Вагоны: платформы специальной конструкции Shis 708, Shimms 708, Shimmns-ttu 722, Shimmns-ttu 708.4, Shimmns-tu 718, Shimmns-tu 720, Shimmns-ttu 723, Shimmns-ttu 728, Shimmns 2, Shimms 731, Sfhimmns 732, Sahimms-u 901
Платформа - железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Платформы подразделяют по назначению на универсальные (для перевозки различных грузов большой номенклатуры) и специализированные (для перевозки грузов определённого вида). По конструкции платформы бывают бортовые и безбортовые, тормозные и не тормозные.
Универсальные платформы имеют стальную сварную раму с деревянным или дерево-металлическим настилом пола и металлическими откидными боковыми и торцевыми бортами. Настил пола подкреплён дополнительными балками рамы. Торцевые борта в открытом положении служат переездными мостками для погрузки колёсной техники самоходом. Некоторые платформы имеют дополнительные специальные вертикальные стойки, предотвращающие смещение груза. На платформе допускается перевозка как распределённых, так и сосредоточенных в средней части грузов.
Специализированные (для определённых видов грузов платформы) не имеют бортов, а некоторые и настила пола. Зато оборудуются специальными приспособлениями для крепления грузов. К специализированным относят платформы для перевозки большегрузных контейнеров, лесоматериалов, легковых автомобилей (в два яруса).
По классификации UIC заглавной буквой "S" обозначаются платформы специальной конструкции с тележками. Как правило "S" - вагоны для тяжелых грузов. Это самая многочисленная группа платформ как по количеству, так и по разнообразию типов. Особенности конструкции связаны либо с отсутствием у таких платформ пола, либо с количеством колесных пар. В отличие от вагонов стандартной конструкции, эти оптимизированы под конкретные цели. В 1998 году в парке DB было около 22.000 вагонов группы "S".
О большом разнообразии типов можно судить по количеству кодовых букв, введенных для дифференциации типов вагонов внутри группы "S":
a – с шестью колесными парами
aa - с восемью и более колесными парами
d – приспособлены для перевозки дорожных транспортных средств
g - приспособление для перевозки контейнеров (вагоны-контейнеровозы)
gg - предназначен для перевозки контейнеров общей длиной более 60 футов
h – для перевозки стали в рулонах с горизонтальной загрузкой
i – с неподвижными торцевыми стенками и сдвижной крышей
l – без стоек (написание этой кодовой буквы в некоторых комбинациях необязательно)
mm – очень короткая погрузочная длина (четыре оси до 15 м, остальные до 18 м)
p – без бортов (написание этой кодовой буквы в некоторых комбинациях необязательно)
r — наличие шарнирно-сочлененной тележки
s - разрешенная скорость 100 км/ч
ss - разрешенная скорость 120 км/ч
Если говорить конкретно о вагонах для перевозки стали (drehgestellflachwagen fur coiltransporte), то сталь на них перевозится в рулонах или катушках, английское слово coil означает "катушка" и используется также в немецкоязычных странах как обозначение рулонов полосовой стали и рулонов проволоки (катанки). Платформы такого типа оборудуют специальным устройство для фиксации рулонов - так называемой погрузочной рамой, как правило - съемной.
Рулоны стали используются в качестве сырья для изготовления профилей, штамповки металлических изделий и т. п. и транспортируются между производителями рулонной стали и перерабатывающей промышленностью (например, предприятиями автомобилестроения). В зависимости от заказчика рулоны могут быть различной ширины и весом до 40 тонн. Из-за большого веса транспортировка в основном осуществляется по железной дороге или по воде.
Рулоны, перевозимые по железной дороге, перевозятся в полувагонах, платформах и часто такие вагоны имеют приспособления для того, чтобы закрыть груз от непогоды и фиксировать его.
Платформы с раздвижной крышей (некоторые из них моделисты называют "телескопы" из-за известной схожести с данным прибором) или с тентом (моделисты часто называют их "тентованные вагоны") используются для транспортировки рулонов защищенным от непогоды способом (например, вагоны типа Shimmns и Sahimms). Буквы национального кода t, tt и u имеют следующее значение (в DB AG):
t - со специальным фиксирующим устройством (рамой) для закрепления узкополосных рулонов
tt - со специальным фиксирующим устройством с бесступенчатой регулировкой для закрепления узкополосных рулонов
u - с защитным покрытием желоба для рулона резиновыми матами или армированной тканью
Вагоны "S" сконструированы таким образом, что возможная грузоподъемность ограничивается классом маршрута, а не самим вагоном.
Класс линии или маршрута (по-немецки Streckenklasse) - это классификация железнодорожных линий, указанная в европейском стандарте EN 15528. Он определяет максимально допустимую нагрузку на ось и допустимую нагрузку на единицу длины маршрута. Классы маршрутов обозначаются заглавными буквами от A до G для обозначения нагрузки на ось и иногда дополняются числами для обозначения нагрузки на единицу длины маршрута (метр). Например, А 16.0 т 5.0 т/м.
Разрешенные нагрузки для маршрутах иногда можно видеть на вагонах в виде таблиц (трафаретов) с указанием букв A, B, C, D и так далее и соответствующих цифр. Скажем, четырехосный вагон Shimmns 708, который является наиболее распространенным немецким сталевозом, можно использовать для транспортировки рулонов проката общим весом около 67,5 тонн при собственном весе вагона около 23 тонн на маршрутах класса D4. А на маршрутах класса A тот же вагон нельзя загружать более чем на 37,5 тонн.
Рулоны стали практичнее всего перевозить в специальных погрузочных лотках с разными типами загрузки. Большая часть четырех- и шестиосных вагонов типа S...hmm... оборудовано лотками для перевозки рулонов с горизонтальной загрузкой (обозначается буквой h). Чтобы максимально уменьшить нагрузку на раму и ее деформацию, эти вагоны относительно короткие и поэтому в основном маркируются буквами mm. Некоторые из них имеют неподвижные передние стенки и подвижные крыши (буква i) в виде брезента или сдвижных телескопических металлических секций (последние среди моделистов прослыли как вагоны-телескопы).
------------------------
Международный союз железных дорог (МСЖД, UIC) создал стандарты для четырех- и шестиосных вагонов с телескопическими секциями для перевозки рулонов, которые использовались в Германии с 1970-х и 1980-х годов. Теперь такие четырехосные вагоны в основном оснащены для укрытия груза более легким, брезентовым тентом. Они известны под общим названием Shimms (до 1979 года - Shis).
В соответствии с этими стандартами Shimms - четырехосные вагоны с расстояниям между центрами тележек 7,0 м, погрузочной длиной не менее 10,8 м при длине по буферам 12,04 м. Собственный вес - не более 22,0 тонн.
Shimmns 708 - четырехосный вагон, который соответствовал таким стандартам, выпускался серийно и массово с 1978 года (прототип сделали еще в 1976 году) и стал своеобразным эталоном.
Длина загрузки (мм): 10 800
Погрузочная ширина (мм): 2400
Средний собственный вес (кг): 22 000 - 23000
Максимальная скорость (км/ч): 120 без груза
Наименьший проходимый радиус (м): 35
Тип тормоза: пневматический KE-GP, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Загрузка: максимум 5 рулонов (вес рулона 17 - 45 тонн)
Грузоподьемность: до 67,5 тонн на линиях класса D4
Он имел фиксированные торцевые стенки и был оборудование пятью загрузочными лотками (для фиксации рулонов сталепроката), а также покрытием в виде сдвижных телескопических металлических секций, что позволяло производить с помощью него транспортировку чувствительных к влаге рулонов. При этом покрытие могло быть сдвинуто настолько, что 2/3 погрузочной площади было открыто для погрузки и разгрузки.
Три телескопически задвигающихся друг за друга стальных "капота" или "колпака" можно открыть с обоих концов вагона. перегонять вагон можно только в закрытом виде. Каждый колпак перемещается на 4 тележках с двойными роликами.
Рама выполнена в виде сварной конструкции. Поперечные балки вместе с пластинами желоба толщиной 6 мм образуют погрузочные желоба. Вагоны Shimmns 708 оснащены также 12 регулируемыми стопорными рычагами, которые обеспечивают эффективную защиту от бокового смещения рулонов. Чтобы исключить недопустимые отклонения нагрузки на оси, рулоны должны быть нагружены как можно ближе к центру. Ориентиром служит полоса белого цвета, проходящая посередине вагона.
Прототип вагона с номером 437 3 000 (тогда он назывался Shis 708) был создан еще в 1976 году на заводах Linke-Hofmann-Busch, LHB (ныне Alstom Transport Deutschland). Имел светлый капот из алюминиевых сплавов и тележки типа 684 (Y25C с ходовой частью Salzgitter). Был оборудован ручным тормозом. С 1980 года вагон-прототип был перемаркирован как Shimms 708 4768000. Этот конкретный образец имел предел загрузки всего 58 тонн.
Серийный выпуск Shis 708 начат в 1978 - 1979 годах компаниями LHB, WU Siegen и Talbot. За эти годы сделали 1320 вагонов. Распределение по производителям следующее: 580 вагонов от LHB (изначальные номера с 2 по 581, 4373001 - 4373380 и 4374121 - 4374320); 370 вагонов от Waggon Union Siegen (4373381 - 4373750) и 370 от Talbot (4373751 - 4374120). Их ставили на тележки типа 665, часть вагонов была оборудована стояночным тормозом.
Вагоны Shis 708 перемаркировали с 1980 года таким образом: Shis 708 4373001 - 4374320 превратились в Shimms 708 4768001 - 4769320.
Затем серийный выпуск был продолжен: 150 вагонов (4769321 - 4769470) с 1986 года сделали на LHB, из них номера 437 - 470 появились уже в 1987 году; 150 вагонов (4769471 - 4769620) в 1986 году сделали на предприятиях Talbot. Их ставили на тележки типа 652, часть вагонов была оборудована стояночным тормозом.
Вагоны с 4769421 по 4769470 имели устройства для фиксации узких рулонов по ширине (чтобы предотвратить их опрокидывание) и после 1987 года обозначали как Shimmns-t 708. Далее вагоны Shimmns-t 708 строила компания LHB. Около 90 вагонов (4777050 - 4777139) было поставлено в 1988 году и около 100 вагонов 4777140 - 4777239 в 1989 - 1990 годах.
Также до 1993 года было сделано ещё 1010 вагонов Shimmns 708. 100 вагонов (4669781 - 4669880) в 1989 - 1990 построила компания Talbot, 200 вагонов (4669881 - 4670080) в 1990 - 1991 годах построила компания LHB, 125 вагонов (4670081 - 4670205) в 1992 году построила компания LHB, 33 вагона (4670206 - 4670238) в 1992 году построила компания Marly, 52 вагона (4670239 - 4670290) в 1993 году построила компания LHB, 40 вагонов (4670291 - 4670330 в 1993 построила компания LHB для эксплуатации в Финляндии (на тележках типа 642), 115 вагонов (4670331 - 4670445) в 1992 - 1993 годах построила компания WBD (WBDessau) для эксплуатации компанией DR, 75 вагонов (4670445 - 4670520) в 1992 - 1993 годах построила компания LHB для эксплуатации компанией DR, 100 вагонов (4670521 - 4670620) в 1993 году построила компания WBD для эксплуатации компанией DR. Вагоны, эксплуатировавшиеся в DR маркировались как 50-DR (с 1994 года их перемаркировали как 80-DB вместо 50-DR, номера остались без изменений). Ещё 80 вагонов (4670621 - 4670700) в 1993 году построила компания WBD и 90 вагонов 4670701-4670790 в 1993 году построила компания LHB. Часть вагонов имела ручной тормоз, а часть - нет.
С 1994 года некоторые вагоны получили обшивку погрузочных желобов резиновыми матами (для предотвращения механической порчи рулонов) и были переименованы в Shimmns-u 708. К середине 1999 года таким образом переоборудовали 751 вагон (4671000 - 4671750). Это переоборудование продолжили с 2000 года у вагонов номер 4671751 - 999, 4670900 - 949 и 4676000 - 588, переоборудовав так 1639 вагонов до 2010 года. В 1997 году прототип, построенный еще в 1976 году, 4768000 Shimms, также был реконструирован и переименован в Shimmns(-u). В 2001 году Shimmns-t 708 начали конвертировать в Shimmns-tu 708 (4672750 - 930). К 2010 году реконструировали 181 вагон. В 2002 - 2003 годах 40 "финских" вагонов (4670291 - 330) были перемаркированы в Shimmns 730 и постепенно преобразованы в Shimmns-u 730 (у них также поменяли тележки).
Shimmns-ttu 722 - на самом деле этот вагон выпускался с 1978 года как Shimmns 708, просто часть вагонов Shimmns 708 в 2002 году переоборудовали в Shimmns-ttu 722. Shimmns 708 изначально был оборудован для перевозки тяжелых, чувствительных к атмосферным воздействиям рулонов (катушек) листового металла пятью погрузочными желобами. Но имел, как было описано выше, сдвижные металлические телескопические капоты для защиты груза от непогоды.
С лета 2002 года до конца 2004 года на заводах в Падерборне (Paderborn) и Цвиккау (Zwickau) было конвертировано 1000 вагонов Shimmns(-u) 708 в вагоны Shimmns-ttu 722 (по техническому стандарту 722.0.01), 900 штук в Падеборне и сотня в Цвиккау. В рамках полной конверсии были удалены телескопические капоты и старые торцевые стенки и установлены новые, с четырехточечным замком для сдвижных брезентовых тентов. Фиксирующие устройства (желоба) для рулонов также были модифицированы, чтобы теперь они также обеспечивали регулировку ширины загрузки с помощью точного позиционирования фиксирующего упора. Также желоба по-прежнему облицовывали резиной для защиты груза от механических повреждений. Установлены дополнительные подножки и поручни для обеспечения доступа к погрузочной площадке. Тележки и тормозная система были сохранены. Получившиеся в результате переделки вагоны промаркированы как Shimmns-ttu 722 с номерами 467 5 000 - 467 5 999. Буквы национального кода ttu означают: "со специальным плавно регулируемым фиксирующим устройством для закрепления узкополосных рулонов" (tt) и "обшивка желоба резиновыми матами, армированными тканью" (u).
Длина по буферам: 12 040 мм
Расстояние между центрами тележек: 7000 мм
Длина загрузки (мм) 10.800
Погрузочная ширина (мм) 2.400
Средний собственный вес (кг) 22.500
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Наименьший проходимый радиус (м) 35
Тип тормоза KE-GP (не все вагоны были им оборудованы)
Грузоподьемность: до 68,0 тонн на линиях класса D4
Можно загружать: 5 рулонов
Вагон оборудован для перевозки тяжелых, чувствительных к атмосферным воздействиям рулонов (катушек) листового металла с 5-ю погрузочными желобами, встроенными в подрамник. В ходе переоборудования стальные капоты были заменены брезентом. Рама и новые торцевые стенки, выполненные в виде складной рамной конструкции с обшивкой из листового металла и П-образными усиливающими профилями, образуют кузов вагона. Седловидные поперечины образуют погрузочные желоба. Этот вагон оборудован брезентовым (тканевым) тентом с ПВХ-покрытием, который опирается на 11 трубчатых рам. Брезентовую крышу можно перемещать в продольном направлении (сдвигать). Она крепится на торцевые стены с помощью 4-точечной центральной системы запоров. Брезентовую крышу можно сдвинуть на любом конце вагона и освободить примерно 2/3 погрузочной площади. Вспомогательные дужки расположены между основными дужками таким образом, что смятие брезента при сближении уменьшается наполовину, чтобы обеспечить необходимое свободное пространство для рулонов большего диаметра. Вагон можно перегонять только с закрытой брезентовой крышей. Желоба оснащены 20 регулируемыми фиксирующими упорными рычагами (по 4 на каждый желоб), которые устанавливаются на опоры желоба и опираются на ролики в желобах. Они обеспечивают защиту от недопустимых боковых смещений и опрокидывания узких рулонов. По сравнению с намертво укрепленными фиксирующими устройствами более ранних конструкций (например, Shimmns-tu 718) отдельные рычаги можно перемещать и точно регулировать их положение. Облицовка желобов резиновой прокладкой предназначена для обеспечения оптимальной защиты рулонного листа. Многие вагоны оснащены системой для GPS-слежения. Максимальное количество вагонов Shimmns-ttu 722 состояло на службе в DB в 2004 году, 1000 штук. В конце 2018 года их числилось 218.
Shimmns-ttu 708.4 - результат еще более поздней переделки всех разновидностей Shimmns 708. С 2015 года в общей сложности около 1200 Shimmns (-u, -t, -tu) 708 были переделаны в вагоны Shimmns-ttu 708.4. Главным новшеством стало следующее - замена сдвижным брезентовым тентом телескопически задвигающихся друг за друга стальных "капотов". В остальном характеристики мало изменились. Средний собственный вес составил 23.100 кг, а грузоподьемность несущественно уменьшилась, до 66,5 тонн на линиях класса D4.
Брезент многослойный, он более герметичен и лучше защищает груз от дождя и снега, чем "капоты". Это также облегчило и упростило конструкцию кузова. Замками тента и устройствами для фиксации катушки мог управлять одним человеком с земли, подниматься на вагон больше было не нужно. Переоборудованные вагоны перенумерованы как Shimmns-ttu 708.4, но сохраннили свои прежние номера. Поскольку не все старые вагоны были переоборудованы, а были просто выведены из эксплуатации, в диапазонах номеров остались пробелы. 4668 325 - 4670 780 (ex Shimmns); 4670 900 - 4670 949 (ex Svhimmns-u); 4671 000 - 4671 999 (ex Shimmns-u); 4672 750 - 4672 988 (ex Shimmns-tu); 4676 000 - 4676 599 (ex Shimmns-u); 4777 000 - 4777 239 (ex Shimmns-t). В конце 2018 года насчитывалось 948 таких вагонов.
С середины 90-х годов разрабатывали и совершенно новые версии сталевозов на базе существующих шасси капотных вагонов Shimmns 708, на этот раз с брезентовыми тентами для защиты рулонов от непогоды. Например, Shimmns-tu 718, Shimmns-tu 720, Shimmns-ttu 723....
Shimmns-tu 718 - в 1995 - 1996 годах компания Graaff разработала этот вагон-платформу с брезентовым тентом в качестве преемника Shimmns 708, в первую очередь для перевозки чувствительных к влаге и узких рулонов проката. Большая чвсть вагонов была произведена по заказу компании On Rail, которая и была их собственником.
Погрузочная ширина: 2052 мм
Минимальный диаметр рулона: 800 мм
Максимальный диаметр рулона: 2700 мм
Загрузка: максимум 5 рулонов
Максимальная скорость: 120 км/ч
Погрузочная масса: 68,0 т
Средний собственный вес: 21 700 кг
Тип тормоза: KE-GP-A, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Наименьший проходимый радиус (м) 35
В 1995 - 1996 году Graaff выпустили серию из 100 вагонов Shimmns-tu 718 (номера 4672 000 - 4672 099). Они имеют тележки ВА624, пять желобов, покрытых резиновыми матами, и каждый из них имеет четыре фиксирующих рычага, регулируемых в поперечном направлении. Защитный брезентовый тент с замками-фиксаторами в четырех местах можно открывать с любой стороны вагона и освобождать около 2/3 погрузочной длины для погрузки и разгрузки. Торцевые стенки были заострены сверху. Вагоны строились для немецкой транспортной компании On Rail.
В 1998 году последовала вторая серия из 100 вагонов (номера 4672 100 - 4672 199), на этот раз построенная компанией Costaferroviaria SpA (Италия). Около 30 вагонов имели стояночный тормоз. Та же компанией Costaferroviaria в 1998 - 1999 году выпустила третью серию, но все 100 вагонов этой серии (номера 4672 200 - 4672 299) были без стояночных тормозов. Эти вагоны устанавливались на тележки BA628 и BA629. 40 вагонов из этих двух сотен итальянского производства были переданы в пользование компании CAIB (позже VTG), а затем в голландскую NL-Railion, где они маркировались как Shimmns 358.
В 1999 - 2000 году компания On Rail заказала 200 одинаковых вагонов (номера 4672 300 - 4672 499), но с разными тележками, и они были построены компанией Adtranz (ABB Daimler Benz Transportation). Из них около 30 вагонов были оборудованы стояночным тормозом.
В 2003 году On Rail сдали в аренду в Нидерланды (компании NL-Railion) 55 вагонов построенных Graaff и Adtranz (4672 000 - 4672 050, 4672 309 - 4672 328). Также вагоны у On Rail арендовала транспортная компания LogServ. До 2015 года вагоны On Rail были возвращены обратно. На конец 2018 года в Германии оставалось 296 вагонов типа Shimmns-tu 718.
Shimmns-tu 720 - построенные в Хорватии (производитель Duro-Dakovic) для On Rail, сначала зарегистрированные в Нидерландах, затем арендованные DB AG вагоны, аналогичные Shimmns-tu 718.
Погрузочная длина: 10 800 мм
Погрузочная ширина: 2400 мм
Грузоподьемность: до 68 тонн на линиях класса D4
Средний вес: 21 900 кг
Тип тормоза: KE-GP-A, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Наименьший проходимый радиус (м) 35
В 2008 году DB AG арендовала у On Rail в общей сложности 272 вагона с тентом (4674 800 - 4674 999, 4677 430 - 4677 501) . Вагоны, классифицированные как Shimmns-tu 720, по наиболее важным данным аналогичны Shimmns-tu 718, внешне отличаются некоторомы элементами ходовой части и торцевыми стенками, менее заостренными вверху. Все вагоны DB AG имеют стояночный тормоз и работают на тележках типа Y25Lsd1. Примерно пять вагонов такого типа остались в Голландии и работают в компаниях L-CFLCA и NL-ORWU. В конце 2018 года у DB AG по-прежнему насчитывалось 272 таких вагона.
Shimmns-ttu 723 - серия из 800 таких вагонов была дальнейшим развитием вагонов Shimmns-tu 718. Вагон выпускался с 2002 года "с чистого листа" и изначально оборудован для перевозки тяжелых, чувствительных к атмосферным воздействиям рулонов (катушек) листового металла, пятью погрузочными желобами. С лета 2002 года вагоностроительный завод Astra Vagoane Arad в Румынии поставляет тентованные сталевозы для компании DB AG, известные как Shimmns(-ttu) 723.
Помимо нескольких конструктивных деталей, они отличаются от них наличием дренажных устройств для всех пяти желобов с пятью сливными кранами с каждой стороны вагона для слива конденсата. Устройства для фиксации катушки и применение композитных тормозных колодок также являются техническими новшествами. Тележки типа 628.4/629.4 (Y25 Lsd 1) используются вместо DG-BA 623/626 (Y25 LSSd). Все вагоны имеют увеличенный буферный промежуток - 1850 мм вместо стандартных 1750 мм.Вагон имеет стояночный тормоз. Большинство из вагонов оснащены устройствами для отслеживания их с помощью GPS. В 2003 году было постороено еще 250 штук Shimmns(-ttu) 723.
Длина загрузки (мм) 10.800
Погрузочная ширина (мм) 2.410
Средний собственный вес (кг) 22.500
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Наименьший проходимый радиус (м) 35
Тип тормоза KE-GP-A, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Грузоподьемность: до 68 тонн на линиях класса D4
Рама и торцевые стенки, выполненные в виде складной рамной конструкции с обшивкой из листового металла и П-образными усиливающими профилями, образуют кузов вагона. Седловидные поперечины вместе с пластинами желоба образуют погрузочные желоба. Этот вагон покрыт брезентовым (тканевым) тентом с ПВХ-покрытием, который опирается на 11 трубчатых рам. Брезентовую крышу можно перемещать в продольном направлении. Она крепится на торцевые стены с помощью 4-точечной центральной системы запоров. Брезентовую крышу можно сдвинуть на любом конце вагона и освободить примерно 2/3 погрузочной площади. Вспомогательные дужки расположены между основными дужками таким образом, что смятие брезента при сближении уменьшается наполовину, чтобы обеспечить необходимое свободное пространство для рулонов большего диаметра. Вагон можно перегонять только с закрытой брезентовой крышей. Желоба оснащены 20 регулируемыми фиксирующими рычагами (по 4 на каждый желоб), которые устанавливаются на опоры желоба и опираются на ролики в желобах. Они обеспечивают защиту от недопустимых боковых смещений и опрокидывания узких рулонов. По сравнению с намертво укрепленными фиксирующими устройствами более ранних конструкций (например, Shimmns-tu 718) отдельные рычаги можно перемещать и точно регулировать их положение. Облицовка желобов резиновыми матами предназначена для обеспечения оптимальной защиты рулонного листа от механических повреждений.
150 вагонов были сразу сданы в аренду в Railion Benelux как Shimmns 723 и зарегистрированы как нидерландские. Остальные используются DB AG как Shimmns-ttu 723. После окончания срока аренды в 2014 году вагоны, зарегистрированные как нидерландские (имеют код 84), были перерегистрированы в Германии (имеют код 80). Всего на конец 2018 года в DB их 798 штук.
Номера Shimmns-ttu 723: 4674 000 - 4674 029, нидерландские (84), Railion, со стояночным тормозом Fbr (стояночный тормоз Fbr представляет собой ручной тормоз, которым можно управлять только с земли); 4674 030 - 4674 149 без тормоза Fbr, нидерландские (84); 4674 150 - 4674 549 4674 150 ... >= 4674 216 с стояночным тормозом Fbr, DB; 4674 550 - 4674 799 те что построены уже в 2003 году.
Shimmns-ttu 724 - вновь произведенные в 2009 году вагоны. DB Schenker закупила у IRS (International Railway Systems SA, Люксембург) 350 тентовых вагонов для перевозки рулонов стали, которые были произведены на предприятиях ASTRA VAGOANE ARAD и ROMVAG SA (оба в Румынии) и были введены в эксплуатацию как Shimmns-ttu 724 с номерами 4680 001 - 4680 350 в период с 2009 по 2011 год. Эти вагоны также имеют увеличенное расстояние между буферами - 1850 мм вместо стандартных 1750 мм. Тележки BA628.4 или BA629.4.
Длина по буферам: 12 040 мм
Расстояние между центрами тележек: 7000 мм
Погрузочная ширина (мм) 2.410
Средний собственный вес (кг) 22.500
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Тип тормоза KE-GP-A, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Грузоподьемность: до 67,0 тонн на линиях класса D4
Вагоны посталвлялись в Германию (DB Schenker), а также (как Shimmnss) в Швецию, Австрию, Нидерланды. В конце 2018 года в арсенале DB этих вагонов было по-прежнему 350 штук.
Shimmns-ttu 728 строились в 2007 - 2008 году. Вагоны были построены по заказу немецкой конторы ERR European Rail Rent GmbH производственной компанией Greenbrier Europe Wagony Swidnica и во многом соответствуют модели Shimmns-ttu 724. Рулоны защищены от бокового смещения четырьмя стопорными рычагами на каждый желоб. Их можно перемещать бесступенчато в соответствии с различной шириной рулона.
Большая часть сразу же сдавалась в аренду. В Австрию, в Нидерланды и в саму Германию. Однако часть оставалась какое-то время в распоряжении ERR и маркировалась как D-ERR. В 2009 году компанией DB у компании ERR European Rail Rent GmbH было арендовано 48 вагонов Shimmns, получивших в инвентарных ведомостях обозначение Shimmns-ttu 728 ( номера 467 7 122 - 467 7 289). В 2010 году в Германию были поставлены новые вагоны, на этот раз в немецкие компании VTGF и VTGD. На конец 2018 года их числилось в DB 45 штук.
Shimmns 2 - вагоны польского производства. Вагоны имеют желоба с защитным покрытием и фиксирующими рычагами, на 5 рулонов. Также оборудованы датчиками GPS для слежения. В остальном их характеристики довольно стандартные.
Длина по буферам: 12 040 мм
Погрузочная ширина (мм) 2.400
Средний собственный вес (кг) 20.700
Наименьший проходимый радиус (м) 35 м
Тип тормоза KE-GP-A (K)
Грузоподьемность: до 65 тонн на линиях класса D4
В 2001 - 2002 годах польская вагоностроительная компания Greenbrier Swidnica поставила не менее 240 вагонов, известных как Shimmns 2 для немецкой компании EVA (Eisenbahn-Verkehrsmittel-Aktiengesellschaft / Railroad Transport Resources, Inc.) с номерами 001 - 240, 200 вагонов практически сразу были переданы в аренду SNCB, и были пронумерованы как Shimmns 2 467 1 600 - 799. Еще 40 вагонов Eva были проданы другим компаниям, напрмер VTG, также находятся в распоряжении компании ERR (European Rail Rent GmbH).
Shimmns 729 - тентованные вагоны, построенные по голландскому заказу. Внешне у этих вагонов есть некоторые отличия - торцевые стенки стороны закруглены в районе крыши, поэтому брезент не имеет "заломов". Конструкция тормоза Ch-GP-A.
Длина по буферам: 12 040 мм
Расстояние между центрами тележек: 7000 мм
Погрузочная ширина (мм) 2.410
Средний собственный вес (кг) 22.300
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Тип тормоза Ch-GP-A
Грузоподьемность: до 67,7 тонн на линиях класса D4
В 1996 году нидерландские дороги Nederlandse Spoorwegen (NS, Dutch Railways) заказали 100 вагонов типа Shimmns 729 у Arbel Fauvet Rail (F). В 2004 году DB AG взяла на себя управление 97 вагонами из этой партии (три были списаны в 2003 году), но они оставались у из голландской дочки Railion Nederland и эксплуатировались с кодом Нидерландов 84 NL-RN. С 2013 года они были перемаркированы как немецкие - 80 D-DB. Номера вагонов остались прежние (466 8 100 ... 179, 466 8 200 ... 219). Надпись NS Cargo сначала была изменена на Railion, а затем на DB Schenker. На конец 2018 года их осталось 97 штук в DB. 3 вагона сохранили голландскую приписку.
Shimms 731 - тентованные вагоны, построенные по французскому заказу. Наиболее яркими отличиями от таких же вагонов DB Shimmns являются чугунные тележки и отсутствие так называемого "рыбье брюха" на раме.
Длина по буферам: 11 500 мм
Расстояние между центрами тележек: 6460 мм
Погрузочная ширина: 2400 мм
Максимальный диаметр рулона: 2000 мм
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Масса загрузки: 66,81 т
Средний собственный вес (кг) 21 200 кг
Тип тормоза: O-/CH-GP
В начале 2003 года DB Cargo приобрела у французской компании SNCF более 100 тентованных вагонов которые были обозначены у французов как Shimms 53 9 и эксплуатировались ранее France Wagons. В DB Cargo им присвоили обозначение Shimmns 731 (номера 477 0 000 - 477 0 099).
Sfhimmns 732 - тентованные вагоны, предназначенные длв сообщения с Великобританией с измененными габаритами погрузки.
Длина по буферам: 12.825 мм
Расстояние между центрами тележек: 7.850 мм
Погрузочная ширина: 2260 мм
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Масса загрузки: 68,5 т
Средний собственный вес (кг) 21 400 кг
Тип тормоза: KE-GP-A, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
В 2009 году DB-Schenker арендовала у нидерландской GE Rail Service 200 тентованных вагонов для перевозки рулонов, которые были построены в 2008 - 2009 годах компанией Romvag Caracal (подразделение IRS International Railway Services) и предназначены для сообщения с Великобританией. Вагоны были промаркированы как Sfhimmns 732 (диапазон номеров: 466 7 050 - 466 7 249). Они соответствуют меньшему британскому габариту погрузки и отмечены надписями "CT" (Kanaltunnel, "Туннель под Ла-Маншем") и "Fahrbootanker". Из-за ограничений в габарите погрузки пять желобов, оснащенных резиновыми матами, армированными тканью, имеют погрузочную ширину всего 2,26 м. Все вагоны оборудованы ручным стояночным тормозом Fbr. На некоторых вагонах до сдачи их в аренду DB-Schenker был лготип владельца NL-GERS и код Нидерландов 84. Когда в 2012 году срок аренды у DB-Schenker закончился, эти вагоны снова получили логоти NL-GERS.
Sahimms-u 901 - шестиосные тентованные вагоны с увеличенными возможностями загрузки и сами по себе тяжелые. Ещё в 1991 году производитель Graaff построил 100 вагонов для перевозки рулонов с 7 желобами и раздвижными брезентовым тентом, которые в DB обозначили как Sahimms 901. Конструкция основана на базе конструкции Sahmms 711, которые производились в то время параллельно. Как и у всех прочих тентованных вагонов, сдвижной брезентовый тент с ПВХ-покрытием опирается на 15 трубчатых дуг и фиксируется на неподвижных торцевых стенках четырехточечным центральным замком. Груз фиксируется по ширине с помощью регулируемых рычагов. Некоторые вагоны оснащены стояночным тормозом Fbr.
Длина по буферам: 16.400 мм
Расстояние между центрами тележек: 9.400 мм
Высота загрузки (макс. диаметр рулона): 2000 мм
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Масса загрузки: 85,0 т
Средний собственный вес (кг) 35 000 кг
Тип тележки: 714
Тип тормоза: KE-GP, стояночный "ручной" Fbr (не все вагоны были им оборудованы)
Наименьший проходимый радиус (м) 75 м
Начиная с 1998 по 2007 год желоба Sahimms 901 были обшиты резиновыми матами, армированными тканью, и все вагоны получили новое обозначение Sahimms-u 901. Но к концу 2018 года их осталось в DB только 99 штук. Диапазон номеров: 487 7 000 - 487 7 099 как Sahimms 901, и 487 7 100 - 48 77 199 как Sahimms-u 901.
Модели в масштабе 1/87 типоразмера H0. Версия сталевоза Shimmns в масштабе 1:87 постоянно присутствует в каталогах многих модельных компаний. В частности это модели от Trix (например, 24406), не менее полутора десятков вариантов Marklin, но главным образом у нас это модели Piko и Roco.
Важным отличием модели Piko от модели Roco является форма крыши. У всех моделей Piko остроконечная крыша, а у моделей Roco - круглая. Таким образом, у Piko достоверно будут выглядеть модели вагонов Shimmns-ttu 722, Shimmns-tu 718, Shimmns-ttu 723, Shimmns-ttu 724, Shimmns-ttu 728, Shimmns-ttu 708 и все прочие, имеющие заостренную крышу. Закругленную крышу имели Shimmns-tu 720, Shimmns 731, Shimmns 729, Sfhimmns 732...
Производители модели, не желая тратиться на лишние пресс-формы, достаточно ловко обходят этот момент, не проставляя номер разработки, в спорных случаях ограничиваясь лишь общим обозначением Shimmns. Но правда неизбежно вылазит при анализе номера вагона, его принадлежности, проставленных логотипов и т.д.
Скажем, вагон Roco 47444 имеет округлую крышу, хотя и не должен - на нем вполне честно написано, что это Shimmns-ttu 723 голландской (NS) принадлежности компании Railion с номером 467 4 000-9.
У модели Piko 58079 Shimmns-ttu 723 той же голландской (NS) принадлежности компании Railion с номером 467 4 018-1 с крышей дела обстоят хорошо, она слегка заострена. Вот только у него нет "крутилки" стояночного тормоза, а у вагонов с номерами 4674 000 - 4674 029 он вроде как был предусмотрен...
Примерно так же дело обстоит с моделью Piko 54589 Shimmns-ttu 723 (указано просто Shimmns) - австрийской (OBB) принадлежности компании Rail Cargo Austria с номером 467 4 116-6. Она тоже без "крутилки", но в этом диапазоне номеров стояночного тормоза и не было предусмотрено.
Модели Piko имеют для замены сцепок шахты NEM 362 с закрытым механизмом сцепления (KK-Kinematik). Длина по буферам ~139 мм. Минимальный проходимый радиус поворота - 358 мм.
Shimmns Roco 67155 сделан довольно точно в соответствии с прототипом - вагоном 31 81 467 4 129-9.
Он эксплуатировался на автрийских железных дорогах (OBB), владелец Rail Cargo Wagon - Austria GmbH. Модель имеет шахты NEM 362 с закрытым механизмом сцепления (KK-Kinematik). Длина по буферам ~138 мм.
Что касается первородных "телескопов" Shimmns 708, то их в одстаточном количестве выпускают Roco, как в виде отдельных моделей, так и в составе стартовых наборов. Например, Roco 67540 - вагон немецкой принадлежности (DB) c номерам 467 0 0395. Модель имеет шахты NEM 362 с закрытым механизмом сцепления (KK-Kinematik). Длина по буферам ~138 мм.
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...