Вагоны: открытый полувагон Omm 39 (Ommu Duisburg)

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. В ФРГ с возрождением экономики после второй мировой спрос на открытые грузовые вагоны быстро увеличивался. Так как парк их был уничтожен и разграблен победителями в годы войны, необходимо было строить новые вагоны. Но своя промышленность не смогла обеспечить соответствующие объемы поставок за короткое время. Поэтому их заказывали за рубежом, так в парке Deutsche Bundesbahn появились, помимо прочих, 1150 открытых грузовых вагонов чешского типа. По заказу немцев завод Tatra в Чехословакии уже в конце 1948 года построил первые образцы таких вагонов, а затем запустил их серийное производство.

Deutsche Bundesbahn получил эти вагоны в 1948/49 году и сначала они вошли в класс Ommu Duisburg (кстати, в ту же группу вошли и вагоны впоследствии обозначенные как Omm 29 и Omm 37). В рамках переименования вагоны Ommu Duisburg чешского производства получили в 1951 году название Omm 39.

"O" это открытый товарный вагон грузоподъемностью от 15 тонн, 2 оси, может разгружаться с помощью вагоноопрокидывателя, высота бортов не менее 80 см (с 1956 года: не менее 1 м); "mm" - уточняет грузоподъемность, более 20 тонн (с 1960 года: более21 тонны). Цифры от 30 до 49 означали вагоны при производстве которых применялась сварная технология, при этом конкретно номер 39 означал сварной иностранный дизайн (в данном случае 39 - чехословацкая разработка).

Длина вагона по буферам составляла 10 метров (с тормозной площадкой 10,7 метров), весил пустой вагон 9,45 - 9,5 тонн, грузоподъемность была 25,5 - 26,5 тонн. Вагоны поставлялись в виде сварной конструкции в двух вариантах, без пневматических тормозов, частично с ручным тормозом. То вагоны были приметны тем, что не имели тормозных колодок. Рама по бокам была укреплена стальным шпренгелем. Кузов вагона делали из листовой стали. Торцевые борта с обеих сторон могли подниматься целиком. В боковых бортах находились разгрузочные люки весьма оригинальной конструкции. Эта нетипичная чешская конструкция привела к большим сложностям во время эксплуатации этих вагонов в Германии. Кроме того, через десять лет эксплуатации обнаружились дефекты в сварных швах. В результате накопилось много жалоб и случаев отказа от использования вагонов. Это побудило DB начать программу их реконструкции в 1958 - 1959 годах. Они оборудовали ещё существовавшие тогда 1145 вагонов новым кузовом в соответствии со стандартами UIC. Результат был назван Omm 49 (позже - E036) и эксплуатировались такие вагоны до 1987 года.

Модели вагона в масштабе H0 делали еще в 60-е годы прошлого века Lima (Omm 39 DB 885 003 Lima, артикул 320403), затем в 70-е Piko (Vtr CSD, артикул 5/4414 и позже 54858) и Fleischmann (Omm 39 DB 885 008, артикул 8204).

При этом Piko производили также вариант с маркировкой британской оккупационной зоны (артикул 54852 - Offener Guterwagen Duisburg DR-Brit-Us), в конце 1990-х годов - Omm 39 DB 839 534 артикул 95706, и последняя версия на 2018 год это вагон с номером 839 179 и датой ревизии 3.7.55 (артикул 54861, Offener Guterwagen Omm39). То есть вагон с таким номером и с такой маркировкой мог эксплуатироваться DB в период с 1953 года (дата ревизии) по 1959 год (дата начала реконструкции этих вагонов со сменой кузовов и маркировки с Omm39 на Omm49). Таким образом, это III (третья) эпоха. Модель в 2018 году продается в серии Piko Classic, комплектуется NEM-шахтами, имеет длину 115 мм и расчитана на радиус поворота 358 мм.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...