Вагоны: открытый полувагон L6 и L7 SBB-CFF-FFS

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Что касается конкрeтного типа вагонов, то они принадлежали Швейцарским федеральным железным дорогам, SBB-CFF-FFS (немецкое сокращение - Schweizerische Bundesbahnen SBB, французское - Chemins de fer federaux suisses CFF, итальянское - Ferrovie federali svizzere FFS, ретороманское - Viafiers federalas svizras VFS). Все так сложно потому что в Швейцарии говорят на всех этих четырех языках...

SBB - государственная железнодорожная компания (акционерное общество) с правлением в Берне. Она появилась в XIX веке, когда все существовавшие до этого частные перевозчики (их было около десятка), были национализированы. Прежде, чем пойти на такой шаг, власти спросили разрешения у своего народа - то есть провели 20 февраля 1898 года референдум! Первый национализированный поезд совершил под эгидой новой компании свой первый рейс еще в 1901 году, хотя днем рождения SBB считают 1 января 1902 года. Так или иначе SBB пережила две мировые войны (в которых Швейыария не участвовала) и существует поныне.

Открытые грузовые вагоны (Offene Wagen) использовались компанией очень широко и по всем внутренним и внешним направлениям. Они были достаточно стандартными, и обозначались литерой "L" и цифрами после неё. Вообще, до постепенного введения маркировки UIC в 1951 - 1953 годах, в Швейцарии вагоны обозначались так: K - Gedeckte Wagen; J - dto., nicht fur Lebensmittel (z.B. mit Stirnturen); L - Offene Wagen; M - Rungenwagen; N - Schemelwagen; O - Kesselwagen, Spezialwagen).

Вагоны SBB L6 заказывались производителям Швейцарскими федеральными железными дорогами в количестве 1049 штук с 1918 по 1923 год. Главной целью была транспортировка угля, но с помощью этих вагонов перевозили и другие товары, нечувствительные к погодным условиям.

Внешне вагоны SBB L6 были очень даже похожи на немецкие вагоны ранних серий Om (тип Om 12, или он же тип Om Breslau/Essen), которые строились в Германии примерно в то же время. "Швейцарцев", однако, всё равно трудно спутать с "немцами" - уж больно у них характерная конструкция дверей... И размеры несколько другие.

Они имели длину по буферам 9,6 метров, колесную базу 4,5 метров, собственный вес 10,5 тонн, площадь загрузки 21 кв. метр, нормальную грузоподъемность 20 тонн. Они могли быть как с тормозной будкой, так и без неё (наличие тромозной будки увеличивало длину вагона на 70 см). Вначале их делали с деревянными бортами и деревянными боковыми дверями с обоих сторон, затем появились стальные двери с вышеупомянутыми характерными конструкциями запоров. Постепенно им на смену пришли вагоны LB и L7 с металлическими бортами, хорошо заметной системой стальных шпренгелей под рамой и несколько повышенной грузоподъемности. LB строились в период с 1940 по 1945 год, а L7 - примерно после 1948 года.

После второй мировой войны уже на европейском уровне были предприняты усилия по стандартизации в области создания и использования грузовых вагонов в Европе. В 1947 году Международный союз железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC) стал активно заниматься стандартизацией грузовых вагонов. Стандартизация облегчила бы обмен вагонами и совместное их использование. То есть все участники соглашения UIC могли бы использовать вагоны партнеров как свои собственные. Не отправлять после разгрузки иностранные вагоны по месту приписки, а загружать и отсылать в любом нужном им направлении. Конечно, уже существовало соглашение RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году). Но соглашение UIC шло дальше. Ведь RIV - это попытка подогнать под общую гребенку уже существующие вагоны. UIC вознамерился решить проблему в корне и сразу строить одинаковые вагоны. Были приняты директивы UIC, которые предусматривали единые размеры и другие параметры для вновь создаваемых открытых грузовых вагонов.

Швейцария присоединилсь к соглашению UIC в 1953 году, имея примерно две тысячи вагонов типа L. В рамках этого соглашения с 1 октября 1955 года SBB маркирует вагоны трафаретом EUROP. Также с 1955 года комания перекрашивает вагонный парк - в стандартный для UIC красно-коричневый цвет (до этого цвет был свело-серым). Однако, и старую маркировку, и серый цвет вагонов можно было наблюдать на железных дорогах Швейцарии еще до 60-х годов.

К 1960-м годам большинство вагонов было подогнано под эти стандарты. И если вагоны типов L6 и LB еще не совсем соответствовали стандартизованному типу UIC, то вновь создаваемые тогда L7 - вполне! Они соответствовали международному классу UIC 571-1 второго, "немецкого" типа, он же класс Es (был еще "французский" тип). Колесная база L7 составляла 5.40 метра, длина по буферам 10.00 метров, площадь загрузки 24 квадратных метра, собственный вес вагона 12.5 тонн, нормальная грузоподъемность 21 тонна.

Все виды вагонов L так или иначе находились в эксплуатации до 1981 года, некоторые сохранились и до наших дней (правда, по прямому назначению они уже не используются).

Фирма Piko выпускала модели, прототипом которой являлись именно вагоны L6 со стальными дверями, как совершенно без маркировки (в составе стартовых наборов, продававшихся в 1980-х - 1990-х годов).

Выпускался вариант с маркировкой SBB до 1953 года (атрикул 5/6443-170 Piko HO Hochbordwagen L 58334 der SBB CFF).

Была также выпущена модель с маркировкой после 1955 года - с трафаретом EUROP (Piko HO Hochbordwagen L 58912 der SBB CFF, артикул 6417-17).

Во всех случаях использовался один и тот же корпус и одна и та же ходовая часть (длина по буферам 105 мм).