Локомотивы: паровоз BR74 (T 11)

Прусский (KPEV) класс T 11, немецкий (DRG) класс 74.0–3, польский (PKP) класс OKi1, бельгийский (Etat-Belge) Type 95. Производители: Union, Borsig, Hohenzollern, AG Vulcan Stettin, Linke-Hofmann
Даты выпуска: 1903 – 1910 годы.
Всего произведено: 470 штук
Колея: 1435 мм
Колесная база: 6350 мм
Диаметр ведущего колеса: 1500 мм
Диаметр переднего колеса: 1000 мм
Длина: 11 190 мм
Высота: 4200 мм
Нагрузка на ось: 16,0 тонн
Служебная масса: 62,3 тонны
Запас топлива (уголь): 2,5 м3
Запас воды: 7400 литров
Длина нагревательной трубы котла: 4000 мм
Давление в котле: 12 бар
Цилиндры: 2
Размер цилиндра: 480 мм
Ход поршня: 630 мм
Тормоз: пневматический тормоз Knorr
Максимальная скорость: 80 км/ч
Мощность: 382 кВт (519 л.с., 512 л.с.)


Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы можно классифицировать: по осевой формуле, которая описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей; по назначению — пассажирские, грузовые (товарные), маневровые и промышленные; по числу цилиндров паровой машины — двух- и многоцилиндровые (3 или 4 цилиндра); по роду применяемого пара — на насыщенном (на нем работали более старые паровозы) и перегретом паре (более новые); по кратности расширения пара в цилиндрах машины — с простым и многократным расширением (такая же картина) ; по числу экипажей (ну или тележек), размещённых под котлом; по величине давления пара в котле; по наличию тендера: тендерный и танк-паровоз; по типу трансмиссии: прямого привода и с применением зубчатых передач.

Этот танк-паровоз с осевой формулой 1-3-0 разработали для замены старых танк-паровозов в пригородном сообщении Берлина. С 1903 по 1910 года Прусские государственные железные дороги KPEV получили 470 экземпляров паровоза, обозначенного тогда как T 11 (позже - BR 74.0 - 74.3). KPEV обозначили как пассажирские, так и грузовые танк-паровозы (Tenderlokomotive) с большой буквы T. После внедрения технологии перегрева пара, было решено использовать в маркировке четные и нечетные числа для паровозов, работающих на перегретом и насыщенном паре соответственно. T 11, таким образом, работал на насыщенном паре.

T 11 имел заклёпанную главную раму коробчатого сечения в конструкцию которой удалось встроить дополнительные емкости для воды. Швы котла, сделанного из листового металла, также были заклёпаны. Дымовая коробка тоже была клёпанная. Топка была изготовлена из меди. Вторая и третья сцепные оси жёстко закреплены в раме. Первая механически поддвижно соединена с бегунковой осью с помощью тележки конструкцию которой предложил главный конструктор паровозостроительного завода Краусс в городе Мюнхен Рихард фон Хельмхолтц в 1888 году. Тележка Краусс-Гельмгольца (Krauss-Helmholtz-Lenkgestell) предназначена для улучшения работы по кривой. Все четыре оси локомотивов имели более или менее одинаковую нагрузку в 16 тонн.

Паровоз Т11 имеел мощность 520 л.с. (382 кВт) и был способен вести состав весом 165 тонн со скоростью 75 км/ч на прямом горизонтальном участке пути и весом 270 тонн при 45 км/ч и подъёме 6 тысячных.

T11 был разработан известным инженером Робертом Гарбе на основе паровоза класса T93. Прототип был завершен компанией Union-Gieserei из Кенигсберга в 1903 году. Всего было построено 470 экземпляров. Большинство из них поступило от Union-Gieserei (364 экземпляра), остальные были поставлены заводами Borsig, Lokomotivfabrik Hohenzollern и Vulkan Werke. Кроме того, Linke-Hofmann Werke построила девять почти идентичных машин для дороги Lubeck-Buchener Eisenbahn (LBE) тремя небольшими партиями в период с 1906 по 1908 год (из этих девяти экземпляров семь были списаны в период с 1926 по 1932 год или проданы; до 1953 года дожили только два).

Большинство T11 курсировали с пригородными поездами в Берлине и окрестностях.

Строительство Т11 было прекращено в 1910 году в пользу нового и более экономичного класса паровозов - Т12.

По итогам двух мировых войн данный паровоз оказался во Франции, в Бельгии и Польше. После Первой мировой войны 22 паровоза отправились в Бельгию, 25 во Францию (23 из них в PLM) и не менее 52 в Польшу (в PKP), к которым нужно добавить еще 4, предназначенных для Данцига (Гданьска).

Комиссия по перемирию выделила Бельгии 23 Т11, и они были введены в эксплуатацию на бельгийских государственных железных дорогах, где они были классифицированы как тип 95. Они были выведены из эксплуатации в 1923 году.

25 локомотивов были переданы в качестве репараций Франции; два пошли в Администрацию des chemins de fer d'Alsace et de Lorraine (AL) под номерами 7300 и 7301, а остальные 23 пошли в Chemins de fer de Paris, Lyon et Mediterranee (PLM) под номерами 5752 до 5774 ( 5774 был перенумерован в 5751 около 1920 года); после перенумерации в PLM после 1924 года - от 130.BT.1 до 130.BT.23. В 1938 году во Франции осталось всего 7 таких паровозов.

Но все-таки после первой мировой войны большая часть парововзов осталась у немцев - у недавно сформированных DRG осталось 358 T11. В 1925 году Deutsche Reichsbahn приняла 358 паровозов как класс DRG 74.0–3, присвоив им номера с 74 001 по 74 364 (не все номера в этом диапазоне были задействованы). Локомотивы эти использовались на берлинской городской железной дороге до ее электрификации в 1926 – 1933 годах, и также использовались в пригородных перевозках других городов, таких как Франкфурт, Гамбург и Альтона. В 1923 году 16 паровозов были оснащены пароперегревателями, но сохранили свои заводские номера. Но эта программа не была продолжена, так как электрификация пригородных линий лишила её смысла.

После начала электрификации с 1924 года локомотивы все чаще использовались для коротких маршрутах и маневровых работ. С 1924 по 1933 год несколько сотен паровозов остались без работы. В конце 1920-х - начале 1930-х годов было списано 204 локомотива этого типа, некоторые из которых прослужили менее двадцати лет.

Польские железные дороги PKP были основным получателем T11 после первой мировой войны. В конце первой мировой войны 56 локомотивов были переданы польскому государству, где они стали классом PKP OKi1 и получили номера от OKi1-1 до OKi1-52 и от OKi1-1Dz до OKi-4Dz (локомотивы с cуффиксом "dz" принадлежали "вольному городу" Данциг (Гданьск) и фактически все четыре эксплуатировались в Гданьске компанией KPEV до 1918 года). Два (OKi1-5 и OKi1-24) были выведены из эксплуатации до 1936 года, остальные дожили до следующей войны. После начала второй мировой войны в сентябре 1939 года более 25 паровозов OKi1 было передано DRG, и им были присвоены немецкие служебные номера.

Два паровоза были списаны во время второй мировой войны; кроме того, некоторые из них были проданы различным частным местным железным дорогам. В конце второй мировой войны у Германии все еще находилось 120 паровозов. Из оставшихся 120 65 ушло в Deutsche Bundesbahn в Западной Германии и 55 в Deutsche Reichsbahn в Восточной Германии.

К 1960 году у DB большинство Т11 было списано; однако два экземпляра (74 231 и 74 240) курсировали по промышленной железной дороге Эрфурта до 1974 года.

У DR паровозы BR 74 были списаны к 1968 году. Несколько из них дожили до наших дней в музеях.

После окончания второй мировой войны польская PKP получила 50 локомотивов. Их вывод из эксплуатации начался в начале 1950-х годов, и только 11 продержались до 1960 года. В период с 1952 по 1959 год 16 были переведены на различные промышленные предприятия, и некоторые из них провели там несколько лет. Последние 3 OKi1 были выведены из эксплуатации в 1966 году.

6 паровозов после второй мировой войны попали в руки Советского Союза один непродолжительно работал на литовских железных дорогах, пять позже были возвращены немцам.

Сегодня есть три сохранившихся экземпляра паровоза Т11. В железнодорожном музее в Бохум-Дальхаузене и в музее транспорта в Дрездене есть по одному локомотиву, который время от времени все еще находится в эксплуатации, под номерами 741192 и 741230. Еще один локомотив находится в Польше (OKi1-28, Borzig 5424/1904, KPEV Berlin 7560, затем OKi1-14 и 74 104 в экспозиции Железнодорожного музея, Варшава).

В масштабе 1:87 модели паровоза BR 50 производили такие компании, как Brawa, Weinert, Marklin, Trix, Roco. Модель Roco 62294 - "Паровоз-танк BR 74, DR" Иимеет маркировку 74 1105, принадлежность к DR и соответствует III (третьей) эпохе (по состоянию примерно на 1960 год). Привод на 3 оси (на двух колесах - тяговые шины), 5-полюсный мотор с маховиком, разъем для декодера 8-pin, шахты NEM 362 для замены сцепок, свет по ходу движения, длина по буферам - 135 мм.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...