Вагоны: цистерна емкостью 24 кубометра c тормозной будкой, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (B.Ringsted & Co.)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции: цистерны, имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Но железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о нефтепродуктах и компании B.Ringsted & Co.

B. Ringsted & Co. - небольшая датская компания из Копенгагена (ringstedolie.dk). В 1950-х годах они получили достаточно крупный государственный заказ на поставки топлива. Склад и офис компании были расположены в портовом районе Копенгагена, на острове Провестенен (Provestenen).

После второй мировой войны немецкие вагоны, в том числе и цистерны, оказались разбросаны по всей Европе и многие достались частным компаниям. В их числе оказалась и B. Ringsted & Co. Таким образом, среди прочего, ими была приобретена в 1954 году железнодорожная цистерна немецкого производства (которая со временем получила бортовой номер DSB ZE 502721), построенная в 1944 году заводом Waggonfabrik Gebruder Luttgens в Саарбрюкене (Saarbrucken).

Во времена Третьего Рейха, а именно - годы второй мировой войны, экономика Германии и других территорий Рейха стояла на службе, прежде всего, военных интересов. Примерно с 1939 года вся продажа топлива была централизована и для каждого "игрока" рынка были определены квоты по его производству. При этом все виды топлива были стандартизированы и не отмечались разными торговыми марками. Грубо говоря, в Германии остался только один вид бензина - просто бензин, и всё!

В условиях войны немцы, кроме того, вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Этот проект немецких железных дорог Deutschen Reichsbahn коснулся и производства цистерн. Ведь по мере того как с 1939 года Германия втянулась в полномасштабную войну, необходимость поставок топлива на фронт постоянно возрастала - а старые цистерны неумолимо ветшали и не устраивали своим небольшим объемом.

К началу 1940-х годов было разработано несколько прототипов так называемых "легких цистерн", рассчитанных на максимальную экономию материала при их производстве (ELK, Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen, универсальные легкие вагоны-цистерны). Часть прототипов была отвергнута, так как они были хоть и "экономичными", но уж слишком - из-за уменьшенной длины у них была превышена допустимая нагрузка на погонный метр...

Только два типа было решено производить в массовом порядке. Создание этих прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).

Westwaggon (United Westdeutsche Waggonfabriken AG) - немецкий производитель вагонов и трамваев, работавший под другим названием с 1845 года, с 1927 года после ряда слияний и объединений стал базироваться в Кёльне и именоваться Westwagon.

Waggonfabrik Uerdingen AG, существует в городе Юрдинген с 1898 года, с 1981 года стала называться Duewag AG, с 1989 года ее купил Siemens. Изначально строила всякий там городской рельсовый транспорт и прочие трамваи - железнодорожные вагоны начали выпускать после слияния с Dusseldorfer Waggonfabrik в 1935 году.

Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или ликвидирована - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.

"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. У "Юрдинген" гнутые стальные полосы были приварены по всей длине котла, имитируя раму - впрочем, это несколько усиливало конструкцию. Почти для всех цистерн "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1943 года общими были объём (300 гектолитров, или 30 кубических метров), колесная база (4,5 метра) и длина по буферам (8,72 метра), диаметр котла (2,5 метра), длина котла (6 метров).

Затем на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... До 1943 года было построено для разных компаний и на разных предприятиях 5700 легких цистерн образца Deutzer и Uerdinger объемом 30 кубических метров. В случае с цистернами данного вида речь шла - как будто - в основном о снабжении Кригсмарине (ВМФ). Но очевидно, что такие цистерны использовались очень широко, в том числе и для транспортировки ГСМ в Пеннемюнде - это был ракетный центр Третьего Рейха на северо-востоке Германии.

С 1943 года и до конца войны большинство цистерн единого типа ELK строилось уже с уменьшенным объёмом - 24 кубических метра. Использовался только прототип "Юрдинген".

К концу войны было сделано 1740 цистерн всех видов, и они обслуживали все рода войск. После войны большая часть цистерн перешла к вновь созданной в 1951 году компании VTG, а затем и к более мелким компаниям; также военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в России.

Итак, именно такая цистерна ("Юрдинген", на 24 кубических метра), приобретенная в 1954 году фирмой B. Ringsted & Co, использовалась на дорогах государственной компании датских железных дорог - DSB (Danske Statsbaner), которая и по сей день является крупнейшей датской и вообще скандинавской железнодорожной компанией. DSB имела одно время шведское подразделение DSB Sverige AB, и цистерна была сперва промаркирована как AB ZE 509010, и только в 1958 году получила номер DSB ZE 502721 и как раз в это время, судя по всему, была (возможно - фотографий того периода не сохранилось) оборудована тормозной будкой. Ситуация не менялась до 1966 года, а потом ещё в течение трёх десятков лет несколько раз менялись маркировки и производилсь разные переделки; некоторые спецы утверждают, что именно эта цистерна (с признаками многих реконструкций и уже без будки) всё еще стоит где-то на запасных путях в датском городе Струэр...

Модель Piko DSB Kesselwagen B.Ringsted & Co. 502 721 (артикул 5/6408-06) соответствует прототипу периода с 1958 по 1961 год, использовавшимся железнодорожной компанией DSB (маркировка DSB ZE 502721), что точно соответствует III (третьей) эпохе (1945-1970). Год постройки прототипа (1944) - это ещё даже II (вторая) эпоха. А эксплуатировалась цистерна и после 1970 года, то есть вполне могла принадлежать IV (четвертой) эпохе... Если бы не маркировка DSB ZE 502721, четко соответствующая периоду с 1958 по 1961 год!

Обозначение P в квадрате (privat) лишний раз напоминает нам, что цистерна эта хоть и "бегает" по государственной железной дороге DSB, на самом деле принадлежит частному лицу (в данном случае фирме B.Ringsted & Co.). На той же информационной табличке указана грузоподъемность А = 21,0т, В и С = 21,0т (А, В и С - это типы нефтепродуктов). И видна надпись Olie Produkter og oplosningsmidler i henhold til rid class IIIa - нефтепродукты и растворители в соответствии с классом IIIa. К классу III относятся жидкости, которые загораются при температуре не выше 60°C. (среди прочего - спирт, дизельное топливо, метанол, бензин). Там же мы обнаруживаем указание веса пустой цистерны - 9,6 тонн, и емкость - всего 24 кубических метра. О собственнике вещают и сведения на второй табличке, где можно видеть полное название фирмы с указанием "родного" города (Hjemstad), где расположена её дирекция (штаб-квартира), в данном случае - Provestenen. И еще надпись "RIV", означающая соответствие вагона международным нормам R.I.V. (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году; c 2006 года его заменило новое соглашение Allgemeine Vertrag fur die Verwendung von Guterwagen, AVV - но при этом обозначения RIV все еще не упразднены и присутствуют на вагонах). На "раме" также можно найти данные о колесной базе - 4,5 метра.

Все это, казалось бы, совершенно правильно - с 1943 года и до конца войны большинство цистерн единого типа ELK строилось уже с уменьшенным объёмом 24 кубических метра. Но как и с другими такими же моделями вагонов типа "Юрдинген" (с объемом котла 30 кубических метров - Aral, Shell) еще сильнее подводят фактические размеры модели. Диаметр котла модели 32,2 мм, длина по буферам 104 мм, длина котла 71,5 мм. Что соответствует длине по буферам 9,1 метра и объему котла 36 метров кубических у возможного прототипа. А должно быть, как указано выше, объём 24 кубических метров и длина по буферам 8,72 метра! И даже тот простой и очевидный факт, что модель цистерны B.Ringsted & Co. (артикул 5/6408-06) полностью идентична модели цистерны Shell (артикул 5/6408-027) кажется весьма странным - разница между 24 и 30 кубическими метрами должна как-то быть заметна. Но её нет вообще...

Кроме того, у модели Piko, похоже, не все в порядке с цветовой схемой - имеющиеся редкие фото свидетельствуют что цистерна B.Ringsted & Co. была белой, надпись Kobenhavn - желтой, а вот "рама" действительно голубой!

Так что можно сказать, что эта "датская" пиковская цистерна сделана всё-таки "по мотивам" немецкого военного дизайна "Юрдинген", а по маркировке и техническим параметрам более-менее соответствует одному из послевоенных варинтов. С одной стороны, это сделано для того, чтобы без зазрения совести без переделок, изменяя маркировку и цвета, легко изменять принадлежность модели. С коммерческой точки зрения - оправдано, учитывая невысокую стоимость образца.

Итак, вот некоторые сведения о модели Piko Kesselwagen mit Bremserhaus (артикул 5/6408-06):
Эпоха - III
Принадлежность - DSB
Длина - 104 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)