Вагоны: багажный вагон Dge

Багажный вагон — железнодорожный вагон, изначально служивший для перевозки багажа пассажиров, в составе пассажирских поездов. Или в составе отдельных почтово-багажных поездов, а также в составе грузовых поездов, где их использовали для доставки некоторых категорий грузов заявленных грузоотправителем для конкретного получателя.

Как западногерманский Бундесбан (DB), так и восточногерманский Рейхсбан (DR), столкнулись после второй мировой войны с существенной нехваткой вагонов, а затем - со старением имеющегося парка. Парк состоял из вагонов со всех возможных частей Европы, там ходили еще даже немецкие вагоны прусских и саксонских типов, которым было уже куда более полувека, а также множество вагонов периода DRG (с начала 1920-х до 1945 года). Особенно остро проблема встала к началу 1970-х годов в ГДР.

Ограниченные ресурсы и изолированность экономики ГДР привели к тому, что там имелось крайне небольшое количество современных скоростных вагонов (экспресс-вагонов), пригодных для использования за рубежом и в составе поездов Interzonenzugen (так назывались поезда, курсировавшие между ФРГ и ГДР). В связи с чем Рейхсбан ГДР приступил к обновлению довоенных скоростных вагонов. Были созданы более или менее стандартные планы, образцы для такой модернизации (Modernisierungsbauart).

Первый модернизрованный пассажирский вагон (обозначенный как Bge) был построен на предприятии Reichsbahnausbesserungswerk (RAW) Delitzsch близ Лейпцига в 1960 году. Затем в том же году появились другие прототипы, это были пассажирские вагоны различных классов, вагоны-рестораны и багажные вагоны (Gepackwagen). В 1961 году началось серийное производство. Первоначально для их изготовления использовались рамы, тележки и тормозные системы старых вагонов, меняли только "надстройку". Вес вагонов колебался от 34 до 40 тонн, и вагоны имели разную длину (поскольку рамы-то были старые и разные). Между вагонами были спроектированы переходы ("суфле" или "гармошка"), переходные двери были "складные". Только с 1964 года вагоны стали делать единой длины - 21,25 метра. Они были созданны совершенно заново, с новыми рамами и тележками и так строились до 1970 года. Максимальная скорость для таких вагонов была 140 км/ч (затем была уменьшена до 120).

В 1961 году сделали первые 20 модернизированных багажных вагонов. У них было две четырехстворчатые двери с каждой стороны. Они были промаркированы изначально как Dge и Dgse. Буква "e", означавшая наличие электрического отопления, была опущена в 1986 году, поскольку электрическое отопление стало стандартом.

Багажные вагоны Dge отличались тем, что все их пространство было занято грузом (багажом), а в Dgse был сделан боковой проход, что уменьшало площадь полезной загрузки. Зато это позволяло использовать их в тех поездах, где требовалось обеспечит сквозной проход через них пассажиров!

Вагоны, в основном, имели такие характеристики: длина по буферам (LuP) - 20,89 метра, высота - 4,00 метра, вес вагона - 35 тонн, предельная масса загрузки - 10,5 тонн, площадь загрузки - 36 (Dge) или 25 (Dgse) квадратных метров, допустимая максимальная скорость: 120 или 140 км/ч.

Dge и Dgse, как и все модернизрованные вагоны, строили до 1970 года. Они были и остались единственными полноразмерными багажными вагонами современного дизайна в восточногерманском Рейхсбане. Эти типы вагонов отвечали всем международным стандартам и поэтому часто встречались в "межзонных" (Interzonenzugen) пассажирских поездах в Западную Германию и в транзитных поездах Берлин - Гамбург. Однако они были довольно непопулярны у персонала Бундесбана, так как у них не срабатывало иногда автоматическое закрывание дверей и избалованным хорошей техникой западным немцам приходилось делать это вручную...

С середины 1980-х годов эти типы модернизированных вагонов постепенно начали выводить из состава экспресс-поездов, после 1990 года их применяли уже только на второстепенных направлениях. После объединения Германии и появления Deutsche Bahn AG, эта компания продолжала некоторое время использовать вагоны Dge и Dgse до 1996 года, но с маркировкой Dg 950.0 и Dgs 950.1. После 1996 года на дорогах Германии они более не эксплуатируются.

Первоначально все вагоны были окрашены в темно-зеленый цвет, с белой тонкой полоской под окном и серой крышей. В конце 1970-х годов они стали сплошь темно-зелеными, кроме серой крыши. С 1985 года их стали окрашивать по новой цветовой схеме DR, благодаря которой они "выглядели более дружелюбными" (впрочем, в такой окраске их использовали только на внутренних линиях ГДР). Пространство вокруг окон окрашивалось краской цвета слоновой кости, а нижня часть вагонов была светло-зеленая. Крыша автомобиля была коричневой. Но не все вагоны были перекрашены, некоторые остались темно-зелеными до списания. И на межзональных и транзитных перевозках использвались вагоны именно в такой цветовой схеме.

Ранее, до 1994 года, фирмой Piko выпускалась модель модернизированного багажного вагона Bagagewagen DR 51 50 92-15 112-2 Dge (в 70х - 80-х годах артикул 5/6511 в оригинальной зелено-серой окраске и позже - артикул 53044 в цветовой схеме после 1985 года).

Обе модели имели маркировку UIC, принадлежность к DR и относились к четвертой (IV) эпохе. Точнее, к годам с 1964 по 1996 (артикул 5/6511) и с 1985 по 1993 (артикул 53044). Их также можно было оснастить внутренним освещением.