Вагоны: крытый вагон Kassel Gr

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)...

Товарные вагоны Verbandsbauart выглядели как более ранние "прусские" конструкции (созданные по чертежам IIb 1, IIb 3, IId 8), но на самом деле были во многом более совершенны и их грузоподъемность увеличилась. Всего в рамках Verbandsbauart создали 11 классов вагонов. Они обозначались буквой A и цифрой. По сегодняшним меркам их построили просто невероятное количество. Скажем, вагоны классов A2 и A10 произвели в количествах, заметно превышающих сотню тысяч экземпляров в каждом классе. А если точнее, то крытых вагонов класса A2 с 1910 по 1927 год было выпущено более 120.000. Их сначала маркировали как "GM" или "NZ".

Но из-за все возрастающего количества и внедрениния некоторых новшеств сочли разумным добавить в A2 еще два "региональных" подкласса (Gattungsbezirk) - "Kassel" и "Munchen". В соответствии с тогдашней классификацией к подклассам добавлялась некие стандартные символы (Gattungszeichen), заглавная буква G и дополнительные строчные буквы и цифры.

Например, маркировка одного и того же вагона как "Kassel Gr" (довоенный и военный Рейхсбан DRG) или как "Gr20" (западногерманский DB) или как "Gr04" (восточногерманский DR) означала, что речь идет о крытом товарном вагоне. Буква G - это Gedeckter Guterwagen, то есть крытый товарный вагон, двухосный, с грузоподъемностью от 15.5 до 24.5 тонн, с плоской или арочной крышей. Буква r (для крытых товарных вагонов) означала, что их можно было легко переделать на широкую (русскую) колею. Региональный дизайн, обозначенный словом "Kassel" добавлял ещё больше конкретики...

Итак, вагоны Kassel Gr основывались на дизайне родительского класса A2 (Verbandsbauart) и появились в самом начале перехода на концепцию Austauschbauart. Их делали с 1927 года на рамах того же типа, что применялись и для открытых полувагонов типа Om Konigsberg, что упрощало и ускоряло процесс производства. Другим был только кузов вагона. Он был не просто крытым. Он имел также арочную (полукруглую) крышу, а тормозная будка (на части вагонов Kassel Gr она предусматривалась) была расположена на уровне рамы, а не приподнималась над плоской крышей, как у более ранних конструкций. Вагоны были более тяжелыми (они без груза весили одиннадцать с половиной тонн). Максимальная грузоподъемность была 17,5 тонн (нормальная - 15 тонн). Их длина по буферам составляла 9100 мм без тормозной будки и 9800 мм с оной. Колесная база оставалась прежней, 4500 мм, и вагоны были приспособлены для легкого перехода на широкую колею. Корпус вагона был укреплён диагональной арматурной тягой в одной секции борта рядом с отодвижными дверями. Вагоны Kassel Gr изначально в Рейхсбане получили номера с 80.001 по 88.263.

Модели столь популярного вагона имеют в каталогах многие фирмы, в том числе и Piko, конечно же. Piko делали ее, кажется, с 1958 года - и вагон этот появлялся с разной маркировкой. Были варианты довоенного Рейхсбана (DR Kassel 82196 Gr), послевоенного Рейхсбана (DR 04-84-99 Gr и DR 21 MC RIV 50 DR 712 8404-3 GW G), Бундесбана (30 80 DB 9413-406-8); были версии для австрийских дорог OBB, французских SNCF, югославских JZ и даже болгарских (БДЖ Bulgaria 44332 F). Что исторически совершенно верно, ибо после войны огромное количество этих вагонов разошлось по всей Европе и они служили кое-где до конца 70-х годов, а то и подольше...

Поэтому у Piko во все времена, с самого начала и до сегодняшнего дня, отличается только основная маркировка и незначительно варьируют детали указываемых на бортах и рамах технических параметров (грузоподьемность, собственный вес и т.д.), и при этом используется один и от же корпус модели, где с завидным упрямством повторяется одна и та же ошибка... Вентиляционные отверстия на реальных вагонах-прототипах располагались не справа, а слева! Это ясно видно и на чертежах, и на старых фотографиях.

Та версия, что продается Piko сейчас, Gedeckter Guterwagen G20 Baustoffwagen (артикул: 54706), промаркирована как 30 80 DB 9413-406-8, а в остальном выглядит точно также, как и прежде. Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 54706):
Эпоха - IV
Принадлежность - DB
Длина - 105 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.