Вагоны: открытый полувагон Eal



Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Ещё на рубеже XIX - XX веков управление государственных железных дорог Пруссии заказывало для себя четырехосные открытые грузовые вагоны под обозначением OOmk (позже OO Oldenburg). Однако впоследствии, в 20-х годах прошлого века компания Deutsche Reichsbahn не стала развивать производство вагонов этого типа, и только в в 1942 году был произведен десяток экспериментальных вагонов OO (fs) Berlin и OO (fs) Kattowitz. В 1948 и 1949 годах Waggonfabrik Uerdingen построила шесть четырехосных вагонов обозначенных как OOfs Gottingen, OOf 47, OOfs 01. Но вновь созданная тогда компания Deutsche Bundesbahn также прекратила заказывать четырехосные полувагоны и на целых двадцать лет ограничилась модернизацией и постройкой двухосных.

После второй мировой войны на европейском уровне были предприняты усилия по стандартизации в области создания и использования грузовых вагонов в Европе. В 1947 году Международный союз железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC) стал активно заниматься стандартизацией грузовых вагонов. Он начал с отдельных их частей (буфера, муфты и так далее). Однако, этого было недостаточно - решено было занятся разработкой целых грузовых вагонов единого, стандартного дизайна. За образцы брались немецкие вагоны - так как Германия до войны и во время таковой произвела их несметное количество, а после 1945 года они так или иначе "достались" всем странам Европы.

Стандартизация облегчила бы обмен вагонами и совместное их использование. То есть все участники соглашения UIC могли бы использовать вагоны партнеров как свои собственные. Не отправлять после разгрузки иностранные вагоны по месту приписки, а загружать и отсылать в любом нужном им направлении. Конечно, уже существовало соглашение RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году). Но на сей раз UIC пошло дальше. Ведь соглашение RIV - это попытка подогнать под общую гребенку уже существующие вагоны. Теперь UIC вознамерился решить проблему в корне и сразу строить одинаковые вагоны. Были приняты директивы UIC, которые предусматривали единые размеры и другие параметры для вновь создаваемых открытых грузовых вагонов.

Около 1960 года UIC разработал стандарты для двухосных грузовых вагонов типа E, которые к концу десятилетия были дополнены стандартами для таких же четырёхосных полувагонов повышенной вместимости. Такой стандарт для четырехосных полувагонов - это тип вагонов UIC 571-2, или Ea(o)s.

По стандарту UIC 571-2 в рамках общего типа E создавались четырехосные вагоны повышенной вместимости типа Ea (o) s после того как в 1970-х годах UIC (МСЖД) стандартизировал такой четырехосный вагон. Это был вагон со следующими характеристиками: длина полезной загрузки минимум 12.71 метра, площадь полезной загрузки около 35 кв.м, объем полезной загрузки около 71 куб.м, вес пустого вагона до 22.0 тонн, две двери с каждой стороны, ширина дверей 1.80 м. Рсстояние между центрами тележек - 9 метров, длина по буферам - 14,04 метра.

Четырехосные открытые грузовые вагоны стандартного типа E имеют плоский пол и сплошные борта с одной (или двумя) дверями с каждой стороны. Они используются для перевозки сыпучих грузов, угля, металлолома, стали, древесины. Стальные кольца на бортах позволяют прикреплять тросы, сетки или укрывать груз брезентом для обеспечения его сохранности. Большинство вагонов имеют откидные боковые и торцевые борта, в противном случае к их маркировке добавляются буквы "l" (фиксированные борта - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя) или "o" (фиксированные торцевые борта). Некоторые из этих вагонов могут разгружаться с помощью вагоноопрокидывателя, который поворачивает их вокруг продольной оси. Для этого они снабжены достаточно прочными рамами и вращающимися муфтами сцепок, так что их не нужно даже расцеплять во время разгрузки.

Буквы в маркировке означают: E - обычный тип открытого вагона (так называемая "стандартная гондола"); а - с 4 колесными парами; n - макисмальная грузоподъемность более 30 т (относится к четырехосным вагонам); o - фиксированные торцевые стенки; s - подходит для транспортировки в составе поездов со скоростью до 100 км / ч. x - это вагоны со стальным полом (такое обозначение применяется с 1 января 1994 года); l - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя.

В это же время, в конце 40-х и начале 50-х годов Восточная Германия шла, типа, своим путем, до 1968 года мало заботясь о стандартах UIC - и самостоятельно разработала несколько видов четырехосных открытых грузовых вагонов (полувагонов) повышенной вместимости. В 1954 - 1955 годах были поставлены первые такие образцы для DR (и стран социалистического лагеря), в соответствии с пакетом документации 0750/1 (Dok.-Nr. 0750/1) и так далее...

По комплектам документации 0750/1, 0750/2, 0751, 0752, 0753, 5325, 5326, 5327 разными вагоностроительными заводами ГДР (Lowa, Waggonbau Niesky), румынским UV Arad и югославским Waggonbau Kraljevo с 1954 по 1960 годы строились вагоны, вначале с деревянными бортами, как трёх, так и пятидверные; заатем уже со стальными бортами и деревянным полом, но с 1956 года уже только трехдверные. Все они оснащались стояночным тормозом различной конструкции и расположения (чтобы не препятствовать процессу разгрузки путем опрокидывания). В ранних конструкциях расстояние между центрами тележек составляло 8,50 м. Погрузочная длина изначально составляла 12,41 м, но с 1965 года она была приспособлена к стандартным вагонам UIC (?12,71 м). Вагоны подобного типа, построенные с 1951 по 1963 год обозначались как OO(mu) 47 (по старой классификации ГДР). Позже по классификации UIC эти вагоны были обозначены как Eal и Eals-u.

Eal 0751 (номера 590 6000 – 9999 и 592 0049 – 0099) и Eal 0752 (номера 591 8000 - 592 0048) производились предприятием Lowa с 1956 по 1957 годы и с 1958 по 1960 годы. VVB LOWA (от немецкого сокращения Vereinigung Volkseigener Betriebe Lokomotiv- und Waggonbaus или Объединение Народных Предприятий Локомотиво и Вагоностроения) — индустриальное объединение предприятий по производству железнодорожных локомотивов, вагонов и прочей техники в Германской Демократической Республики. Объединение существовало с 1945 по 1990 годы и включало в себя в разное время до двух десятков различных промышленных предприятий по всей ГДР. Eal 0751 и Eal 0752 это четырехосные вагоны с расстоянием между центрами тележек 8500 мм, длиной полезной загрузки 12500 мм и длиной о буферам 13740 мм, то есть они почти соответствовали стандартам UIC для вагонов Ea(o)s (9000/12800/14040). Eal 0751 и Eal 0752 входили в класс Eal 5918. В этот же класс вошли вагоны Eal 0750/1, которые строили в ГДР с 1954 по 1955 годы, и Eal 0750/2, которые строили в ГДР в 1956 году.

Eal 0753 с 1963 года строили на Waggonbau Niesky (ГДР). Eal 0753 вошли в класс Eal 5906.

Eal 5325 с 1965 по 1967 годы строили на UV Arad (Румыния). Eal 5325 вошли в класс Eals-u 5906. В этот же класс вошли вагоны Eal 5326, уоторые строилии в 1966 году на Waggonbau Kraljevo (Югославия).

Eal 5327 с 1966 по 1968 строили на Waggonbau Niesky (ГДР). Eal 5327 вошли в классы Eals-u 5906 и Eals-u 5908.

Eal 5916 и Eal 5918 было построено по 1500 штук, Eal 5906 - 4000 штук, Eals-u 5906 - 1800 штук, Eals-u 5906 и 5908 вместе всего 1500 штук.

Но во многих случаях не прошло и 20 лет использования, как стало понятно, что эти вагоны следует реконструировать, "подгоняя" под стандарты UIC.

Многие такие вагоны, построенные до 1968 года, были с этой целью реконструированы на предприятии Raw Zwickau с 1976 года. Им делали новый кузов с внешними размерами стандартного вагона UIC с бортами из листового металла, более прочным верхним поясом и тремя вертикальными стойками между двумя боковыми дверями. Ручные тормоза демонтировались. Следует обратить внимание на то, что из трехдверных вагоны превращались в двухдверные, отчего их внешний вид значительно менялся. В рамках «программы реконструкции» в период с 1979 по 1988 год компания RAW Zwickau стандартизировала около 3800 вагонов Eal [5906] и Eal [5918].

В итоге в 1978 году их сначала в количествее 860 штук превратили в вагоны класа Eals 5910 с деревянным полом. А в 1980 году переделали еще 2890 штук, уже со стальным полом, и они составили класс Eals-x 5909. С 1994 года классы Eals 5910 и Eals-x 5909 обозначаются как классы 062 и 063 соответственно.

В 1994 году лишь небольшая часть из оставшихся 860 Eals [5910] была передана DB AG и реклассифицирована как Eals 062. В октябре 1998 года последний Eals 062 списан.

В 1994 году лишь небольшая часть из 2890 Eals-x [5909], доступных в то время, была реклассифицирована DB AG как Eals-x 063. В конце 1994 года эксплуатировалось около 850 вагонов. В конце 1998 года - около 80 вагонов. В конце 2000 года в наличии оставалось всего 5 вагонов. С середины 2002 года до конца 2004 года - уже только 1 вагон, который с середины 2005 года был также списан.

Вагоны Eals представлены в модельном ряде H0 фирм Rivarossi и Piko. У Rivarossi это Eals 5908 с номером 11 50 592 3762-8 и принадлежностью DR (артикул HR6057).

К Piko это старая модель с артикулом 5/6422/010, выпускавшаяся в 1980 – 1990-х годах с маркировкой OOr 47 47-88-01 и принадлежностью DR.

Внешне точно такая же модель, но уже как вагон класса Eal 5918 (принадлежность DR, IV эпоха) с артикулом 57768 представлена в арсенале современного Piko. Это набор из трех вагонов с разной маркировкой 31 50 591 9972-1, 31 50 592 0249-1, 31 50 591 8488-9. Модели имеют шахты для замены сцепок NEM 362, длину по буферам 157 mm и минимальный проходимый радиус 358 мм.

Также три вагона Eal комплектуют аналоговый стартовый набор "Грузовой поезд с тепловозом BR 119", (принадлежность DR, IV эпоха) с артикулом 57138.

Это примеры правильной маркировки модели от Piko.

Но также вагоны Eal выпускаются Piko с сррмнительной или неправильной маркировкой. Сомнительно маркировать его как полувагон Eaos 31 Riv 81 OBB 5 51 11411-8, которым комплектуются некоторые стартовые наборы. А в большом количестве стартовых наборов вагон Eal маркирован как Eas 073 DB Cargo. Но Eas 073 выглядит иначе.

Сразу бросается в глаза, что указанные технические характеристики не совсем соответствуют вагону Eas 073 - они соответствуют Eal. Не удивительно, потому как и внешне этот вагон не совсем похож на Eas 073. Самое очевидное отличие - три двери вместо двух! Это, на самом деле, некорректно промаркированный ГДР-овский вагон Eal (Eal 5918). Но даже если бы пикари промаркировали его как Eal, в этом не было бы больше правды - в DB Cargo AG вагоны Eal вряд ли числились, ибо были списаны за год до возникновения этой компании...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...