Вагоны: крытый изотермический вагон Ibblps 379

Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.

Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку.

После второй мировой войны на европейском уровне были предприняты усилия по стандартизации в области создания и использования грузовых вагонов в Европе. В 1947 году Международный союз железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC) стал активно заниматься стандартизацией грузовых вагонов. Он начал с отдельных их частей (буфера, муфты и так далее). Однако, этого было недостаточно - решено было занятся разработкой целых грузовых вагонов единого, стандартного дизайна. За образцы брались немецкие вагоны - так как Германия до войны и во время таковой произвела их несметное количество, а после 1945 года они так или иначе "достались" всем странам Европы.

Стандартизация облегчила бы обмен вагонами и совместное их использование. То есть все участники соглашения UIC могли бы использовать вагоны партнеров как свои собственные. Не отправлять после разгрузки иностранные вагоны по месту приписки, а загружать и отсылать в любом нужном им направлении. Конечно, уже существовало соглашение RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году). Но на сей раз UIC пошло дальше. Ведь соглашение RIV - это попытка подогнать под общую гребенку уже существующие вагоны. Теперь UIC вознамерился решить проблему в корне и сразу строить одинаковые вагоны. Были приняты директивы UIC, которые предусматривали единые размеры и другие параметры для вновь создаваемых открытых грузовых вагонов.

Около 1960 года UIC разработал стандарт двухосного грузового вагона повышенной вместимости. В рамках данного стандарта западногерманский бундесбан DB построил в 1961 году более 10.000 вагонов дизайна Glmms 61 (он же Gbs 254), используя при этом части разобранных крупногабаритных грузовых вагонов довоенных типов. Были, однако, среди собранных вагонов и совершенно новые.

Технические данные серии Gbs были такими: две оси, вес самого вагона не менее 10 тонн, максимальная грузоподъемность 25 - 28 тонн, площадь загрузки 33 квадратных метра, длина по буферам (LuP) - 14,52 метров, колесная база - 8 метров, максимальная скорость 100 км / ч.

Небольшая часть созданных тогда вагонов была оборудована дверцами на торце и обозначалась как Gltmms 62 (Hbcs300). В 1965 появились два новых типа: Glmms 65 (Gbs257), который отличается от Glmms 61 разделением боковых стенок на секции, и Glmms 64 (Gbs256), корпус которого был стальным. В 1966 году появился Gbs252, единственным внешним отличием которого от Glmms 61 стало отсутствием шпренгелей под рамой. К 1999 году в распоряжении DB было около 3750 вагонов Gbs.

С 1966 года 90 вагонов типа Glmms 61 было переоборудовано в тип Ibblps 379. Работы велись в мастерских предприятия AW (Ausbesserungswerk) Oldenburg. Они получили обшивку из листовой стали и термоизоляцию из пенополиуретана, таким образом, превратившись в изотермические вагоны. Они в основном использовались для перевозки товаров, которые не нуждались в охлаждении, но должны были быть защищены от перегрева (например, шоколад). Некоторые вагоны были оборудованы торцевыми люками для загрузки сухого льда и специальными площадками для доступа к люкам.

Маркировка Ibblps означает: I - изотермический вагон, bb - двухосный и с площадью загрузки от 27 квадратных метров, l - без охлаждения, p - без напольных решеток, s - разрешенная скорость до 100 км / ч. Вагоны эти, как правило, передавались DB в лизинг частным компаниям (Union Deutsche Lebensmittelwerke, Transthermos и т.д.), поэтому на бортах, вместе с названиями компаний, видна буква [p].

Среди моделей вагонов Piko в масштабе H0 есть и такие, которые "изображают" вагоны серии Gbs и Ibblps. В стартовом наборе (артикул 57151) Start-Set Guterzug DB Cargo наблюдался белый вагон Guterwagen "Bosch" (артикул 54071), промаркированный следующим образом: 23 RIV 80 DB 150 0 028-4 [p] Gbs. Но на "классический" Gbs он совсем не похож - это, скорее, его модификация 1966 года в Ibblps 379.

Технические параметры указаны следующие - максимальная грузоподъемность 24 тонны, вес самого вагона 15750 кг (всё-таки добавили веса те же сталь обшивки и полиуретановая термоизоляция - ещё один намёк на модификацию), площадь загрузки 33 квадратных метра, длина полезной загрузки - 12 метров, длина по буферам (LuP) - 14 метров. Ещё видно надпись Vorsichtig rangiert (осторожно при маневровых работах).

Более современные варианты от Piko той же модели только в другой цветовой схеме и с более современной маркировкой уже решили часть проблемы - на них прямо указано, что это Ibblps 379.

Речь идет о моделях Gedeckter Guterwagen "Kathi" (артикул 58729) и Gedeckter Guterwagen "Schamel" (артикул 58728). Но зато по цвету они никак не тянут на изотермические вагоны...

Наиболее приближена к оргигиналу Ibblps 379 модель в масштабе H0 от Marklin (артикул 48163)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...