Вагоны: цистерна емкостью 63 кубометра c тормозной будкой, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (Leuna)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции бывают цистерны имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Ни западногерманский DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни восточногерманский Deutsche Reichsbahn, ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о топливе, нефти и нефтепродуктах и компании Leuna (Лойна).

В условиях войны немцы вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Этот проект немецких железных дорог Deutschen Reichsbahn коснулся и производства цистерн. По мере того как с 1939 года Германия втянулась в полномасштабную войну, необходимость поставок топлива на фронт постоянно возрастала, а старые цистерны неумолимо ветшали и не устраивали своим небольшим объемом.

К началу 1940-х годов было разработано несколько прототипов так называемых "легких цистерн", рассчитанных на максимальную экономию материала при их производстве (ELK, Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen, универсальные легкие вагоны-цистерны). Часть прототипов была отвергнута, так как они были хоть и "экономичными", но уж слишком - из-за уменьшенной длины у них была превышена допустимая нагрузка на погонный метр...

Только два типа было решено производить в массовом порядке. Создание этих прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).

Westwaggon (United Westdeutsche Waggonfabriken AG) - немецкий производитель вагонов и трамваев, работавший под другим названием с 1845 года, с 1927 года после ряда слияний и объединений стал базироваться в Кёльне и именоваться Westwagon.

Waggonfabrik Uerdingen AG, существует в городе Юрдинген с 1898 года, с 1981 года стала называться Duewag AG, с 1989 года ее купил Siemens. Изначально строила всякий там городской рельсовый транспорт и прочие трамваи - железнодорожные вагоны начали выпускать после слияния с Dusseldorfer Waggonfabrik в 1935 году.

Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или убрана - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать, что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.

"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. А у "Юрдинген" по всей длине котла были приварены стальные полосы, имитируя раму - впрочем, это была не просто имитация, наличие этих полос действительно несколько усиливало конструкцию. Почти для всех четырехосных цистерн "Дойтц" и "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1945 года общими техническими данными были: объём (630 гектолитров, или 63 кубических метров), длина по буферам (12,4 метра). Использовались тележки Pressblech с колёсной базой 2,00 метра. Однако, экономия на материалах привела к проблемам с нагрузкой на ось, поэтому котел цистерны удавалось заполнить целиком не всегда... Впрочем, все равно конструкция оправдала себя.

Затем осенью 1941 года на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... Поставки топлива для вермахта - именно таким было изначальное и главное предназначение цистерн. В Третьем Рейхе организация Wirtschaftlichen Forschungsgesellschaft (Wifo) выполняла важнейшую функцию обеспечения вермахта горючим - контролировала вопросы храниения и транспортировки всего немецкого топлива и ГСМ, в связи с чем ведала вопросами обустройства хранилищ, создания автомобильных и железнодорожных цистерн, ну и тому подобное... Для нужд WIFO было изготовлено до конца войны более 2000 таких цистерн. Гораздо меньшие количества получили разные частные компании.

Разбросанные войной, уцелевшие или восстановленные военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в России. После войны экономия металла была уже не так актуальна, как в военное время, и конструкция цистерн усовершенствовалась. В Западной Германии большую часть цистерн "унаследовала" компания VTG (VTG Vereinigte Tanklager), основанная в Гамбурге как госпредприятие в 1951 году на основе вышеупомянутой и существовавшей с 1934 года компании (точнее - организации) Wifo.

В 1955 году 500 немецких четырехосных цистерн типа Uerdingen было даже поставлено в военный транспортный корпус США (USTC). Последние цистерны такого типа сошли с маршрутов до конца 90-х годов, но их продолжали использовать для служебных целей на территории железнодорожных станций и промышленных предприятий и в 2000-х годах...

В ГДР тоже оказалось некоторое количество четырехосных цистерн, они находились в ведении национализированных предприятий и использовались восточногерманским Рейхсбаном (DR). Среди таких предприятий были нефтеперерадатывающий завод в Шведте (PCK Schwedt/ Oder) и химический комбинат Лойна (Leuna).

Завод Leuna был построен как завод по производству аммиака для нужд оборонной промышленности еще в 1916 году. После Первой Мировой войны завод стал частью германского химического концерна IG Farben (И. Г. Фарбен, также И. Г. Фарбениндустри, Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG). IG Farben в свою очередь был образован в 1925 году как объединение шести крупнейших химических корпораций Германии — BASF, Bayer, Agfa, Hoechst, Weiler-ter-Meer и Griesheim-Elektron. Концерн занимался исследованием промышленного получения химикатов, необходимых для производства взрывчатых веществ (аммиака, нитратов). Вообще его продукция играла важнейшую роль в укреплении военного потенциала Германии. Деньги в него вкладывали, кстати, американцы... Концерн Фарбен или IG Фарбен (IG Farben) оказал значительную поддержку избирательной кампании Адольфа Гитлера - пожертвовал на неё как минимум 400.000 марок. Упоминается также, что именно концерн IG Farben производил газ Циклон Б, который создавался как инсектицид (для борьбы с насекомыми) и (предпложительно) были сделаны попытки его использования для массового уничтожения отдельных категорий заключенных в некоторых концлагерях.

Одно из крупнейших предприятий по производству топлива и других химических веществ этого концерна в Третьем Рейхе, IG Farben Leuna, имело огромное военной значение и работало потому под руководством обергруппенфюрера СС Генриха Бутефиша. Оно занимало площадь около восьми квадратных километров, размещалось в 250 зданиях, часть которых была так называемыми ложными целями для авиации и располагалась за территорией реального производства. Там трудилось 35.000 человек, среди которых было 10.000 так называемых "подневольных рабочих". При этом русских среди них было около 2000, но из них только 47 были военнопленными.

Завод обороняло больше людей, чем там работало (62,550 человек), и среди оборонявших было аж 3.600 человек их числа русских добровольцев Hiwi (восточные добровольные помощники вермахта, набиравшиеся из местного населения на оккупированных территориях СССР и советских военнопленных)! Оборона была организована образцово - установили большое количество водяных насосов и помп с независимыми источниками водоснабжения, построили на территории множество противоосколочных стен, убежищ, создали ложные цели, установили дымогенераторы для создания дымовых завес и почти 5000 зениток.

Завод союзники активно бомбили с 1940 года, но с весьма относительным успехом. Американцы и англичане обрушили на него 18.328 тонн бомб. Несоразмерно огромное для такой цели количество бомб, конечно, всё-таки привело к сбоям и падению производства. Но только 4 апреля 1945 завод, в самом конце войны, Лойну удалось остановить окончательно!

В итоге завод был частично разрушен, а деятельность концерна IG Farben приостановлена. Комбинат Лойна оказался в зоне советской оккупации, на территории ГДР. Сперва он был разграблен советскими войсками, а затем передан немецким "товарищам". Они его потихоньку восстановили и он заработал с 1954 года под названием VEB Leuna-Werke Walter Ulbricht, став самым крупным химическим предприятием в Восточной Германии. Уцелевшие после войны и дележа добычи победителями четырехосные цистерны были унаследованы новым ГДР-овским предприятием.

Фирма Brawa выпускала модели мастштаба H0 четырехосных цистерн емкостью 63 кубометра Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen, c маркировкой II (второй) эпохи: Deutsche Reichsbahn Wien 912 152 [p] Wirtschaftliche Forschungsgesellschaft mbH Berlin. То есть имелся в виду прототип с венской припиской, принадлежащий организации WiFo со штаб-квартирой в Берлине.

Фирма Piko выпускала модели мастштаба H0 четырехосных цистерн емкостью 63 кубометра c тормозной будкой, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen, в 70-х - 80-х годах прошлого века. Конструктивно одну и ту же модель, только в разной окраске и с разными логотипами и надписями, они продавали как четырехосные цистерны Leuna, Shell, Minol и так далее. Что было вполне обосновано, ибо все эти компании получали единообразные цистерны аналогичного "военного" дизайна.

Была модель четырехосной цистерны цистерна емкостью 63 кубометра c тормозной будкой, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (Leuna), которая имела восточногерманскую маркировку DR 51-72-05 [p] ZZ и ГДР-овский, послевоенный логотип комбината Лойна (что соответствовало периоду с 1954 по 1966 годы). Другие надписи, которые можно было разобрать - это "Ladegut: Brennbare Flussigkeiten" (Груз: легковоспламеняющиеся жидкости) и "Vorsightig Rangieren" (призыв выполнять все маневры осторожно). Была модель и с более современной (после 1966 года) маркировкой - 21 МС RIV 50 DR 075 4517-5 ZZh [p] (ZZ - четырехосные цистерны, h - наличие подогрева)

Piko и по сей день предлагает такие четырехосные цистерны с тормозной будкой - Kesselwagen ZZr, артикул 58904 (DR 50-72-06 [p] ZZr) (ZZ - четырехосные цистерны, r - вагон можно перешить на "русскую" колею). Как и раньше, принадлежность указывается DR, а эпоха это будет III (третья)... Прототип их, как видно, принадлежал нефтеперерабатывающему заводу в Шведте PCK Schwedt/ Oder, который заработал где-то в 1963 - 1964 годах.

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...