Вагоны: Вагоны: крытый вагон Munchen (Gm, G10, G05, Gklm191)

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда были его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)...

Товарные вагоны Verbandsbauart выглядели как более ранние "прусские" конструкции (созданные по чертежам IIb 1, IIb 3, IId 8), но на самом деле были во многом более совершенны и их грузоподъемность увеличилась. Всего в рамках Verbandsbauart создали 11 классов вагонов. Они обозначались буквой A и цифрой. По сегодняшним меркам их построили просто невероятное количество. Скажем, вагоны классов A2 и A10 произвели в количествах, заметно превышающих сотню тысяч экземпляров в каждом классе. А если точнее, то крытых вагонов класса A2 с 1910 по 1927 год было выпущено более 120.000. Их сначала маркировали как "GM" или "NZ".

Но из-за все возрастающего количества и внедрениния некоторых новшеств сочли разумным добавить в A2 еще два "региональных" подкласса (Gattungsbezirk) - "Kassel" и "Munchen". В соответствии с тогдашней классификацией к подклассам добавлялась некие стандартные символы (Gattungszeichen), заглавная буква G и дополнительные строчные буквы и цифры.

Например, маркировка одного и того же вагона как "Munchen G(m)" (довоенный и военный Рейхсбан DRG) или как "G10" (западногерманский DB) или как "G05" (восточногерманский DR) означала, что речь идет о крытом товарном вагоне. Буква G - это Gedeckter Guterwagen, то есть крытый товарный вагон, двухосный, с грузоподъемностью от 15.5 до 24.5 тонн, с плоской или арочной крышей. Маленькая буква "m" уточняла грузоподьемность, до 1937 года от 15 тонн, с 1937 года - уже от 20 тонн. Региональный дизайн, обозначенный словом "Munchen" добавлял ещё больше конкретики...

Некоторые из этих вагонов позднее были приспособлены для перевозки людей и оснащены подогревом. В 1938 году они были отнесены к классу Karlsruhe с добавлением Gh (позже у DB: Gh 10, у DR: Gh 04). Но пассажиров не разрешалось транспортировать в этих вагонах за границы Германии или даже доставлять их на пограничные станции.

Тем не менее, вагоны классов Kassel и Munchen, среди прочих, использовались при депортации евреев а лагеря на восток во время второй мировой войны. В Музее Холокоста в Иерусалиме установлен один реконструированный экземпляр вагона Munchen с тормозной будкой. Он называется там мемориал "Вагон для скота", или памятник депортированным. Иногда эти вагоны дейсвительно использовались для перевозки скота, если не хватало специально предназначенных для этого вагонов. Но этого старались избегать из-за высоких затрат на последующую чистку и дезинфекцию.

Итак, вагоны Munchen Gm основывались на дизайне родительского класса A2 (Verbandsbauart). Их делали с 1922 по 1924 год. Потом, в основном, только реконструировали. Кузов вагона был крытым и имел плоскую крышу, а тормозная будка (на части вагонов Munchen Gm она предусматривалась) была расположена не на уровне рамы, а приподнималась над плоской крышей). Вагоны были достаточно тяжелыми (они без груза весили почти одиннадцать с половиной тонн, 11300 кг). Максимальная грузоподъемность была 17,5 тонн (нормальная - 15 тонн). Их длина по буферам составляла 9300 мм без тормозной будки и 9600 мм с таковой. Колесная база - 4500 мм. Корпус вагона был изначально деревянным, его начали укреплять стальными диагональными арматурными тягами в секциях борта уже после второй мировой войны.

В западногерманской железнодорожной компании DB до 1951 года они сохраняли маркировку, затем им был присвоен класс G10. Нумерация вагонов до 1966 года производилась в диапазоне 110 000 - 149 999 (для G Kassel и G Munchen). Для G Karlsruhe был выделен диапазон от 140 000 до 149 999. С 1966 года их нумеровали по схеме от 111 6 000 до 113 0 189. До 1958 года к ранее выпущенным и реконструированным вагонам прибавлялись ещё и вновь построенные по тем же чертежам. С 1966 года также изменилось название класса - их стали называть Gklm 191 по классификации UIC.

В восточногерманской железнодорожной компании DR они также сохраняли до 1951 старую маркировку, затем получили новое обозначение класса - G05. C 1966 года - Glm. В ГДР также использовались как реконструированные, так и вновь выпущенные вагоны.

Разбросанные во время военных лет по разным странам эти вагоны использовались на территории Германии до 1970-х годов. Однако они всё менее соответствовали требованиям грузоперевозок и не годились для всё более высоких скоростей (они были рассчитаны на скорость до 65 километров в час). Они постепенно превращались в специальные или станционные вагоны, используемые в качестве складов или подсобок на колесах, и в таком качестве оставались на дорогах ещё много лет. Особенно в ГДР.

Модели столь популярного вагона имеют в каталогах многие фирмы. Например, Marklin (G 14 103 Munchen), или Fleischmann (Gm 15 026 Munchen).

Обе упомянутые модели относятся ко II (второй эпохе), принадлежность - DRG.

Не осталась в стороне и фирма Piko, конечно же. Вагон этот появлялся у них с разной маркировкой. Поэтому у Piko во все времена, с самого начала и до сегодняшнего дня, отличается только основная маркировка и незначительно варьируют детали указываемых на бортах и рамах технических параметров (грузоподьемность, собственный вес и т.д.), и при этом используется один и от же корпус модели. Был, скажем, вариант вагона с тормозной будкой и маркировкой DR 75-34-67 (05), судя по маркировке относящегось к концу III эпохи и служивший в ГДР в качестве подсобного или вспомогательного вагона (Hilfsgeratewagen).

Или вариант с маркировкой DR 75-24-43 (05) и без тормозной будки - это вагон, использовавшийся в составе пожарного поезда...

Та версия, что продается Piko сейчас, промаркирована как DR 03-24-44 G, а в остальном выглядит точно также, как и прежде. Это вагон III (третьей) эпохи (точнее периода с 1954 по 1966 годы), принадлежность DR.

Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 54007):
Эпоха - III
Принадлежность - DR
Длина - 109 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...