Вагоны: платформа R Stuttgart - R(o) 10 - R 61

Платформа - железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Платформы подразделяют по назначению на универсальные (для перевозки различных грузов большой номенклатуры) и специализированные (для перевозки грузов определённого вида). По конструкции платформы бывают бортовые и безбортовые, тормозные и не тормозные.

Универсальные платформы имеют стальную сварную раму с деревянным или дерево-металлическим настилом пола и металлическими откидными боковыми и торцевыми бортами. Настил пола подкреплён дополнительными балками рамы. Торцевые борта в открытом положении служат переездными мостками для погрузки колёсной техники самоходом. Некоторые платформы имеют дополнительные специальные вертикальные стойки, предотвращающие смещение груза. На платформе допускается перевозка как распределённых, так и сосредоточенных в средней части грузов.

Специализированные (для определённых видов грузов платформы) не имеют бортов, а некоторые и настила пола. Зато оборудуются специальными приспособлениями для крепления грузов. К специализированным относятся платформы для перевозки большегрузных контейнеров, лесоматериалов, легковых автомобилей (в два яруса).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Строительство вагонов по чертежам, разработанным DWV началось в 1910 году и достигло пика в 20-е годы, когда ранее независимые региональные железнодорожные компании перешли во владение Германской Государственной Железной Дороги (Рейхсбана). Новые стандартные вагоны быстро вытеснили разнообразные нестандартные и составили основную часть парка немецких вагонов. Их было построено огромное количество и многие из них оставались в эксплуатации до 1960-х годов.

Фирма Piko не могла обойти вниманием эту разновидность товарных вагонов. Для современной модели Piko Niederbordwagen Kkm3230, 21 50 323 0012-5, выпускаемой с 2000-х годов, и которая продается как сама по себе в категории Classic Nostalgie (с маркировкой Deutsche Reichsbahn, с вертикальными стойками и двумя катушками кабеля в качестве груза, артикул 54833), в категории Hobby (артикул 57717, с маркировкой Deutsche Reichsbahn, но без вертикальных стоек) и в составе некоторых стартовых наборов Hobby (без маркировки и стоек), использовался один и тот же реальный прототип.

Это открытые грузовые платформы. Которые были результатом доработки прусской конструкции. С 1890/1891 годов и по 1913 под эгидой Королевского прусского управления железных дорог (Koniglich Preu?ische Eisenbahn-Verwaltung, КРЕV) подобные платформы создавались на основе прусского же стандарта IId5. Изначально они были расчитаны на максимальную скорость 65 километров в час, но со временем их совершенствовали и приспосабливали к меняющимся реалиям. Так что на основании стандарта IId5 было создано достаточно их разновидностей их дизайна - менялась длина, диаметр колес и другие детали. Изначально, однако, платформы имели длину 11,5 метров по буферам, грузоподъемность 15.75 тонн и площадь полезной загрузки 27 квадратных метров. До 1913 было построено более 10.000 платформ по стандарту IId5.

С 1913 по 1927 год на основании стандарта IId5 был создан новый дизайн таких платформ (так называемый класс A4). В соответствии с этими новыми стандартами также переделывались и ранее построенные вагоны. До тех пор, пока в 1926 - 1928 году не были разработаны новые, еще более совершенные стандарты, "взаимозаменяемые" - Austauschbauart... Но в основе оставался все тот же стандарт - IId5.

Что касается конкертного прототипа для Piko (артикул 57717), то с 1913 по 1927 год на разных заводах производились платформы со стальной рамой, с нормальной грузоподъемностью 15 тонн, предельной грузоподъемностью 17,5 тонн, площадью полезной загрузки 27 квадратных метров. Они были оборудованы вертикальными деревянными стойками (8 по бокам, 2 с каждого торца); вагонная рама иногда была укреплена стальным шпренгелем (хорошо заметной трапециефидной конструкцией под днищем). Платформы имели две оси, борта высотой 40 сантиметров, длину 11,5 метров по буферам и колесную базу 6 метров (часть платформ выполнялась с тормозной будкой, что увеличивало их длину по буферам на 70 сантиметров). Деревянные стойки стойки заменялись на прессованные стальные уже после 1945 года - а во время войны металл экономили! Всего было построен более 36000 таких платформ. До появления Deutschen Reichsbahn они маркировались как платформы типа Rm. С 1920 года по 1945 год у Deutschen Reichsbahn они обозначались как платформы типа R Stuttgart. После войны уцелевшие и оставшиеся в Германии вагоны были поделены между западногерманским Deutsche Bahn и восточногерманским Deutsche Reichsbahn. В первом случае они маркировались уже как R(o) 10, а во втором как R 61 (с вертикальными стойками) и Ro 63 (без таковых).

Таким образом, вышеупомянутая модель Piko (артикул 57717) является копией в масштабе Н0 (1:87, 16,5 мм) вагонов II (второй) немецкой эпохи (1920 - 1945) дизайна R Stuttgart времен довоенного Рейхсбана (DR). Это что касается постройки.

Но маркировка платформы говорит о том, что речь идёт уже о конце 50-х - начале 60-х годов и сей переживший войну образец принадлежал на то время восточному Рейхсбану (такие платформы активно эксплуатировались до конца 60-х на западе Германии, а на востоке и ещё дольше). Так что факт указания производителем даже не III, а IV (четвертой) немецкой эпохи (примерно 1970 - 1985) можно как-то понять. Помимо прочего, на борту видна маркировка платформ Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC). Она начала разрабатываться только в 1950-х годах.

Заглавная буква "K" в данной маркировке означает, что это - универсальная платформа. Маленькая буковка "k" означает грузоподъемность, которая указана также и "прямым текстом" - нормальная (Ladegewicht) 15 тонн, предельная (Tragfahigkeit) 17,5 тонн. Маленькая буковка "m" означает длину возможной загрузки от 9 до 12 метров.

Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 57717):
Эпоха - IV
Принадлежность - DR
Длина - 131 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.

Обзор немецких платформ в журнале MIBA 09-2005, в формате pdf (на немецком языке, страница 46)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...