Вагоны: цистерна емкостью 30 кубометров, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (Igol)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции бывают цистерны имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Но ни DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о горюче-смазочных материалах и компании Igol.

Компания Igol создана в 1949 году во Франции из 14 компаний, специализирующихся на производстве горюче-смазочных материалов. IGOL сегодня - это 10 региональных представительств, 8 заводов во Франции, 4 научно-исследовательских лаборатории, 50.000 тонн продукции ежегодно, 550 сотрудников, около 200 торговых представительств в мире. Штаб-квартира компании находится в городе Амьен.

Понятно, что компании Igol нужны были для своих нужд железнодорожные цистерны самых разных типов. В послевоенное время среди этих цистерн были и немецкие цистерны особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией.

В условиях войны немцы вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Этот проект немецких железных дорог Deutschen Reichsbahn коснулся и производства цистерн. По мере того как с 1939 года Германия втянулась в полномасштабную войну, необходимость поставок топлива на фронт постоянно возрастала, а старые цистерны неумолимо ветшали и не устраивали своим небольшим объемом.

К началу 1940-х годов было разработано несколько прототипов так называемых "легких цистерн", рассчитанных на максимальную экономию материала при их производстве (ELK, Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen, универсальные легкие вагоны-цистерны). Часть прототипов была отвергнута, так как они были хоть и "экономичными", но уж слишком - из-за уменьшенной длины у них была превышена допустимая нагрузка на погонный метр...

Только два типа было решено производить в массовом порядке. Создание этих прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).

Westwaggon (United Westdeutsche Waggonfabriken AG) - немецкий производитель вагонов и трамваев, работавший под другим названием с 1845 года, с 1927 года после ряда слияний и объединений стал базироваться в Кёльне и именоваться Westwagon.

Waggonfabrik Uerdingen AG, существует в городе Юрдинген с 1898 года, с 1981 года стала называться Duewag AG, с 1989 года ее купил Siemens. Изначально строила всякий там городской рельсовый транспорт и прочие трамваи - железнодорожные вагоны начали выпускать после слияния с Dusseldorfer Waggonfabrik в 1935 году.

Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или ликвидирована - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.

"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. А у "Юрдинген" по всей длине котлабыли приварены гнутые стальные полосы, имитируя раму - впрочем, это была не просто имитация, наличие этих полос дейсвительно несколько усиливало конструкцию. Почти для всех цистерн "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1943 года общими техническими данными были: объём (300 гектолитров, или 30 кубических метров), колесная база (4,5 метра) и длина по буферам (8,72 метра), диаметр котла (2,5 метра), длина котла (6 метров).

Затем на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... До 1943 года было построено для разных компаний и на разных предприятиях 5700 легких цистерн образца Deutzer и Uerdinger объемом 30 кубических метров. В случае с цистернами данного вида речь шла - как будто - в основном о снабжении Кригсмарине (ВМФ). Но очевидно, что такие цистерны использовались очень широко, в том числе и для транспортировки ГСМ в Пеннемюнде - это был ракетный центр Третьего Рейха на северо-востоке Германии.

С 1943 года и до конца войны большинство цистерн единого типа ELK строилось уже с уменьшенным объёмом - 24 кубических метра. Использовался только прототип "Юрдинген".

К концу войны было сделано 1740 цистерн всех видов, и они обслуживали все рода войск. Поставки топлива для вермахта - именно таким было изначальное и главное предназначение цистерн. В Третьем Рейхе организация Wirtschaftlichen Forschungsgesellschaft (Wifo) выполняла важнейшую функцию обеспечения вермахта горючим - контролировала вопросы хранения и транспортировки всего немецкого топлива и ГСМ, в связи с чем ведала вопросами обустройства хранилищ, создания автомобильных и железнодорожных цистерн, ну и тому подобное... После войны в Западной Германии большую часть цистерн "унаследовала" компания VTG (VTG Vereinigte Tanklager), основанная в Гамбурге как госпредприятие в 1951 году на основе вышеупомянутой и существовавшей с 1934 года компании (точнее - организации) Wifo. Цистерны Waggonfabrik Uerdingen "служили" в различных компаниях на территории Германии аж до 1993 года...

После войны военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в России. Чего уж говорить о Франции... Там такие цистерны большей частью находились в послевоенное время в собственности французского аналога Wifo или VTG - речь идёт о компании Simotra (Промышленное Транспортное Общество).

Хотя с 2003 года Simotra переименована в VTG France, точнее было бы сказать, что скорее уж Wifo и VTG следовало бы назвать аналогами Simotra, так как последняя была создана раньше их, ещё в 1928 году, на австро-венгерские деньги. Она была задумана как компания, которая могла предоставлять промышленным заказчикам железнодорожные вагоны, максимально адаптированные к их потребностям. В том числе - цистерны. Эти цистерны Simotra предоставляла в аренду разным компаниям, в числе которых была и компания Igol. А те, в свою очередь, передавали цистерны на эксплуатацию французской государственной железнодорожной компании SNCF...

Piko производили модель цистерны Kesselwagen Igol (артикул 555046). Это будто бы довольно точная копия двухосного прототипа "Юрдинген" без тормозной будки выпуска 1949 года. На одной из двух информационных табличек указана грузоподъемность А = 20,0 тонны, В С = 24,0 тонны. Указана штатная емкость цистерны (3000 l) и колесная база 4,5 метра.

Принадлежнось модели - SNCF. Французская маркировка (которая соответствует периоду 1950 - 1966 года) SCw обозначает, что перед нами (SC) вагоны-цистерны (для жидкостей или сжиженных газов), которые (w) оснащены пневматическими тормозами. Далее следует номер вагона (555 046) и обозначение [p], которое, как и в Германии, означает, что вагон частный - в данном случае, он передан в аренду компании Igol от компании Simotra (сhez Simotra). Логотип Igol "с петушком" использовался компанией с 1949 до 1970 года. Это, а также маркировка и указанная дата ревизии вагона (1955 год), позволяет судить о том, что модель относится к периоду с 1955 по 1966 год, что соответствует III (третьей) эпохе.

Как всегда, как и с другими такими же моделями вагонов типа "Юрдинген" от Piko (а их множество - Shell, Esso, BASF, Aral и т.д.), несколько подводят и фактические размеры модели. Диаметр котла 32,2 мм, длина по буферам 104 мм, длина котла 71,5 мм. Что соответствует длине по буферам 9,1 метра и объему котла 36 метров кубических у возможного прототипа. А должно быть, как указано выше, объём 30 кубических метров и длина по буферам 8,72 метра!

Конечно, в послевоенное время "Юрдинген" разработал похожие цистерны с объёмом и 36 (в 1959 году), и даже 40 (в 1962 году) метров кубических. Но внешний вид их несколько отличается от того, что мы видим у Piko.

Так что можно сказать, что пиковская цистерна сделана всё-таки "по мотивам" военного дизайна "Юрдинген", а по техническим параметрам более-менее соответствует одному из его послевоенных варинтов. С одной стороны, это сделано для того, чтобы без зазрения совести без переделок, изменяя маркировку и цвета, легко изменять принадлежность модели. С коммерческой точки зрения - оправдано, учитывая невысокую стоимость образца.

С другой стороны - Piko фирма восточногерманская, это бывшая ГДР. И им особенно не с руки было услышать со стороны, скажем, "большого брата" упреки в пропаганде технических достижений Третьего Рейха. И тот факт, что такие цистерны начали делать во время войны, они пострались "замылить" с некоторой для себя выгодой.

Итак, вот некоторые сведения о модели Piko Kesselwagen Igol (артикул 555046):
Эпоха - VI
Принадлежность -
Длина - 104 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...