Страны и эпохи в железнодорожном моделизме

Подавляющее большинство железнодорожных моделей (как локомотивов, так и вагонов) имеют реальные прототипы. Соответственно, модели имеют принадлежность к определенному государству и определенному периоду - в моделизме называемом эпохой. Даже если вы не собираетесь превращать железнодорожный моделизм в постоянное хобби, лучше определиться со страной и эпохой. Или хотя бы с одним из параметров.

Вначале лучше определиться со страной.

Германия. Одна из самых популярных тем в мире, что связано с большим количеством немецких производителей и популярностью железнодорожного моделизма в Германии. Девять крупнейших производителей - из Германии: Brawa, Faller, Fleischmann, Gutzold, LGB, Marklin, Piko, Tillig, Vollmer. Остановившему свой выбор на Германии не будет отказа ни в чём - ни в подвижном составе, ни в строениях и инфраструктуре в любом типоразмере.

Австрия. Относительно неплохо представлена на российском рынке. Во многом это связано с естественным наличием моделей этой тематики в линейке австрийского производителя Roco - одного из самых популярных производителей у нас в стране и в Европе. Нет больших трудностей и в воспроизведении инфраструктуры, во многом схожей с немецкой.

США, Канада. Железнодорожный моделизм там очень развит. Тамошний подвижной состав отличается дизайном от более привычного европейского - естьмнение, что американские тепловозы существенно красивей европейских. Подвижной состав этой тематики в нашей стране доступен, чуть хуже с инфраструктурой. Недостаток этот вполне восполнят интернет-аукционы (типа e-bay). Особенно большое предложение по американской теме в масштабе N.

Великобритания. Если вам близок мир моделей железных дорог из старой, доброй Англии, то вам придется столкнутся с масштабом моделей 00 или 1:76. Именно в таком типоразмере производит свою продукцию тамошяя крупнейшая фирма - Hornby. Это, к тому же, недешево - но зато с чисто английским качеством!

Российская империя, СССР, Россия. Моделей существенно меньше, чем европейских. Еще хуже дело обстоит с инфраструктурой (дома, станции, освещение и т.п.). Увлечение российской тематикой требует больше расходов - многие локомотивы или вагоны на модельном рынке выпускаются лишь в мелкосерийном производстве. Что делает их существенно дороже европейских моделей. Также, строительство макета отечественной тематики требует изготовления многих элементов самостоятельно.

Далее, для гармоничного восприятия макета необходимо выдерживать его в одной эпохе.

Для этого были разработаны соответствующие нормы деления на эпохи в железнодорожном моделировании. Германия всегда задавала тон в железнодорожном моделировании, поэтому эпохи по времени привязаны к историческим вехам в истории Немецких Железных Дорог, и определены Международными Нормами Железнодорожного моделирования (MOROP NEM 800). Россия не попадает в такую классификацию, так как не является членом OROP. Однако разработка этого норматива была проведена и опубликована в журнале "Локотранс" № 6/1995 и позже в № 11/2008.

Производителям рекомендовано обращать внимание на соответствие эпохе и указывать соответствующую эпоху в описании изделий. Поэтому подобрать соответствующие выбранной эпохе подвижной состав и другие элементы, которые выпускаются серийно, не представляет труда. Эпоха, к которой относится изделие, представлена в системе обозначений, в квадратике с римскими цифрами. Зачастую эксплуатация какого-либо типа подвижного состава, проходила в нескольких эпохах. Тогда две римские цифры пишутся через тире.

В соответствии с нормами, определенными в этом документе, в истории реального железнодорожного транспорта в зависимости от развития техники и даже общественного строя выделяются строго определенные эпохи с определенными признаками в технологии строительства путей, использовании средств сигнализации, в конструкции подвижного состава, нанесении различных надписей и логотипов.

Таким образом, становится возможным в общем и целом правильно, гармонично соотносить на одном макете с соответствующей эпохой модели подвижного состава, строения и оборудование.

Для европейских железных дорог выделяют шесть эпох, которые нельзя четко ограничить во времени. Разбивка достаточно условна, деление не может быть резким. Переходы от эпохи к эпохе постепенны и разнятся от местных условий. Эпохи обозначаются римскими цифрами. Эпохи по нумерации для разных стран могут и не совпадать - из-за местных условий и разных темпов развития железнодорожной техники в разных странах.

Характерные признаки железнодорожных эпох в Европе.

Эпоха I (примерно 1835 - 1920): Строительство первых железных дорог, развитие паровозостроения. Почти полное отсутствие унификации и появление множества частных железных дорог с собственным уникальным подвижным составом. Определение паровоза, как основного типа локомотива. Начало паровозостроения. Стандартизация сигналов.

Эпоха II (примерно 1920 - 1945): Начало и быстрое развитие унификации правил строительства и эксплуатации железных дорог, в том числе международной (RIV, RIC), внедрение электротяги, появление световой (оптической) сигнализации. Завершение национализации основных европейских железных дорог. Стандартизация и регистрация парка подвижного состава.

Эпоха III (примерно 1945 - 1970): Послевоенное восстановление и развитие железнодорожного транспорта, введение тепловозной тяги. Усовершенствование довоенной паровозной техники и последние её новые образцы. Развитие средств СЦБ и связи. Расширение сети электрифицированных линий.

Эпоха IV (примерно 1970 - 1985): Окончательный переход на электро- и теплотягу, введение международной системы обозначений подвижного состава. Время наибольшего прорыва в усовершенствовании локомотивного и вагонного парка. Значительное увеличение скоростей движения и грузоподъемности. Внедрение международной маркировки подвижного состава. Интенсивный ввод контейнерных перевозок.

Эпоха V (примерно 1985 - 2005): Начало развития скоростных линий пассажирского сообщения, рекламно-ориентированная окраска подвижного состава. Преобразование государственных дорог в акционерные общества, выделение пассажирских и грузовых компаний.

Эпоха VI (примерно 2006 - ): Вместе с государственными и крупными частными железнодорожными компаниями многочисленные мелкие частные железнодорожные компании, не имеющие собственной инфраструктуры, осуществляют пассажирские перевозки в национальном и международном масштабах. Введена единая 12-разрядная нумерация подвижного состава UIC. Приведение существующих международных соглашений (RIC, RIV и др .) в соответствие с Инструкциями ЕС (OTIF, TSI). Отмена системы совместного использования товарных вагонов EUROP и OPW. Национальные скоростные магистрали, выделенные для следования пассажирских поездов, объединяются в единую международную сеть. Значительный рост скоростных линий, в том числе и международных. Значительное сокращение грузовых перевозок. Работы по погрузке, разгрузке и сортировке грузового подвижного состава выводятся в специальные зоны. Разборка многих грузовых сортировочных станций. Закрытие местных и коротких узкоколейных линий. В пассажирских перевозках доминирует моторвагонный подвижной состав.

Далее, эпохи ещё разбиты на периоды. Периоды обозначены маленькими латинскими буквами, которые добавляются к цифре эпохи. При обозначении эпох без дополнительной буквы обозначение периода заменяется звездой (*).

Краткая характеристика эпох с периодами в Германии:

Эпоха I: K.P.E.V.: Эпоха развития железных дорог земель Германии. Появление множества частных железных дорог с собственным уникальным подвижным составом. Строительство и его завершение основной сети железных дорог. Начало и развитие паровозостроения до определения их форм. Появление традиционной покраски локомотивов и вагонов.

Ia (1835-1875) - появление и развитие железных дорог территориального значения, до соединения их в единую сеть. Разработка основных принципов паровозостроения.

Ib (1875-1895) - образование девяти национальных железнодорожных сетей Германии - в Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберге, Бадене, Эссене, Макленбурге, Ольтенбурге, Эльзасе-Ларингологии. Расширение основной сети железных дорог Германии за счет добавления веток и дорог территориального значения. Появление первых узкоколейных железных дорог, преимущественно специального назначения. Усовершенствование паровых двигателей с различными вариантами топлива. Появление тендерных локомотивов. Появление первого прусского стандарта строительства подвижного состава. Введения цветового стандарта обозначения класса пассажирских вагонов (желтый, зеленый, коричневый, серый). Введение непрерывной тормозной системы (магистраль) для пассажирских поездов.

Ic (1895-1910) - завершение формирования основной железнодорожной сети. Реорганизация государственных железных дорог. Объединение железных дорог Пруссии и Эссена. Введение технической стандартизации подвижного состава, движения, строительства, сигнализации, терминологии (ТЕ). Введение регистрационных номеров вагонов. Появление мотрис, начало внедрения четырехосных вагонов.

Id (1910-1925) - застой в развитии из-за первой мировой войны. По ее окончании, резкий рывок. Принятие стандартного черного цвета окраски паровозов в Пруссии. Стандарт окраски пассажирских вагонов в оливково-зеленый цвет. Появление скоростных локомотивов. Образование компании Mitropa. Начало внедрения электрической тяги. Внедрение пневматических тормозов магистрального типа для пассажирских и грузовых вагонов.

Эпоха II: Deutsche Reichsbahn (DRG и DRB). Объединение и национализация всех железных дорог Германии. Интенсивное развитие паровозостроения, вагоностроения. Внедрение электрической тяги. Развитие местных железнодорожных сообщений посредством мотрис. Полная стандартизация железнодорожной сети. Огромное разнообразие подвижного состава за счет использования старых единиц.

IIa (1920-1925) - полный переход территориальных железных дорог под юрисдикцию K.P.E.V. и преобразование его в DRG. Первые программы внедрения электровозов. Перекраска пассажирского парка в зеленый и коричневый цвета. Перерегистрация вагонного парка. Начало международного обмена вагонным парком по соглашениям RIC и RIV.

IIb (1925-1937) - унификация типов паровозов, электровозов. Первый скоростной поезд. Пересмотр классификации пассажирских вагонов. Отмена 4 класса. Появления вагонов спальных и вагонов-ресторанов бордового цвета компании Mitropa. Повсеместное введение пневматической магистральной тормозной системы.

IIc (1937-1945) - присоединение к DRG железных дорог Саара и Австрии. Изменение системы сигнализации. Появление имперского орла на локомотивах и вагонах. Военная стандартизация окраски подвижного состава. Удаление орла и цвета по окончании войны. Разделение железнодорожной сети по зонам оккупации. Перемаркировка подвижного состава в соответствии с зоной оккупации.

Эпоха III: Раздельное независимое интенсивное развитие западной и восточной немецкой железной дороги как DB и DR соответственно, Deutsche Bundesbahn (DB) и Deutsche Reichsbahn (DR). Качественные изменения за счет внедрения тепловозной и электрической тяги. Постепенное прекращение разработки и выпуска паровозов. Развитие систем управления и сигнализации.

IIIa (1949-1956) - Для DB: Переименование и перемаркировка подвижного состава. Введение трех классов пассажирских вагонов. Начало эксплуатации 26-метровых пассажирских вагонов. Развитие регулярного движения моторвагонных поездов местного назначения. Для DR: Переименование и перемаркировка подвижного состава. Полная национализация железных дорог. Введение трех классов пассажирских вагонов. Начало эксплуатации двухэтажных пассажирских вагонов.

IIIb (1956-1970) - Для DB: постепенное уменьшение паровозного парка. Частичный перевод паровозов на жидкое топливо. Появление электровозов и тепловозов в большом количестве. Введение новой системы сигнализации. Стандартизация трёх фар у локомотивов и задних сигнальных огней. Введение стандарта изумрудно-зеленой окраски пассажирских вагонов и полос идентификации класса. Программа стандартизации местного пассажирского сообщения. Для DR: восстановление и реконструкция старых паровозов. Производство новых типов паровозов. Начало строительства тепловозов. Расширение сети электрифицированных железнодорожных линий. Введение новой системы сигналов. Введение двух классов пассажирских вагонов и полос идентификации класса. Запуск программ по реконструкции и модернизации пассажирского вагонного парка (REKO и MODE). Основание Ассоциации совместного использования грузовых вагонов (OPW).

Эпоха IV: Раздельное независимое интенсивное и качественное развитие западной и восточной немецкой железной дороги, DB и DR соответственно. Завершение перехода на тепловозную и электрическую тягу. Введение международной маркировки подвижного состава. Глубокая международная интеграция. Новые цветовые концепции подвижного состава.

IVa (1965-1970) - Для DB: расширение сети электрифицированных линий. Полный переход на тепловозную и электрическую тягу на магистралях. Новая международная система идентификации подвижного состава. Для DR: расширение сети электрифицированных линий. Введение новой системы иднтификации и маркировки подвижного состава.

IVb (1970-1980) - Для DB: начало ввода железнодорожных сетей Inter-Sity. Введение новой двухцветной схемы для локомотивов и моторвагонных поездов. Начало применения удаленных кабин управления локомотивом в крайних пассажирских вагонах. Для DR: новая цветовая схема для локомотивов. Завершение эксплуатации паровозов на жидком топливе. Формирование традиционного парка подвижного состава.

IVc (1980-1990) - Для DB: введение двух классов вагонов в Inter-Sity. Завершение внедрения новой двухцветной схемы для локомотивов и моторвагонных поездов. Введение новой международной классификации грузовых вагонов. Для DR: Новая цветовая схема для пассажирских вагонов: орехово-коричневый/бежевый/зеленый, для экспрессов: орехово-коричневый/бежевый/оранжевый.

Эпоха V: Появление Deutsche Bahn AG в результате сотрудничества между двумя железными дорогами DB и DR по объединению и унификации. Внедрение технических норм ICE. Введение принципиальной концепции колористики для объединенного подвижного состава.

Va (1990-1994) - начало реорганизации восточной и заподной железных дорог в единую сеть. Внедрение единый цветовой схемы для локомотивов (красный) и четырехцветной для пассажирских вагонов. Новая классификация для локомотивов DR. Новые идентификационные номера.

Vb (1994-2000) - полное преобразование DR и DB в DB AG. Введение нового логотипа. Внедрение новой концепции цвета для грузовых вагонов. Новая стандартизация сигнализации. Демонтаж устаревших сигналов. Полное исчезновение грузовых вагонов типа G и двухосных полувагонов всех типов. Введение стандартных вывесок названий станций: белым шрифтом на синем фоне.

Vc (2000-2006) - усиление преобладания пассажирского и скоростного движения. Начало демонтажа устаревших грузовых терминалов.

Эпоха VI: - либерализация железнодорожного транспорта. Внедрение новой 12-значной нумерации UIC (ICE). Появление множества компаний-перевозчиков грузов. Отказ от единой цветовой концепции для подвижного состава. Вынос грузовых терминалов за пределы городских застроек. Демонтаж грузовых терминалов и сортировочных станций в пределах городских застроек. Ограждение железнодорожных линий звуковыми барьерами. Отдельное строительство скоростных магистралей. Стандартизация строений для пригородного сообщения. Денационализация узкоколейных железных дорог и превращение их в изолированные туристические ветки. Эпоха VI началась в 2007 году и продолжается в настоящее время. Поэтому деления на периоды еще не существует.

Характерные признаки железнодорожных эпох в США

I - Эпоха Пара 1870-1940
II - Переходная 1940-1960
II - Современная - с 1960-х по настоящее время

Характерные признаки железнодорожных эпох в Великобритании

I - 1804 - 1875 (Pioneering)
II - 1875 - 1922 (Pre-grouping)
III - 1923 - 1947 (The Big Four - LMS, GWR, LNER & SR)
IV - 1948 - 1956 (British Railways steam - Early Crest)
V - 1957 - 1966 (British Railways steam - Late Crest) VI - 1967 - 1971 (British Railways Corporate Blue. Pre -TOPS)
VII - 1972 - 1982 (British Railways Corporate Blue. Post -TOPS)
VIII - 1983 - 1994 (British Railways Sectorisation)
IX - 1995 - 2009 (Post-privatisation)

Таким образом, если вами выбирается Германия и вторая эпоха (II) - это эпоха DRG, периоды b - c, то вам потребуется подвижной состав с этим обозначением, соответствующей окраски, механическая система сигналов, соответствующая система освещения, это относится и к архитектуре строений и зданий. В оформлении макета должны присутствовать автомобили небольшим числом до 1945 года выпуска, гужевые повозки, старые велосипеды. Желательно подобрать фигурки людей в соответствующей одежде. Особое внимание должно уделяться форме железнодорожников, почтальонов, военных и полицейских.