Вагоны: платформа Rm, R Stuttgart, R10, R61, Kklm 431, Kmmn, R20, Rr20, Kklm 433
Платформа - железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.Платформы подразделяют по назначению на универсальные (для перевозки различных грузов большой номенклатуры) и специализированные (для перевозки грузов определённого вида). По конструкции платформы бывают бортовые и безбортовые, тормозные и не тормозные.
Универсальные платформы имеют стальную сварную раму с деревянным или дерево-металлическим настилом пола и металлическими откидными боковыми и торцевыми бортами. Настил пола подкреплён дополнительными балками рамы. Торцевые борта в открытом положении служат переездными мостками для погрузки колёсной техники самоходом. Некоторые платформы имеют дополнительные специальные вертикальные стойки, предотвращающие смещение груза. На платформе допускается перевозка как распределённых, так и сосредоточенных в средней части грузов.
Специализированные (для определённых видов грузов платформы) не имеют бортов, а некоторые и настила пола. Зато оборудуются специальными приспособлениями для крепления грузов. К специализированным относятся платформы для перевозки большегрузных контейнеров, лесоматериалов, легковых автомобилей (в два яруса).
Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.
Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.
Строительство вагонов по чертежам, разработанным DWV началось в 1910 году и достигло пика в 20-е годы, когда ранее независимые региональные железнодорожные компании перешли во владение Германской Государственной Железной Дороги (Рейхсбана). Новые стандартные вагоны быстро вытеснили разнообразные нестандартные и составили основную часть парка немецких вагонов. Их было построено огромное количество и многие из них оставались в эксплуатации до 1960-х годов.
Фирма Piko не могла обойти вниманием эту разновидность товарных вагонов. Для современной модели Piko Niederbordwagen Kkm3230, 21 50 323 0012-5, выпускаемой с 2000-х годов, и которая продается как сама по себе в категории Classic Nostalgie (с маркировкой Deutsche Reichsbahn, с вертикальными стойками и двумя катушками кабеля в качестве груза, артикул 54833), в категории Hobby (артикул 57717, с маркировкой Deutsche Reichsbahn, но без вертикальных стоек) и в составе некоторых стартовых наборов Hobby (без маркировки и стоек), использовался один и тот же реальный прототип.
Это открытые грузовые платформы, которые были результатом доработки прусской конструкции. С 1890/1891 годов и по 1913 год под эгидой Королевского прусского управления железных дорог (Koniglich Preu?ische Eisenbahn-Verwaltung, КРЕV) подобные платформы создавались на основе прусского же стандарта IId5. Изначально они были расчитаны на максимальную скорость 65 километров в час, но со временем их совершенствовали и приспосабливали к меняющимся реалиям. Так что на основании стандарта IId5 было создано достаточно разновидностей их дизайна - менялась длина, диаметр колес и другие детали. Изначально, однако, платформы имели длину 11,5 метров по буферам, грузоподъемность 15.75 тонн и площадь полезной загрузки 27 квадратных метров. До 1913 было построено более 10.000 платформ по стандарту IId5.
С 1913 по 1927 год на основании стандарта IId5 был создан новый дизайн таких платформ (так называемый класс A4). В соответствии с этими новыми стандартами также переделывались и ранее построенные вагоны. До тех пор, пока в 1926 - 1928 году не были разработаны новые, еще более совершенные стандарты, с "взаимозаменяемыми" компонентами - Austauschbauart... Но в основе оставался всё тот же стандарт - IId5.
Что касается конкертного прототипа для Piko (артикул 57717), то с 1913 по 1927 год на разных заводах производились платформы со стальной рамой, с нормальной грузоподъемностью 15 тонн, предельной грузоподъемностью 17,5 тонн, площадью полезной загрузки 27 квадратных метров. Они были оборудованы вертикальными деревянными стойками (8 по бокам, 2 с каждого торца); вагонная рама иногда была укреплена стальным шпренгелем (хорошо заметной треугольной или трапециевидной конструкцией под бортами). Платформы имели две оси, борта высотой 40 сантиметров, длину 11,5 метров по буферам и колесную базу 6 метров (часть платформ выполнялась с тормозной будкой, что в таком случае увеличивало их длину по буферам на 70 сантиметров). Деревянные стойки стойки заменялись на прессованные стальные уже после 1945 года - а во время войны металл экономили! Всего было построен более 36000 таких платформ. До появления Deutschen Reichsbahn они маркировались как платформы типа Rm. С 1920 года по 1945 год у Deutschen Reichsbahn они обозначались как платформы типа R Stuttgart. После войны уцелевшие и оставшиеся в Германии вагоны были поделены между западногерманским Deutschen Bundesbahn и восточногерманским Deutschen Reichsbahn. В первом случае они маркировались уже как R(o) 10, а во втором как R 61 (с вертикальными стойками) и Ro 63 (без таковых). После 1966 года они получили универсальное обозначение по классификации Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC) Kk(l)m 431 а затем Kmmn с 1980 года. Правда, в 1980 году в ФРГ они уже для регулярных перевозок практически не использовались, только как специальный транспорт... Тем не менее, в 1994 году, после объединения DB и DR в DB AG, их оставалось на ходу ещё более 1000 штук, и они были выведены из эксплуатации до конца 1997 года.
Таким образом, вышеупомянутая модель Piko (артикул 57717) является копией в масштабе Н0 (1:87, 16,5 мм) вагонов II (второй) немецкой эпохи (1920 - 1945) дизайна R Stuttgart времен довоенного Рейхсбана (DR). Это что касается постройки.
Но маркировка платформы говорит о том, что речь идёт уже о конце 60-х годов и сей переживший войну образец принадлежал на то время DR, то есть восточногерманскому Рейхсбану (такие платформы активно эксплуатировались только до конца 60-х на западе Германии, но на востоке - гораздо дольше). Так что факт указания производителем даже не III, а IV (четвертой) немецкой эпохи (примерно 1966 - 1980 годы) можно понять. Помимо прочего, на борту видна маркировка платформ Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC). Она начала появляться только в 1964 - 1966 году.
Заглавная буква "K" в данной маркировке означает, что это - универсальная платформа с откидными или съемными бортами и которткими стойками, с длиной полезной загрузки 12 метров. Маленькая буковка "k" означает грузоподъемность менее 20 тонн, которая указана также на модели и "прямым текстом" - нормальная (Ladegewicht) 15 тонн, предельная (Tragfahigkeit) 17,5 тонн. Маленькая буковка "m" означает длину возможной загрузки от 9 до 12 метров.
Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 57717):
Эпоха - IV
Принадлежность - DR
Длина - 131 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.
Ранее Piko выпускала и точно такую же внешне платформу (только сцепки были старые) с маркировкой DR 63-30-08 Roo (артикул 5/6416-155) которая изображала реально существовавший вагон-прототип с таким же номером III эпохи. По классификации, действовавшей в DR с 1951 года до введения UIC тип Roo означал открытую платформу ("R")грузоподъемностью от 15 тонн, с откидными или съемными бортами (торцами) и постоянно эксплуатирующуюся без стоек ("oo").
Вагон-прототип на фото стоек не имеет. Правда, как мы видим, у него были колеса со спицами...
Компания Roco тоже не обошла вниманием этот вагон - довольно распространены их модели платформы с маркировкой DB 417 747 (артикул 56023). На борту мы видим обозначение Rr20. Модель имеет длину по буферам 124 мм.
Прототипом является модификация платформы R Stuttgart, которая обозначалась как R20 и отличается немного более высокими бортами и не треугольным, а трапециевидным шпренгелем. И у них по бортам можно было поставить не 8, а 9 вертикальных стоек (тут, пожалуй, на Roco явно обсчитались). По технологии "взаимозаменяемости" - Austauschbauart - было произведено с 1926 года 1000 таких платформ. Грузоподъемность у них была такая же, как и у "стандартных" платформ R Stuttgart R10 (15 - 17,5 тонн). Но они были чуть длиннее по буферам 12.1 метра (без тормозной будки) и 12.8 (с тормозной будкой). С 1936 года при постройке этих платформа сварка заменила заклёпки, и таких сварных платформ было произведено еще 100.
До 1963 года именно такие платформы семейства R Stuttgart, находившиеся на службе у DB, обозначались как Rr20 или R(rh)20. Их в DB поступило всего 800 штук, и с 1959 года по программе реконструкции их постепенно списывали и разбирали. С появлением маркировки UIC в 1966 году они стали обозначаться как Kklm 433. Тогда их оставалось всего 26 штук. А в 1968 году не осталось уже ни одной...
Обзор немецких платформ в журнале MIBA 09-2005, в формате pdf (на немецком языке, страница 46)
технические данные о платформах R Stutgart и Ulm
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...