Вагоны: крытый изотермический вагон итальянского типа H (Hg)

Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.

Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку.

Итальянские крытые грузовые вагоны, появившиеся на дорогах этой страны ещё в начале прошлого века, маркировались буквами F, G или H. F были вагонами для перевозки продуктов питания, у них были небольшие двери, у G были двери немного больше и они использовались для перевозки скота, а H (полностью закрытые) были изотермическими вагонами или холодильниками.

Ferrovie dello Stato — компания государственных железных дорог Италии — была основана 22 апреля 1905 года. В течение 1920 - 1930-х годов она размещала заказы на постройку таких вагонов в большом количестве и использовала их впоследствии в течение нескольких десятилетий. Вагоны H были широко распространены: они строились как с тормозной будкой, так и без неё, в период между двумя войнами (и в первые несколько лет после второй мировой войны). Затем достаточно долго использовались и реконструировались.

До 1964 года такие вагоны обозначались буквой "H" с различными добавлениями (His - изотермические вагоны без охлаждения, Hg - означало наличие охлаждения, Hgm - ледник с крюками для мяса, Hgp - ледник для транспортировки рыбы и так далее).

Первые вагоны типа H были построены, очевидно, ещё в 1923 году. С 1925 - 1926 года они имели металлическую обшивку. Охлаждения осуществлялось с помощью льда и вентиляции - то есть это были вагоны-ледники. Они использовались для перевозки пищевых продуктов.

Начиная с 10 октября 1964 года на основе международных соглашений началось постепенное изменение маркировки грузовых вагонов. После 1966 по классификации UIC вагоны класса Hg обозначались уже как Ibes. Появившиеся к тому времени новые вагоны типа Ibes имели более эффективную теплоизоляцию и более совершенные запоры на дверях, две камеры для льда и четыре электрических вентилятора для принудительной циркуляции воздуха внутри вагона. Выглядели они тоже несколько иначе. Старые вагоны Hg тоже были перемаркированы, реконструированы и использовались, как минимум, до конца 60-х годов.

Старейшая итальянская пивоваренная компания Wuhrer (Вюрер) была основана в 1829 году в городе Брешия (Brescia). Создал её Франц Ксавер Вюрер. Производственные мощности расширялись до 1946 года, и затем оставались неизменными до 1988 года. К 1988 году компания оказалась в руках другой, более крупной - Peroni. Однако, торговая марка Wuhrer была сохранена и существует поныне.

Модели вагонов в масштабе H0 итальянских железнодорожных линий (FS Italia) с маркировкой Hg и логотипом Wuhrer были в ассортименте таких компаний, как Rivarossi и Piko. У Piko (артикул 95936) вагон имеет номер 556.903 и пометку [p], что говорит о том, что он - частный (в данном случае, принадлежащий компании Wuhrer).

Можно разобрать указанные на модели технические данные прототипа: длина по буферам 9,19 метра, собственный вес вагона 15,91 тонн, максимальная загрузка 16 тонн, объем полезной загрузки 32 кубических метра, площадь полезной загрузки 16,3 метра. Дата последней ревизии - 13.10.56.

В целом эти вагоны начали делать ещё во II эпоху, но в таком виде модель относится уже к III эпохе, к периоду с 1956 по 1966 годы.