Вагоны: крытый изотермические вагоны Glm(e,h)s 50, Gbs 245, Gbrs 245, Gbrs-v 245, Gos 245, Gos-uv 245, Ibblps 395, Ibblps 353

Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.

Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов - молока, живой рыбы, вина). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку, позволяющую при средней наружной температуре 30 °C понижать температуру внутри вагона и затем поддерживать её в пределах от 12 до 0 °C (класс А), от 12 до -10 °C (класс В) и от 12 до -20 °C (класс С).

Железнодорожный союз UIC (МСЖД) начал свою деятельность в 1950-х годах со стандартизации конструкции грузовых вагонов; и поскольку изотермические вагоны и рефрижераторы относятся к грузовым вагонам специальной конструкции, они стали изготавливаться как стандартные грузовые вагоны МСЖД, но в соответствии со специальной памяткой МСЖД 571-3.

Вагоны типа Glm(e,h)s 50 (позже известные как Gos 245) в 1950-х годах составляли самую большую группу двухосных крытых изотермических вагонов. В период с 1953 по 1960 год компания DB заказала около 13.000 вагонов типа Glm(e,h)s 50 в соответствии со стандартом UIC. У первых построенных вагонов обшивка была из доски, а с 1954 года использовались неуплотненные клееные деревянные панели. Также с 1954 года вместо тормозов Hik-GP стали устанавливать тормоза KE-GP. Крыша была куполообразной. Допускались некоторые незначительные отклонения в конструкции и размерах у отдельных вариантов этого типа вагона.

В 1965 году вагоны Glm(e,h)s 50 были переименованы с учетом разных незначительных особенностей в Gbs 245, Gbrs 245 и Gbrs-v 245. В 1980 году вагоны были снова переименованы - в Gos 245 и Gos-uv 245. Во второй половине 1980-х годов восточногерманский DR приобрел у заподногерманского DB около 3000 таких вагонов.

После объединения Германии и появления общей компании DB AG все оставшиеся в строю вагоны поступили в ее распоряжение, в 1994 году их было 1460. Но уже в конце 1999 года из числилось всего несколько штук, последний был изъят из эксплуатации в 2000 году.

Одновременно уже начиная с первой половины 50-х некоторые вагоны типа Glmhs 50 переделывались для специальных целей. Например, для перевозки бананов. Перевозка бананов по железной дороге когда-то имела огромное значение и осуществлялась в ФРГ DB. Через порт Гамбурга проходило около половины всего импорта бананов, за 1962 год туда прибыло более 200 судов с бананами из Эквадора, Колумбии, Канарских островов и Западной Африки. В итоге уже к 1967 году бананы уверенно заняли второе место среди любимых фруктов у немцев (после яблока). В определенное время нужное количество специальных рефрижераторных вагонов заказывалось в порт.

Но банан фрукт довольно нежный, его доставка требовала идеальной логистики. До конца пути, от плантации до прилавка магазина, он должен достичь нужной степени зрелости, а для этого нужны подходящие условия и точный расчет.

Бананы не переносят температуры ниже плюс семи и выше двенадцати градусов. Теплоизоляции обычных грузовых вагонов для этого недостаточно. А стандартные рефрижераторы с дорогой изоляцией, позволяющие поддерживать температуру до минус 20 градусов Цельсия, использовать таким образом нерентабельно.

Так что в период 1955 - 1957 годов из Glmhs 50 были построены первые 175 специальных 15-тонных изотермических вагонов для перевозки бананов типа Tno(eh)s 50 (позже обозначались как Ibblps 393). У них была ещё "довоенная" серо-белая окраска.

С конца 1942 года для изотермических вагонов и рефрижераторов ввели обозначение - "T". Это обозначение плавно перешло в начало III эпохи, то есть в послевоенное время. "T" означало, что это вагон с термоизоляцией (рефрижератор, ледник или прото изотермический), двух- или трехосный, грузоподъемность 15 тонн; "TT" - такой же, но четырехосный, грузоподъемность - до 30 тонн.

Помимо общих признаков, характеристики уточнялись маленькими буквами: n - не пригоден для замороженных продуктов; o - без крюков для мяса; m - грузоподъемность от 15 до 20 тонн; e - с возможностью электрического отопления; h - с возможностью парового отопления; s - максимальная скорость транспортировки 100 км / ч и так далее...

С конца 1950-х годов по классификации МСЖД изотермические вагоны и рефрижераторы стали помечать уже общей буквой "I" вместо "T". Буква "I" тоже отражает только самые общие характеристики - то, что это вагон с термоизоляцией средней степени эффективности, имеет напольные решетки и ящики для льда емкостью 3,5 кубометров или больше, с двумя осями, грузоподъемность от 15 тонн и т.д.

Помимо общих признаков, характеристики уточнялись маленькими буквами: bb - вагон с двумя отдельными осями (не с тележками) и с загрузочной площадью 27 кв. м. и более; l - без ящиков для размещения льда; p - без решеток на полу; s - максимальная скорость 100 км / ч...

В 1958 и 1959 годах были построены еще 476 вагонов типа Tnomhs 50 (позже обозначались как Ibblps 395), которые имели более высокую грузоподъемность по сравнению с Tnohs 50 и внутри стены были покрыты стиропором (пенополистирол). На некоторых старых фото можно видеть, что вагоны с бананами были выстланы соломой, которая не должна была обеспечивать дополнительную теплоизоляцию, а защищала фрукты от механических повреждений. Вагоны были облицованы многослойными деревянными панелями и покрыты крышей из легкого металла. Они имели дополнительные двухстворчатые двери сразу за раздвижной дверью. 8 вентиляционных люков по бокам обеспечивали хорошую вентиляцию. Когда снаружи слишком низкая температура, их можно было отапливать - вагоны имели обогрев (паровой) для поддержания идеального для бананов микроклимата. Они были рассчитаны на транспортировку со скоростью 100 км / ч если возникала такая необходимость (благодаря чему отдельные банановые вагоны или их группы иногда даже включали в скоростные пассажирские поезда). Эти вагоны были окрашены в коричневый цвет. И имели на двери надпись Bananen.

Некоторые вагоны этих типов, изготавливаемые для частных компаний, помечались буквой [p] и могли иметь другую краску. Напимер, вагоны компании Jameica были жетыми.

Изотермические вагоны типа Ibblps 353, ранее Tnom(eh)s 59, в количестве 650 единиц были перестроены из Glm(еh)s 50 по заказу компании Transthermos и также эксплуатировались DB с 1955 года для перевозки бананов.

Tnom(eh)s 59 имели те же внешние признаки, что Tnohs 50. Вагон при этом имел повышеннную грузоподъемность (17,5 тонн). В целом Tnom(eh)s 59 был улучшенной версией вагонов Tnohs 59, которые были построены ранее, и отличия касались только подвески и тормозов (что позволяло нагружать его больше). А так он обладал теми же основными размерами и имел такой же вид, что и Glm(еh)s 50. У него было 8 вентиляционных люков по бокам (по 4 с каждой стороны) и он имел панельную облицовку, теплоизоляция была из пенополистирола; он также имел дополнительные двухстворчатые двери сразу за раздвижной дверью.

В качестве вагонов для перевозки бананов они также были отмечены надписью Bananen и окрашивались в коричневый цвет. Использовались они до 1980 года.

Что касается моделей H0, то вагон Glmhs 50 воспроизводился фирмой Brawa - "Guterwagen Glmhs 50 DB, III, Miele", артикул 47285. Это частный вагон компании Miele, эксплуатировался DB в III (третью) эпоху. Маркировка 206 325. Длина модели по буферам 143,7 мм.

Такие же вагоны можно встретить и в стартовых наборах Roco, например, желтенькие Gos 245 Kuhlwagen 21 RIV 80 DB 154 5 003-2 с надписью Bananen (артикул 47040).

Такие же вагоны вовсе без маркировки с логотипом Roco также входили в состав некоторых стартовых наборов. Длина модели по буферам 144 мм.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...