Вагоны: цистерна емкостью 30 кубометров, Heizol-Kesselwagen, LHB (Esso)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции бывают цистерны имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Но ни DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; или крупной компании сдающей вагоны в аренду (вроде VTG). В данном случае речь идет о мазуте и компаниях VTG и Esso.

Предприятие LHB (Linke-Hofmann-Busch) - немецкая компания, основанная в Бреслау (Breslau) и производившая локомотивы и вагоны с 1834 года. С 2009 года часть компании Alstom - Alstom Transport Germany GmbH.

Среди прочих элементов подвижного состава компания строила и вагоны-цистерны. 30-кубовые цистерны для перевозки мазута (Heizol-Kesselwagen) в 1956 - 1957 году строились компанией для VTG.

VTG основана в Гамбурге как госпредприятие в 1951 году на основе появившейся в 1934 году компании Wifo и была приватизирована в 1961 году. Переименования VTG-Lehnkering AG в 1998 году. VTG Aktiengesellschaft является компанией по сдаче в аренду вагонов.

Ее клиентами являются тысячи компаний из химической и нефтяной промышленности, в том числе - Esso. Esso - дочернее предприятие американской компании Standard Oil в Германии. Начало оно работать в немецком Бремене еще в 1890 году под названием Немецко-американской нефтяной компании (DAPG). Хотя слово Esso было зарегистрировано в качестве торговой марки еще 3 февраля 1923 года. С переходом на военную экономику в сентябре 1939 года DAPG подчинялась централизованному управлению Рейха по распределению топлива и минеральных масел (AMV).

К окончанию второй мировой войны парк цистерн DAPG сократился, а производственные площадки были сильно повреждены. В 1950 году DAPG сменила название на Esso A.G. Оставшись с малым количеством сосбственных цистерн, компания прибегала к услугам аренды их у VTG. Речь идет, в частности, о 30-кубовых цистернах для перевозки мазута производства LHB (30 m3 Heizol-Kesselwagen LHB).

Всего таких цистерн (не только тех, что арендовывались у VTG Esso, а вообще) с 1956 по 1957 год LHB произвели 240 и 100 штук сответственно. До 1957 года они имели номера в диапазоне 519 264 - 595 999, с 1966 были перемаркированы в диапазоне 072 6 133 - 072 6 877, с 1980 года в диапазоне 737 6 117 - 737 6 449. В 1999 году была списана последняя цистерна такого образца.

Цистерны, строившиеся с 1956 года, имели собственный вес 13000 кг, длину по буферам 8,8 метра, колесную базу 4,5 метра. Изолированный (стекловатой) котел с подогревом размером 6,5 на 2,5 метра имел вместимость 30,0 m3 Heizung / Isolierung ja / 100 mm Ladegut Brennb. Он не был задуман как резервуар для создания в нём высокого давления, он мог выдержать всего 1 бар. Предназначался для перевозки, главным образом, мазута, минеральных масел, битумной эмульсии и так далее. Грузоподъемность в зависимости от типа перевозимого продукта (a b c) составляла 19, 23 или 27 тонн. Впрочем, цистерны отличались друг от друга множеством деталей: предохранительные клапаны, по-разному расположенные сигнальные стойки, сливные клапаны и так далее...

В конце 1957 года появилась даже одна цистерна с другими техническими характеристиками и (с 1980 года) с номером 737 6 130 [P]. Она имела колесную базу 4,8 метра и грузоподъемность от 19.4 до 27.4 при соственном весе 12600 кг, что было достигнуто за счет изменения конструкции подвески.

Модели таких цистерн, использовавшихся Esso, в масштабе H0 выпускались многими компаниями, включая Trix International (Trix International 23802 - Kesselwagen Der Esso AG, 705 6 260-4, 23 RIV, DB ) и Roco. Первая модель Roco (артикул 4336B) появилась в 1982 году.

Она имела следующую маркировку: Esso AG Habmurg, 21 RIV 80 DB 072 7 864-5 [p], Bahnhof Hamburg (приписка - Гамбург). Указана длина по буферам (-8.8m-), собственный вес 11780kg, объем котла (300hl().

Модель, выпускавшаяся Roco с 1988 по 1991 годы (артикул 46138) имела маркировку 21 80 072 7 866-4 DB.

Обе простоипа с такой маркировкой могли бы эксплуатироваться и в III (третью) и в IV (четвертую) эпоху, в период с 1966 по 1980 годы. Однако, на котле можно разобрать дату его ревизии - 8.76, то есть август 1976 года, что сокращает это период на десяток лет, с 1976 по 1980 годы, что соответствует IV (четвертой) эпохе.

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)