Вагоны: крытый изотермический вагон итальянского типа F (Ghms)

Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.

Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку.

Итальянские крытые грузовые вагоны, появившиеся на дорогах этой страны ещё в начале прошлого века, маркировались буквами F, G или H. F были вагонами для перевозки продуктов питания, у них были небольшие двери, у G были двери немного больше и они использовались для перевозки скота, а H (полностью закрытые) были изотермическими вагонами или холодильниками.

Ferrovie dello Stato — компания государственных железных дорог Италии — была основана 22 апреля 1905 года. В течение 1920 - 1930-х годов она размещала заказы на постройку таких вагонов в большом количестве и использовала их впоследствии в течение нескольких десятилетий. Вагоны F были широко распространены: в период между двумя войнами (и в первые несколько лет после второй мировой войны) было построено более 10.000 экземпляров в разных вариантах: с тормозной будкой и без, с длинной и с короткой колесной базой, с четырьмя или двумя вентиляционными отверстиями.

Первые вагоны F (Ghms) имели кузов из досок, которые сначала были расположены горизонтально (варианты 1924 года), а затем вертикально (варианты 1925 года).

Затем их стали делать из металла.

Около половины вагонов были оборудованы тормозной будкой, как показано ниже.

Хотя для вагонов F обычно считают стандартной двухскаьную крышу, сторились также вагоны F с куполообразной крышей (примерно в 1925 году).

В соответствии с европейской классификацией UIC с 1965 года они обозначались как вагон Ghms (для стандартной версии F) или Ghkkms, и Ghkrs для версии с длинной колесной базой (ранее FF).

Таким образом, маркировка Ghms обозначает, что мы имеем дело с крытым товарным вагоном (G), который оснащен специальными вентиляционными отверстиями на уровне пола (h, такие вагоны хорошо подходят для транспортировки овощей), с длиной загрузки менее 9 метров (m), рассчитанным на скорость до 100 км / ч. (s). Двойное kk (у Ghkkms) обозначает диапазон грузоподъемности между 20 и 25 тоннами.

Немецкая фирма Piko выпускала модели изотермических вагонов этого итальянского типа, беленькие такие, с характерной серой двускатной крышей. Маркировка с годами менялась. Вагончики, помеченные, как FS Italia F 1021 013 особых вопросов не вызывают. И относятся, на самом деле ко II (второй) - III (третьей) эпохе и к государственным итальянским железным дорогам. Они имеют универсальную "обменную" маркировку RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году) и никаких следов более поздней, UIC.

Трафарет A,B,C говорит нам о грузоподъемности в 18 - 19 тонн. Объем возможной полезной загрузки - 20,4 квадратных метра. Собственный вес пустого вагона 11,6 тонн. Судя по конструкции, такие вагоны строились в Италии уже после 1925 года. Трудно найти сведений о конкретном прототипе FS Italia F 1021 013.

На Piko поэтому, не стесняясь, лепили на вагон с одним и тем же номером разные логотипы товарных компаний - Martini и Cinzano.

Мартини (от Martini & Rossi) - известная марка производимых в Италии (Турин) вермутов и игристых вин, фирма Martini & Rossi основанна Алессандро Мартини и Луиджи Росси в 1863 году (хотя под другим названием компания существовала и раньше, с 1847 года. Лого которое мы видим на борту вагона было зарегистрировано в 1929 году. То есть в таком виде этот вагончик по железным дорогам ранее 1929 года бегать не мог.

Чинзано (Cinzano)- ещё одна марка вермута из Турина, производимого братьями Чинзано с 1757 года и реализуемого более чем в 100 странах мира. Чинзано - основной конкурент Мартини. Логотип фирмы менялся с 1914 по 2010 год раз пять; логотип данного вида (прямоугольник, состоящий из красного и синего треугольников) появился только в 1935 году. Соответственно, и вагон в таком виде не мог существовать раньше...

Оба вагона также, по идее, должны были быть перемаркированы в соответствии с правилами UIC в 1965 году. Но на них стоит только более старый знак RIV. Таким образом, это дейсвительно вагоны II (второй) - III (третьей) эпохи, принадлежность - итальянские железные дороги.

Непромаркированный (без каких-либо надписей, из стартовых наборов 80-х) вагон итальянского типа F от Piko, также можно относить ко II (второй) и III (третьей) эпохе. И даже к IV (четвертой) - в это время вагоны, правда, уже активно повсеместно списывались, но всё еще долго потом использовались на станциях в каких-нибудь хозяйственных или служебных целях.

Также Piko выпускали модели итальянского вагона F с одной и той же маркировкой восточногерманского Рейхсбана (DR 02-34-97 G) и одним и тем же номером, но с разными логотипами товарных компаний. Он промаркирован уже в традициях UIC (что начали делать в период с 1964 по 1968 годы) - литерой G, что означает просто крытый товарный вагон грузоподьемностью от 15 до 20 тонн, даже не изотермический. Сразу возникает вопрос - а покупали ли в ГДР когда-либо итальянские вагоны для своего Рейхсбана? Наверняка нет - но штука в том, что после войны союзники с СССР так или иначе отжали и часть итальянского вагонного парка. И вагоны F использовались потом не только в "братской" ГДР, но также и в Югославии и в самом СССР.

Рейхсбан, конечно, их катал не в оригинальном виде, а несколько переделывал (термоизоляцию отдирали, наверное). Маркировка свидетельствует о том, что они были облегчены в результате переделок - снизился и вес самого вагона (до 9,15 тонн), и грузоподъемность (15 - 15,75 тонн), а вот объем полезной загрузки чуть-чуть увеличился (20,8 квадратных метра). Оба известных старых варианта от Piko имели отношение к Дрездену. На них стояли логотипы тамошних компаний. Это Margonwasser (торгуют минеральной водой с 1903 года) и Radeberger Pilsner (торгуют пивом с 1872 года). Обе их, кстати, в 2000-х скупил один владелец, Oetker-Gruppe.

Так вот, логотип Margonwasser, который мы видим на вагоне, появился только в 1972 году. И дополнение к надписи Radeberger Pilsner в виде слова "export", кстати, тоже кое о чём говорит. Ибо на экспорт свое пиво национализированная после войны компания Radeberger Pilsner стала гнать только с 1954 года!

Таким образом, судя по по маркировке по правилам UIC, вагон с логотипом Radeberger Pilsner мог ездить по дорогам ГДР уже с 1965 года, а вот Margonwasser - только с 1972 года. И это III (третья), а в случае с Margonwasser уже даже начало IV (четвертой) эпохи.