Вагоны: крытый товарный вагон GGhmst (Ggths) Bromberg

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда были его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)... Затем также постепенно была внедрена концепция, подразумевавшая использование сварных технологий (Geschweisste Bauart), а во время войны появились вагоны так называемой "военной" конструкции (Kriegsbauart). Смысл военных разработок заключался в создании на основе хорошо зарекомендовавших себя старых классов вагонов с улучшенными характеристиками...

Что касается истории появления на немецких дорогах четырехосных вагонов, то вагоны типа GGhs Dresden были заказаны Реййхсбаном еще в 1934 году и предназначались для экспресс-перевозок грузов. Их преимущество заключалось в том, что они имели полезную загрузочную площадь 41,7 кв. м., что значительно больше, чем у двухосных вагонов. У новых вагонов GGhs были тележки Gorlitzer и они были рассчитаны на максимальную скорость 120 километров в час. Они имели допустимую грузоподъемность 22.550 кг, тогда как двухосные собратья могли "поднять" только 15 тонн. Однако GGhs Dresden обходились дорого, рентабельность их серийного выпуска была поставлена под сомнение, и они так и остались лишь тестовой серией из трех вагонов. Правда, к Олимпийским Играм 1936 года было построено пять специальных четырехосных вагонов для перевозки спортивных (GGvwehs Dresden).

Некий "расцвет" для четырехосных вагонов наступил только во время второй мировой войны. В рамках так называемой "военной" конструкции (Kriegsbauart), но на основании опыта, полученного в ходе строительства и эксплуатации GGhs Dresden, в 1942 году были созданы вначале тестовые образцы (очевидно, их было два), а затем в 1944 году и небольшая серия четырехосных вагонов большой грузоподъемности - 51 тонна! Они имели длину загрузки 16.620 мм, собственный вес 21,8 т и длину по буферам 18.000 мм. Они были оснащены паровыми линиями (для отопления) и могли транспортироваться со скоростью 120 км / ч. У них были две раздвижные двери высотой 2000 мм и шириной 1550 мм, три загрузочных люка и два вентиляционных отверстия на каждой стороне, воздушный тормоз Hildebrandt Knorr для грузовых поездов (Hikg). И главное - с торца у них были двери, так что в вагон можно было что-то вкатывать и даже въезжать в него. Но задумывались они как довольно универсальные. Они подходили даже для транспортировки сыпучих материалов (зерно), так как были оборудованы достаточно плотно закрывающимися дверными конструкциями, а также люками для загрузки.

Их появление, вероятно, связано с необходимостью перевозки военной техники. Но необходимость была не столь уж острой, у Рейхсбана хватало и других средств, а конструкции с тележками по-прежнему обходились дорого, так что серийно было выпущено только 75 штук вагонов рода GGths (они отличались наличием торцевых или "передних" дверей), и еще два вагона GGhs - они были без передних дверей. Всем этим вагонам, в добавление к стандартной маркировке GGths и GGhs был добавлен класс "Бромберг" (Bromberg). Таким образом, можно говорить, что вагонов класса Bromberg изначально было произведено не более 79 штук.

Даже после войны в Западной Европе четырехосные крытые вагоны не прижились. После войны Федеральные железные дороги Германии (DB) вначале отказались от заказа новых 4-осных закрытых грузовых вагонов и разработали концепцию крупногабаритных 2-осных закрытых грузовых вагонов. Но, несмотря на это, доставшиеся им от Рейхсбана вагоны класса Bromberg все равно эксплуатировались, вначале их обозначали как GGhs 42 и GGths 43, а в 60-х годах как Hacrs -v 340. В 70-е годы прошлого века последние такие вагоны в Западной Германии были списаны.

В ГДР, а также в Восточной и Южной Европе после войны тоже появились вагоны класса Bromberg, доставшиеся от Рейхсбана.

В ГДР (DR) использовались варианты вагонов как с торцевыми дверьми, так и без них, маркировались они как GG(t)hs 15. C 1966 года с введением новой маркировки - GGhmst (Ggths). Эксплуатировались они там чуть ли не до 1993 года.

И более того - на основании проверенной военной конструкции вагоны такого или похожего типа вновь разрабатывались и производились в значительных количествах в странах восточного блока. Так, уже в 1951-1954 годах в ГДР вновь начали разрабатывать и строить четырехосные грузовые вагоны с деревянными стенами по мотивам класса Бромберг. Но они были немного короче, в результате длина загрузки составляла всего 14,42 метра и площадь загрузки 39,2 квадратных метра. Было три версии технической документации для них - для разновидностей серии Gag (m) (r) s-v (Doc. 0655-1 и Doc. 0655-2), для серии Hacg (m) rs-v (Doc. 0655-3). Они отличались наличием или отсутствием тормозной будки, отопительного парового контура и прочими деталями.

Позднее в Восточной Европе строились вагоны с бортами из листового металла, которые соответствовали своим внешним размерам типу 1 стандарта UIC 571-2. Были построены три серии, в румынском Араде делали в 1963/64 годах серию Gagrs-v (номер документа 0641) и в 1973/74 годах две версии (с ручным тормозом и без) серии вагонов типа Gags-v (номера документов 4401 и 4402). В 1966-68 в югославском Нише делали вагоны Gagrs-v (номер документа 4400).

Ещё в советские времена появились модели в масштабе H0 от фирмы Piko. Было два варианта вагона, в зеленой окраске и в коричневой. Коричневый вагон имел артикул 5/6421-015, а зеленый - 5/6420/012.

К 1966 году формально зеленые вагоны уже должны были перекрасить в коричневый цвет. Тем не менее, оба вагона имели одинаковую маркировку UIC - DR 21 MC RIV 50 DR 272 9150-3 GGhmst (Ggths), что указывает на один и тот же период после 1966 года (III эпоха)...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...