Вагоны: крытые изотермические вагоны и рефрижераторы WAF, WAR компании Interfrigo
Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.
Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов - молока, живой рыбы, вина). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку, позволяющую при средней наружной температуре 30 °C понижать температуру внутри вагона и затем поддерживать её в пределах от 12 до 0 °C (класс А), от 12 до -10 °C (класс В) и от 12 до -20 °C (класс С).
К железнодорожным перевозкам скоропортящихся продуктов всегда предъявлялись особые требования, чтобы гарантировать бесперебойную цепочку доставки "от двери до двери" в нужных условиях. Эта логистика в основном осуществлялась независимыми коммерческими организациями, не входящими в государственные железнодорожные администрации. Эти организации заказывали, приобретали и эксплуатировали рефрижераторы, холодильные камеры, контейнеры и так далее. Но для перемещения своих вагонов и платформ с контейнерами они использовали инфраструктуру государственных железнодорожных администраций.
Все началось в 1920 году с французского Societe Francaise De Transport Et Entrepots Frigorifiques (STEF). В Германии в 1921 году появилась компания Kuhltransit AG, которую в 1950 году сменила в Федеративной Республике Германия компания Transthermos GmbH. В Бельгии возникла Regie Des Services Frigorifiques De L`Etat Belge (Refribel или SATI), а в Испании - Transportes Ferroviares Especiales S.A., Madrid (Transfesa).
Растущая конкуренция со стороны автоперевозчиков побудила государсттвенные западноевропейские железные дороги активизировать взаимное сотрудничество. Все виды деятельности в сфере рефрижераторных перевозок были объединены ими в 1949 году в Societe Ferroviaire Internationale De Transports Frigorifiques (Interfrigo) как общую головную организацию. Штаб-квартира компании находилась в Брюсселе, операционный бизнес осуществлялся из Базеля.
Первоначально в сотрудничестве приняли участие железнодорожные администрации Бельгии (SNCB), Великобритании (BR), Франции (SNCF), Италии (FS), Нидерландов (NS) и Швейцарии (SBB). За ними последовали и другие железнодорожные администрации, включая Германию (DB) и Грецию (OSE), Люксембург (CFL), Испанию (RENFE), Турцию (TCDD) и, наконец, Данию (DSB) в 1959 - 1960 году.
Вагоны Interfrigo доставляли фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, а также рыбу, бананы и т. д. из основных морских портов Европы в соответствии с графиком. В 1993 году Interfrigo была объединена с Intercontainer. Новая компания Intercontainer-Interfrigo SA (ICF) также осуществляла операционную деятельность из Базеля, имея штаб-квартиру в Брюсселе. Первоначально сам Intercontainer был создан в 1967 году как некоммерческое кооперативное партнерство между основными европейскими железнодорожными компаниями. В 2003 году компания Intercontainer-Interfrigo была преобразована в Aktiengesellschaft (форма акционерного общества), как это определено в бельгийском законодательстве. Компания осуществляла комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки и была ликвидирована в 2010 году.
Возвращаясь назад, заметим, что изначально в Interfrigo своих вагонов не было. В 1949 году Interfrigo приняла в свой парк уже существовавшие на тот момент вагоны участвующих железнодорожных компаний и сдавала их в аренду по мере необходимости. Вагоны были двухосные различной конструкции, но соответствующие требованиям RIV и охлаждаемые водой или сухим льдом.
Но в дополнение к этим вагонам национальных железнодорожных администраций Interfrigo в 1951 году начала заказывать у разных производителей собственные типы вагонов для стандартизации парка. С 1955 года стали появляться вагоны цельнометаллических конструкций, созданные в соответствии с директивами UIC (МСЖД).
Железнодорожный союз UIC (МСЖД) начал свою деятельность в 1950-х годах со стандартизации конструкции грузовых вагонов; и поскольку изотермические вагоны и рефрижераторы относятся к грузовым вагонам специальной конструкции, они стали изготавливаться как стандартные грузовые вагоны МСЖД, но в соответствии со специальной памяткой МСЖД 571-3.
С 1950-х годов по классификации МСЖД все изотермические вагоны и рефрижераторы помечены общей буквой "I". Буква "I" отражает самые общие характеристики - то, что это вагон с термоизоляцией средней степени эффективности, имеет напольные решетки и ящики для льда емкостью 3,5 кубометров или больше, с двумя осями, грузоподъемность от 15 тонн и т.д.
Помимо общих признаков, характеристики уточнялись маленькими буквами: c - с крюками для мяса;
h - с теплоизоляцией класса IR; r - шарнирно-сочлененная тележка; q - с подключением кабеля для электронагревателя; s - максимальная скорость 100 км / ч...
Изотермические вагоны и рефрижераторы также были классифицированы по эффективности их изоляции: тип МСЖД 1 предназначался для перевозки грузов при температуре около +4 ° C, и таких было заказано около 6.500 единиц. Тип МСЖД 2 предполагал большие площади загрузки, машинное охлаждение и использовался для перевозки замороженных продуктов при температуре до -20 ° C, он соответствовал современным рефрижераторным вагонам DB. Interfrigo в основном использовали тип 1, но более поздние конструкции соответствовали уже типу 2.
Вагоны Interfrigo в основном были представлены в белой или светло-серой цветовой гамме и имели синюю надпись Interfrigo и иногда логотип в виде снежинки. В целом белые или светло серые вагоны, как правило, не имели машинного охлаждения. А вот синие вагоны Interfrigo с белой полосой по борту - имели, то есть были, по сути, холодильниками на колёсах, или рефрижераторами.
Interfrigo помимо классификации МЖД имели и свою собственную классификацию вагонов. Они разделили свой парк на три больших семейства: WAR, WAF и WAI, и два небольших: WAL и WAT. Внутри каждого семейства также прибавлялся двузначный цифровой код. Также их вагоны отвечали требованиям ATP (Accord transport de perissables - международное соглашение по перевозке скоропортящихся грузов, действующее для автомобильного и железнодорожного транспорта было заключено в Женеве 1 сентября 1970 года Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК / ООН); оно вступило в силу 21 ноября 1976 года после ратификации первыми пятью государствами - это были Франция, Германия, Югославия, Испания и Швейцария. Всего его подписали впоследствии Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Дания, Российская Федерация, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Югославия, Казахстан, Люксембург, Марокко, Норвегия, Голландия, Польша, Португалия, Чехия, Великобритания, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Венгрия и США.
Классификация вагонов Interfrigo по их кодам, кодам МСЖД и классам ATP была в целом такой:
WAI (изотермические вагоны)
WAI 24 изотермический двухосный вагон
WAI SC изотермический вагон четырехосный, класс ATP - IR
WAI 28B удлинненный изотермический вагон класс ATP - IR
WAR (изотермические вагоны)
WAR GC-FS класс МСЖД - Ibes, класс ATP - RNA
WAR GC / Ga большой грузоподъемности, класс МСЖД - Ibefhs, класс ATP - RRC
WAR TGC PH очень большой грузоподъемности, класс МСЖД - Ibbehs, класс ATP - RRC
WAR SC PH очень большой грузоподъемности, класс МСЖД - Iaes, класс ATP - RRC
WAR GC с площадью загрузки от 22 до 27 м2, класс МСЖД - Ibes, класс ATP - RRC
WAF (рефрижераторы с машинным охлаждением)
WAF TGC с площадью загрузки от 27 до 39 м2, класс МСЖД - Ibbghps, класс ATP - FRC
WAF SC c загрузочной поверхностью более 39 кв.м., класс МСЖД - Iaghps, класс ATP - FRC
WAL - двухосные и четырехосные рефрижераторы, где применялись для охдаждения сжиженные газовые хладагенты (жидкий азот), класс МСЖД - Ibggs, Ibfggs, Ibbggs
WAT - сервисные (служебные) вагоны, класс МСЖД - Ibiis
В целом для изотермических вагонов и рефрижераторов маркировка МСЖД расшифровывается так:
I - вагон с теплоизоляцией двухосный
b - с загрузочной поверхностью 22 кв.м - 27 кв.м
bb - с загрузочной поверхностью более 27 кв.м
c - с крюками для мяса
d - для транспортировки рыбы
e - электрическая вентиляция
g - есть холодильная машина
gg - для охлаждения применены сжиженные газовые хладагенты
f (ff, fff)- английский вариант вагона
h - с теплоизоляцией класса IR
i - с отдельной морозильной установкой
ii - сопровождающий технический вагон
k - максимальная загрузка по классу (трафарету) C менее 15 тонн
l - изотермический вагон без ящиков для льда
m - загрузочная площадь менее 19 м2
n - максимальная загрузка по классу (трафарету) C более 25 тонн
o - ящики для льда 3.5 m3
p - без решеток (только для грузов на поддонах)
q, qq - с подключением кабеля для электронагревателя
s - может транспортироваться в поездах со скоростью до 100 км / ч
ss- может транспортироваться в поездах со скоростью до 120 км / ч
Таким образом, вагоны Interfrigo были разделены по классам МСЖД так:
WAR GC соответствовал Ibes, Ibces, Ibefs, Ibefhs
WAR TGC соответствовал Ibbcehs, Ibbehs, Ibbehps
WAR SC соответствовал Iaehs
WAF TGC соответствовал Ibbghps
WAF SC соответствовал Iaghps
WAL соответствовал Ibggs, Ibfggs, Ibbggs
WAT соответствовал Ibiis
По некоторым источникам в начале 80-х у Interfrigo вагонов типа WAR было, по классам МСЖД: Is 4155 штук, Ifs 149 штук, Ibs 4622 штук, Ibfs 1387 штук, Ibbs 5780 штук, Ias 389 штук. Изотермических вагонов типа WAI было, по классам МСЖД: Ibls 424 штук, Ibfls 9 штук, Ibbls 400 штук, Ials 40 штук. Рефрижераторов типа WAL было, по классам МСЖД: Ibggs 1 штук, Ibfggs 50 штук, Ibbggs 25 штук. Рефрижераторов типа WAF было, по классам МСЖД: Ibbgs 206 штук, Iags 268 штук. Сервисных вагонов типа WAT было, по классам МСЖД: Ibiis 43 штук. В 1987 год Interfrigo эксплуатировала в режиме IF 5600 изотермических вагонов и 200 рефрижераторов, принадлежащих этой компании, а также 12900 изотермических вагонов и 240 рефрижераторов, переданных ей SNCF, FS, DB, NS, BR, SNCB, CFF, OeBB, BDZ, RENFE, CEH, MAV, RAI, CIE, CFL, NSB, CP, DR, CFR, SJ, CSD, TCDD, JZ), компаниями Transthermos, Interferry, Transfesa и Stef. На январь 2000 года у Interfrigo в управлении оставалось всего 1100 вагонов. Еще через 10 лет компания закончила свое существование.
Двухосный рефрижератор WAF 26, он же TGC26 - это двухосный вагон с машинным охлаждением с площадью загрузки от 27 до 39 м2, класс МСЖД - Ibbghnps (Ibbhlpss-tz), класс ATP - FRC.
Вагоны-рефрижераторы WAF TGC26 подходят для перевозки замороженных продуктов или продуктов, требующих четкого контроля температуры. Загрузочная длина - 13,20 метров. Ширина загрузки - 2,46 метра. Площадь загрузки - 32,47 м2. Объем загрузки - 74,68 м3. Длина с учетом буферов - 15,5 метров. Пределы нагрузки: A - 15,1 тонн, B - 19,5 тонн, C - 25,0 тонн, D - 28,7 тонн,
Вес вагона - 15,970 кг. Колесная база 9000 мм.
Двухосный изотермический вагон WAR TGC - это двухосный вагон с площадью загрузки до 28 м2, класс МСЖД - Ibbehps, класс ATP - RRC. Эти вагоны имели довольно большую вариабильность относительно объемов, и весили меньше рефрижераторов. ОНи были более распространены. У них нет машинного охлаждения!
Изотермический вагон WAR TGC подходит для перевозки свежих продуктов - замороженных продуктов или продуктов с использованием сухого льда для их хранения. Загрузочная длина - 10,57 - 12,17 метров. Ширина загрузки - 2,6 метра. Площадь загрузки - 28,1 - 32,3 м2. Объем загрузки - 56 - 69,6 м3. Длина с учетом буферов - 14,02 метров. Пределы нагрузки: A - 17,4 - 18,3 тонн, B - 21,4 - 22,3 тонн, C - 25,4 - 26,3 тонн. Вес вагона - 14,400 кг. Колесная база 8000 - 9000 мм.
Модели различных рефрижераторов и изотермических вагонов в масштабе H0 в достаточном количестве представлены всеми модельными компаниями.
Компания Roco, например, в составе своих первых цифровых наборов в конце 90-х - начале 2000-х (скажем, набор 41100) предлагала модель вагона-рефрижератора WAF (TGC) 26 с надписью "Digital is cool", без упоминания Interfrigo, но в достаточно типичной сине-белой цветовой гамме. Вагон имел маркировку 05 RIV 80 DB 827 5 099-1 [p], из чего понятно, что он эксплуатировался DB. По МСЖД он промаркирован как Ibbhlpss-tz. Что такое Ibbhlpss понятно из написанного выше, а вот буквы tz в маркировке вагонов, эксплуатировавшихся DB, означали: t - наличие системы "Daberkow" для обеспечения бережной транспортировки высокочувствительных грузов различного типа (пространство вагона можно разделить на отдельные камеры специальными стандартными перегородками); z - вагон с системой вентиляции "Cool Vent". Модель относится к IV - V эпохе. Имеет нем-шахты (NEM 362) и длину по буферам 178 мм.
Отдельно предлагатеся и ныне (2021) вагон-рефрижератор WAF 26 с логотипами Interfrigo и Spar (артикул 67570). Это вагон итальянской железнодорожной администрации (FS). Модель относится к V эпохе.
В составе наборов из двух вагонов (артикул 76040) Roco предлагают также (2021) изотермические вагоны Interfrigo типа WAR TGC (очень большой грузоподъемности, класс МСЖД - Ibbehs, класс ATP - RRC). Это вагоны французской железнодорожной администрации (SNCF). Модель относится к IV эпохе.
Информация о вагонах-рефрижераторах (немецкий язык)
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...