Вагоны: крытый вагон OCEM 29

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

OCEM (Office Central d'Etude de Materiel) - учреждение, созданное для классификации, объединения и стандартизации железнодорожных транспортных средств во Франции после первой мировой войны. Национальная железнодорожная компания SNCF (Societe Nationale Des Chemins De Fer Francais, Национальная компания французских железных дорог) - государственное предприятие, управляющее железными дорогами Франции. SNCF была основана 1 сентября 1937 года как объединение шести региональных железнодорожных компаний. В 1983 году SNCF окончательно перешла в государственные руки.

Еще до появления SNCF для региональных компаний во Франции по стандартам OCEM производился сначала с 1919 года закрытый грузовой вагон OCEM 19. Он имел вентиляционные отверстия из металла с характерным запорными механизмами в виде "рогатки". Был оборудован пневматическим тормозом и производился как стормозной будкой, так и без неё.

Его преемник типа OCEM 29 производился французами с 1929 по 1944 год. Он во многом напоминал немецкие вагоны "взаимозаменяемого" дизайна (Austauschbauart) Gr Kassel. Две оси, колесная база 4,5 метра, длина по буферам 8,94 (без тормозной будки), с грузоподъемностью от 15 до 22 тонн. В отличие от OCEM 19 у него не было диагональных тяг на боковых стенках. Он маркировался во Франции буквой K или сочетанием KKuw. Что по классификации OCEM 1938 года означало: K - закрытый грузовой вагон с вентиляционными отверстиями, u - колесная база более 3,75 метров, w - с пневматическим тормозом. Некоторые вагоны также имели надпись: "40 человек / 8 лошадей" (по декрету от 1874 года, для облегчения перевозки войск). Эта надпись окончательно исчезла после 1950 года. Также вагоны имели 6-значную звезду с номером посередине. Это обозначение уже существовало в 1914 году, и касалось использования вагонов в "ускоренном режиме" (для быстрой перевозки товаров).

В побежденной Гитлером Франции с лета 1940 года компания SNCF находилась под контролем военного управления немецкими военными транспортом (Wehrmacht Verkehrs Direktion), которое реквизировало для своих нужд 35.000 товарных вагонов, в том числе - OCEM 29. Использование их вне сети SNCF производилось в соответствии с международными нормами мирного времени, то есть в соответствии с постановлением Международного Союза (UIC), точнее - по регламенту Regolamento Internazionale Veicoli (RIV), который регулировал с 1922 года обмен вагонами между европейскими железнодорожными сетями. Так эти вагоны появились на железных дорогах всей территории Третьего Рейха.

Вагоны данного типа (OCEM 19 и особенно - OCEM 29) широко использовались также для перевозок в ходе депортации евреев в лагеря на восточные территории Рейха. В основном, из Франции - но не только оттуда.

В разгар войны, в 1942 году, Германии грозила нехватка угля, вызванная отсутствием транспортных средств. Рейхсминистр Альберт Шпеер отправился в Париж для переговоров о передаче Германии ещё дополнительно 37.500 вагонов. В это же время специалисты Рейхсбана (DR Hauptwagenamt) предлагает создать "европейское сообщество железнодорожного транспорта", которое во многом предвосхищало и даже стало основой создания десять лет спустя (в 1951 году) товарного вагонного "пула" EUROP (European Freight Wagon Pool, парк Европейского общества по эксплуатации грузовых вагонов). Надо заметить, что вагоны эти немцы хоть и называли между собой "трофейными французскими", но не отнимали насовсем, а брали в аренду. В 1943 году немецкие власти даже начали делать французам выплаты - всего им должны были перевести порядка ста миллионов рейхсмарок за аренду подвижного состава... А вот после окончания войны эти вагоны по большей части присвоили себе страны-победительницы. И более половины парка вагонов SNCF 1939 года просто исчезли... для Франции! Зато их можно было видеть потом на дорогах всей Европы, включая и СССР.

В 1970-е годы во Франции OCEM 29 уже больше не находились в составе коммерческого парка, но многие экземпляры оставались во вспомогательном парке. В остальной Европе они также постепенно перестали использоваться в это время, хотя в ГДР служили несколько дольше. В основном в качестве сервисных вагонов для перевозки сборных грузов в разных компаниях. В том числе, для перевозки сборных грузов компании DHL в первой половине 70-х. Отдельные вагоны постепенно стали музейными экспонатами.

Некоторые модели фирмы Piko в своей основе имеют в виду французский вагон OCEM 29, используя для них ту же ходовую часть что и для своих Gr Kassel ввиду несомненного сходства.

Это выпускавшиеся в 80-е годы, входивший в стартовые наборы Expert вагон зеленого цвета с маркировкой SNCF / SBB K 426 217 Gedeckter Guterwagen OCEM 29 der franzosischen SNCF (артикул 5/6449/010).

И выпускавшийся в 80-е годы вагон зеленого цвета с маркировкой DR (артикул H 5701), изображавший сервисный вагон службы доставки DHL. Также выпускались вагоны без маркировки для стартовых наборов попроще...

В 2017 году в каталоге Piko по-прежнему присутствуют эти "французы", но уже коричневой окраски. Это восточногерманский (DR) Gedeckter Guterwagen обозначаемый как G02 (артикул 57705).

И западоногерманский (DB) Gedeckter Guterwagen обозначаемый как G29 (артикул 57709).

Все три упомянутые версии вагона Piko промаркированы так, что примерно соответствуют периоду примерно с 1945 по 1964 год, но следует иметь в виду цвет вагонов. Современные вагоны Piko - не ранее 1954 года. Ибо вагоны DB начали перекрашивать в коричневый цвет из зеленого между 1954 годом и февралем 1956 года. А после 1967 года в Германии зеленые вагоны уже не эксплуатировались вообще. То же самое примерно касается и Франции, и Швейцарии. Так что там будет наоборот - это период с 1945 по 1956 годы... Но это всё - третья (III) эпоха.

Современные модели имеют одинаковые технические характеристики.

Длина - 105 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...