Вагоны: крытый вагон Gm 39

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда были его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)... Затем также постепенно была внедрена концепция, подразумевавшая использование сварных технологий (Geschweisste Bauart), а во время войны появились вагоны так называемой "военной" конструкции (Kriegsbauart).

Смысл военных разработок заключался в создании на основе хорошо зарекомендовавших себя старых классов вагонов с улучшенными характеристиками (например, на основе вагонов класса Oppeln в 1943 году были созданы вагоны класса Gmhs Bremen). Улучшения заключались, как правило, в увеличении грузоподьемности при всё большем и большем облегчении собственного веса и упрощения конструкции вагонов. То есть при их изготовлении искали малейшие возможности экономить дефицитную в условиях войны сталь. Не удивительно, что срок службы таких вагонов был весьма недолгим.

Появившийся после 1945 года восточногерманский Deutsche Reichsbahn и возникший в сентябре 1949 года западногерманский Deutschen Bundesbahn унаследовали эти вагоны - а вместе с нмим и необходимость их восстановления и модернизации. Но наряду с решением этих создавались в послевоенное время и совершенно новые вагоны с близкими к Gmhs Bremen характеристиками.

Так, по заказу Deutschen Bundesbahn завод Tatra в Чехословакии уже в конце 1948 года построил первые образцы новых вагонов, а затем запустил серийное производство и поставил в общей сложности 2330 новых грузовых вагонов с "короткой рамой" класса Gm(s) 39. Они имели длину по буферам 10,8 метра, пневматические тормоза, часть из них оборудовалась ручным тормозом. И соответствовали они в целом требованиям для создававшегося тогда европейского пула вагонов "Europ-Park", пригодных для обмена на межгосударственном уровне.

Грузоподъемность составляла почти 25 тонн. У них была довольно высокая арочная крыша из листового металла, пара диагональных тяг в крайних боковых секциях кузова и восемь вентиляционных клапанов. Кузов их обычно представлял собой деревянную конструкцию, двери уже имели требуемую по новым стандартам ширину 2 метра. Впрочем, вагоны серии выпускавшиеся в разное время имели небольшие различия в дизайне.

Большая часть вагонов этого семейства была перестроена в 1959 - 1961 году и пополнила класс Gmms40 (Gs 210). Оставшаяся меньшая часть вошла с 1964 года в класс Glm(s) 202 и все эти вагоны исчезли с дорог Западной Германии уже до 1978 года.

Технические характеристики и назначение вагонов Gm 39 отражалось в их маркировке. "G" - крытые вагоны с грузоподъемностью от 15.5 до 24.5 тонн с плоской или арочной крышей; маленькая "m" уточняла грузоподъемность (от 20 до 21 тонны); "h" указывала на наличие паропровода; "s" указывала на возможность использования в поездах, движущихся со скоростью до 100 километров в час. А что касается номера 39, то все вагоны тех времён с номерами от 50 до 99 имели сварную конструкцию, а номера 09, 17, 18, 19, 49 и 39 обозначали вагоны зарубежных конструкций (в данном случае 39 - чехословацкая разработка).

Такие компании как, например, Roco или Marklin выпускали модель вагонов семейства Gm 39 в масштабе H0. Модель Roco (артикул 56070, 2005 год) имела маркировку CSD и длину по буферам 11,5 сантиметров. Модель выглядит не слишком точной.

Наверное, классикой можно считать модель Marklin (артикул 4505), которую начали делать ещё в 1959 - 1963 годах (и с тех пор она пережила добрый десяток "инкарнаций" или версий). Первая же имела стальную раму и длину по буферам 10,00 см. А маркировалась как Gmh 39 DB 248 847. Маркировка на вагончике делалась выштамповкой.

Обе упомянутые модели относятся к III (третьей) эпохе.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...