Вагоны: цистерна емкостью 19,2 кубометра Orenstein & Koppel (DB Aral, CSD Akciovy Lihovar v Chrudimi)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции бывают цистерны имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда были его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)... Затем также постепенно была внедрена концепция, подразумевавшая использование сварных технологий (Geschweisste Bauart), а во время войны появились вагоны так называемой "военной" конструкции (Kriegsbauart).

Ни DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о компаниях Aral и Akciovy lihovar v Chrudimi.

Цистерны емкостью 19,2 м3 выпускали на предприятии Orenstein & Koppel несколько лет, начиная примерно с конца 1928 года. Конструкция ходовой части соответствовала концепции Austauschbau (использование взаимозаменяемых частей) и многое унаследовала от строившихся ранее цистерн.

Длина по буферам составляла 8800 мм, колесная база - 4000 мм, грузоподъемность была от 16 до 19,0 тонн (это смотря какую жидкость туда заливали) при весе самого вагона 11800-14500 кг, часть выпускалась с тормозной будкой. Кроме того, они отличались клепаным котлом с теплоизоляцией. И предназначались для перевозки не особо химически активных и опасных жидкостей - мазут, всякие масла, спирт, патока... Конструкция котла впоследствии изменялась (появились варианты со сварным котлом - с появлением уонцепции Geschweisste Bauart) .

Эти цистерны выпускались небольшими партиями по заказу многочисленных предприятий, от Schwelwerke Minna Anna A.G. до B.-V.-Aral, конструкция часто адаптировалась к нуждам заказчика. Отсюда вариации собственного веса вагона...

Модели этой цистерны в масштабе H0 можно видеть у таких производителей, как Tillig или Roco. Последние выпускали такие цистерны с разной маркировкой. Самый известный вариант, очевидно - это цистерна Aral с номером 543 013 (артикул 56152, указанная емкость 19.5 кубометра). Это III (третья) эпоха, принадлежность DB. После войны в Германии и Европе такие цистерны цже не выпускались, хотя и продолжали довольно долго эксплуатироваться. По введенной позже классификации UIC они маркировались буквой Z.

С большей долей вероятности можно утверждать, что заказывались эти цистерны не только для Германии. Поэтому не удивляет модель от Tillig (арт. 95814) цистерны чешского ликеро-водочного завода Akciovy Lihovar v Chrudimi с номером Ry 509-332, прототип которой "ходил" по Чехословацким государственным железным дорогам (Ceskoslovenske statni drahy, CSD).

Такие же модели были и в арсенале Roco, это CSD Ry 509-322 [p] (CSD Kesselwagen RY Akciovy lihovar v Chrudimi, арт. 56151) и CSD Ry 509-324 [p]. Модель точно такая же по размерам и внешним формам, как и цистерна Aral с номером 543 013 (артикул 56152), но емкость указана уже 14.3 кубометра...

Хотя Акционерная компания ликеро-водочный завод в Хрудиме появилась в Чехии еще в 1871 году, а Чехословацкие государственные железные дороги (Ceskoslovenske Statni Drahy, CSD) были основаны в день возникновения независимой Чехословакии, то есть 28 октября 1918 года, цистерны такого типа, как указано выше, начали строить в Германии только в конце 1928 года.

Что же касается ликеро-водочного завода в Хрудиме, то он работает и по сей день. Только уже под другим названием. А вот предприятие с названием Akciovy lihovar v Chrudimi было упразднено немцами после захвата производства и его остановки в 1942 году, помещения же его до конца войны служили складами для вермахта. Завод снова запустили со временем, в 1958 году, уже под именем Vychodoceske konzervarny a lihovary.

Так что определенно, это модель II (второй) эпохи. Точнее, 1928 - 1942 годы...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...