9 мм. Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (Nm, Ne и др). Идеальный типоразмер для создания макетов, если нет много места. Поэтому в последнее время становится очень популярным. Моделей и разновидностей путевого материала для него меньше, чем для более крупных TT и H0, но выбор все же есть. Модели и аксессуары в этом типоразмере представлены в ассортименте производителей: Roco, Fleischmann, Brawa, Bachmann, Lima S.p.A., Arnlod, Kuehn.

Z (1:220) - ширина колеи 6,5 мм. Наименьший масштаб для которого серийно выпускается подвижной состав и аксессуары. В мире, благодаря компактности, достаточно популярен. Практически не распространен в нашей стране из-за отсутствия в этом масштабе моделей советского и российского производства. Но довольно популярен за рубежом и постепенно появляется у нас. Модели в этом типоразмере выпускают компании Marklin & Cie, Brawa.

G (1:28 или 1:22,5) - ширина колеи 45 мм. В нем обычно собирают так называемые садовые железные дороги. В нашей стране из-за плохого климата пока большого распространения не получил. Хотя возможна эксплуатация такой дороги даже в зимних условиях. Самый известный производитель железных дорог в типоразмере G и аксессуаров к ним - Piko.

00 (1:76,2) - ширина колеи 16,5 мм. В России большого распространения не имеет, это популярный типоразмер только в Великобритании. Самый известный производитель моделей железных дорог типоразмера 00 — английская компания Hornby.

0 (1:45) - ширина колеи 32 мм. Типоразмер объединяющий кроме моделей масштаба 1:45 железнодорожные модели в масштабах 1:43,5 (Великобритания) и 1:48 (Северная Америка), а также модели автомобилей в масштабе 1:43. Этот типоразмер широко представлен практически у всех производителей, однако не особо популярен в нашей стране.

Для железнодорожных моделей определено (стандартом NEM 010 от NMRA) следующее:



Отношение Масштабный метр, мм Обозначение Соответствующая ширина колеи прототипа, мм
1250—1700 850—1250 650—800 400—650
1:220 4.5 Z 6.5
1:160 6.3 N 9 6.5
1:120 8.3 TT 12 9 6.5
1:87 11.5 H0 16.5 12 9 6.5
1:64 15.6 S 22.5 16.5 12 9
1:45 22.2 0 32 22.5 16.5 12
1:32 31.3 I или 1 45 32 22.5 16.5
1:22.5 44.4 II или 2 64 45 32 22.5
1:16 62.5 III или 3 89 64 45 32
1:11 90.9 V или 5 127 89 64 45
1:8 125 VII или 7 184 127 89 64
1:5.5 181.8 X или 10 260 184 127 89
Вспомогательный символ, добавляемый к обозначению m e i


Дополнительные буквенные обозначения даются узкоколейным моделям с шириной колеи прототипа менее 1250 мм (стандартной).

История приведенных выше условных обозначений в описаниях и таблице типоразмеров вкратце такова. При составлении первых норм самыми распространенными в Европе были модели, изготовленные в масштабе 1:45 с шириной колеи 32 мм. Этим моделям было присвоено обозначение 0 (нуль), обозначившее "точку отсчета". Модели с шириной колеи 45, 57 и 63,5 мм соответственно получили условные обозначения I, II и III. Другим масштабам условные обозначения были присвоены следующим образом: масштаб 1:87 получил условное обозначение H0 как начальные буквы немецких слов "Halb Null" (половина нуля), масштаб 1:120 - ТТ от английского "Table top" (доска стола), масштаб 1:160- N от немецкого "Neun" (девять). Условное обозначение Z, соответствующее масштабу 1:220 и ширине колеи 6,5 мм, было присвоено фирмой Marklin, первой освоившей выпуск таких моделей.

Норма NEM 010 устанавливает единую ширину колеи для определенных интервалов ширины колеи настоящей железной дороги. Это сделано для удобства использования моделей подвижного состава, выполненных в одном масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи у оригинала, например, для железных дорог широкой колеи 1435 мм-в странах Западной Европы, 1520 мм - в СССР, 1676 мм - в Индии и др. Следовательно, модели советского подвижного состава должны быть построены с шириной колеи по норме NEM 010, но масштаб уменьшения должен быть выдержан. Например, модели советского подвижного состава, построенные в масштабе 1:87 (НО), должны иметь ширину колеи 16,5 мм, а не 17,5 мм, как получилось бы по "тупым" расчетам.

Во многих случаях основной масштаб некоторых узлов модели нельзя выдерживать по техническим или технологическим причинам. Например, ширина поверхности катания колеса в масштабе 1:87 составит 1 мм, а высота гребня бандажа 0,32 мм. Строгое соблюдение этих значений привело бы к атруднениям при эксплуатации - малейшие неровности пути вызывали бы сходы поезда с рельсов. Поэтому норма NEM 010 содержит примечание, допускающее, что некоторые узлы моделей могут иметь отступления от масштаба, если они определены специальной нормой.

Для узкоколейных железных дорог в норме NEM 010 введены дополнительные индексы к условным обозначениям типоразмеров разной ширины колеи. Например, модели узкоколейной железной дороги с шириной колеи оригинала от 650 до 850 мм, построенные в масштабе 1:87, имеют колею шириной 9 мм и условное обозначение H0e.

Моделисты довольно часто выбирают для своих макетов тему узкоколейной железной дороги, так как такие железные дороги (ширина колеи менее 1435 мм) являются дорогами местного значения, проложенными в холмистой местности, лесистых ущельях с пересечением множества маленьких рек. Такие макеты одновременно компактны и интересны.

Выбор типоразмера - субъективен. Никаких особых объективных преимуществ по совокупности признаков у того или иного типоразмера нет. Всегда будут доводы как "за", так и "против" того или иного выбора, если рассматривать один какой-то признак. Скажем, если не хотите трудностей с поисками "компонентов" для своей железной дороги - остановитесь на более распространенном типоразмере. Как правило, модели более распространенных типоразмеров можно и купить подешевле... Тут оптимален типоразмер H0. Если мало места - берите типоразмеры с масштабами помельче. N (1:160) Идеальный типоразмер для создания макетов, если нет много места. Если вам достался на халяву, в подарок или по наследству, или просто по дешевке какой-то стартовый набор определенного типоразмера - ну, так и продолжайте развивать его, раз бог послал! Исходить можно и из тематики вашего макета. Например, приверженцам российских моделей можно посоветовать TT, ибо на сегодняшний день наибольшее количество моделей локомотивов российских железных дорог производится именно в этом типоразмере. Если вы хотите "оживить" свой приусажебный участок, тон аряду с миниатюрными моделями в отдельных странах получили распространение крупномасштабные модели с масштабом уменьшения от 1:45 до 1:2, эксплуатируемые на открытых площадках. Для привода в действие таких моделей применяют электродвигатели и паровые машины, отапливаемые углем, спиртом, газом или другим топливом.

В общем, просто будьте максимально прагматичны, делая выбор... А также опирайтесь на собственные впечатления: просто поглядите в магазине или на выставке, а еще лучше - подержите в руках модели разных типоразмеров.