Вагоны: открытый вагон с низкими бортами X 05, X Erfurt

Длина: до 10000 мм
Масса: до 9330 кг
Тормоз: Kk-G
Погрузочная площадь: до 19,9 м2
Погрузочная длина: 7,3 м
Полезная нагрузка максимальная: до 19900 кг


Рабочие вагоны, обозначавшиеся в парке DRG как X-Wagen, имели фундаментальное значение в первые годы существования железных дорог. При строительстве новых железных дорог не оринентировались на старые, часто извилистые проселочные дороги и пути, так что строительные материалы для железных дорог перевозились почти исключительно по железной дороге. Аналогичная ситуация была с ремонтом и обслуживанием железных дорог. Эти задачи выполняли многочисленные служебные поезда в составе которых и находились рабочие вагоны. Рабочие вагоны обычно переоборудовали из старых грузовых вагонов, реже из пассажирских. Переделывались они по определенному стандарту.

В период с 1889 по 1891 год Королевские Баварские государственные железные дороги получили серию из 190 вагонов с низкими бортами без стоек согласно своду технической документации №390. Часть имела ручной стояночный тормоз и тормозную площадку или даже кабину. Грузоподъемность изначально составляла 10,5 тонн и эти вагоны относились к категории Х. Это были так называемые открытые "рабочие" вагоны (offene Arbeitswagen) - использовали их в основном для перевозки рельсов, балласта и других материалов для укладки железнодорожных путей.

Затем, чтобы стандартизировать требования для грузовых вагонов различных железных дорог разных земель Германии (Landerbahnen), Ассоциация стандартизации немецких государственных железнодорожных вагонов (Deutscher Staatsbahnwagenverband или DWV) издала свод правил и единых стандартов. Так называемые вагоны Verbandsbauart (стандартного вида) строились с 1910 года до появления в 1927 году вагонов, создаваемых уже по новому своду правил Austauschbauart (не просто стандартные, но ещё и со взаимозаменяемыми частями). Внешне вагоны Verbandsbauart очень напоминали старые вагоны (ведь стандарты создавались не на пустом месте, а на основе конструкций вагонов различных железных дорог разных земель Германии), но они были усовершенствованы - в частности, приспособлены для значительно более высоких максимальных нагрузок. В частности рабочие вагоны Х могли перевозить уже до 20 тонн груза.

После того, как все железные дороги были подчинены в 1920 году управлению Рейхсбана, оно начало в 1922 году группировать все товарные вагоны с одинаковыми или схожими функциями в региональные классовые группы (Gattungsbezirke), где этим группам присваивались названия немецких городов, в которых находились региональные штаб-квартиры Рейхсбана. Такая реклассификация товарных вагонов DR началась в 1922 году и продолжалась до 1924 года.

Упомянутые выше баварские вагоны категории Х с 1922 по 1945 год вошли в региональный класс Erfurt X.

Обозначение X Erfurt и позже X 05 использовалось соответственно в Deutsche Reichsbahn (DRG) с 1922 по 1945 год и Deutsche Bundesbahn (DB) после 1945 года для вагонов с боковыми стенками высотой 400 мм, которые на самом деле либо были переделанными старыми вагонами, либо вновь созданными, но на основе старого баварского стандарта №390. Кузова делали по единым чертежам и отличались они только наличием дверей в бортах или, например, створками в полу. Используемые рамы были самые разные: использовалось почти всё, что можно. После второй мировой войны вагоны X 05 появлялись в результате переделки старых вагонов, которые уже были не нужны, но которые было возможно разными способами довести до требуемых стандартов. Любые подходящие типы вагонов, состояние которых делало их ремонт бессмысленным, просто лишались кузовов и снабжались боковыми стенками. Лучше всего для переделки в данном случае подходил тип товарных вагонов G02. У них уже был деревянный кузов, который можно было довольно просто обрезать. Вагоны X 05 использовались только в составе специальных (строительных) поездов и их можно было видеть на дорогах, как минимум, до 80-х годов прошлого века.

Модели такого вагона масштаба H0 производили такие компании, как Roco, Marklin, Tillig.

Довольно часто встречается модель этого вагона от Roco (артикул 46011) "DB Niederbordwagen X05". Модель с макрировкой X 05 DB 455 032 относится к III (третьей) эпохе, принадлежность - DB.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...