Вагоны: Вагоны: открытый полувагон-кислотник Sauretopfwagen (Z)

Одной из главных задач, которые железные дороги должны были решать с началом индустриализации, была перевозка едких или токсических химических веществ; для этого требовались особые меры предосторожности и специальные условия. С самого начала для этого были разработаны специальные товарные вагоны: вначале это были открытые полувагоны (Sauretopfwagen, часто переводят как "кислотник") с емкостями (бидонами), а позднее - целые цистерны (Saure-kesselwagen). Так можно транспортировать не только кислоты, но и другие агрессивные химикаты. Эти вагоны в тех или иных вариациях присутствовали в составе поездов на территории Германии уже в 1911 году.

Sauretopfwagen, или кислотник, сперва представлял собой просто чаще всего открытый (иногда закрытый) товарный вагон, в который загружались керамические емкости (керамика выдерживает воздействие даже сильных кислот). Открытые полувагоны затем стали оборудовать специальными креплениями и решетками для постоянной фиксации бидонов. Их не выливали через край, естественно, а выдавливали из них содержимое сжатым воздухом; каждый бидон имел два "горла" - синее для воздуха и красное для кислоты. Бидон имел вместимость от 800 до 1200 литров, в вагоне размещалось от 8 до 14 таких емкостей.

Пол такого полувагона был быть выполнен из деревянных досок со специальным покрытием и канавкой, он делался наклонным к боковым сторонам вагона, чтобы обеспечить сток пролитой кислоты. Были предусмотрены дренажные отверстия со свинцовыми трубами, которые были достаточно длинными, чтобы исключить повреждение ходовой части вагона и тормозных устройств. Бидоны были фиксированы к полу просмоленными деревянными упорами, чтобы они не могли сдвигаться ни при каких обстоятельствах. На верхней стальной опорной раме был укреплен трап для обслуживания. Позже было решено, что торцевые стенки вагона должны были быть выше одного метра, чтобы кислота не могла, раслившись, повредить соседние вагоны во время аварии. Кислотники всегда имели ручной тормоз. Управляться с этими вагонами следовало осторожно, все-таки керамика вещь довольно хрупкая, и них можно видеть табличку с буквой "V" (Vorsicht - Осторожно!)

Например, строившиеся с 1928 года для электрохимического завода в Мюнхене вагоны имели длину по буферам 9,5 метров, их колесная база составляля 4,5 метра, номинальная грузооподъемность - 15 тонн. Такой вагон перевозил двенадцать керамических емкостей и обязательно имел тормозную будку. Известно, кстати, что электрохимическим заводом в Мюнхене владели отец и дядя Альберта Эйнштейна...

Вагоны-кислотники все были частными, они принадлежали не железной дороге, а конкретным компаниям, и изначально какой-либо буквой их класс не обозначался. На первой информационной табличке указывался только номер вагона (всегда начинался с цифры 5) и прописная буква [p] в квадратике, говорившая о том, что вагон частный. Также указывался город "прописки" вагона. На второй информационной табличке было указано название компании и её конкретное предприятие, которому принадлежит вагон.

В восточногерманском Deutsche Reichsbahn кислотники, по крайней мере с 1951 года, обозначались заглавной буквой Z (Zisternenwagen), номера начинались с цифры 53; также была маркировка Zik, номера начинались с цифры 50; после 1964 года повсеместно стала вводится маркировка Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC), и такие вагоны в соостветствии с ней обозначались ещё и двенадцатиразрядным номером, а также буквами Uhk (U - специально разработанные вагоны; h - для жидких или газообразных продуктов; k - двухосные, ограничение нагрузки до 20 тонн).

После изобретения кислотоустойчивых сталей кислотники стали заменять на вагоны-цистерны. Но они по-прежнему в какой-то мере использовались, поскольку новые материалы были слишком дорогими и не для всех доступными. Последние вагоны служили в Deutsche Bundesbahn до 1970-х годов, а в ГДР (Deutsche Reichsbahn) кислотники эксплуатировались дольше, чем на западе, аж до 1989 - 1990 годов!

Первые модели вагона-кислотника от Piko были представлены на Лейпцигской осенней ярмарке в 1964 году. Затем они выпускадись с самой разнообразной маркировкой, не только западно- или восточногерманской (для железных дорог Автрии, Нидерландов, Дании, Польши и так далее). После какое-то время они не выпускались фирмой, но теперь снова есть в каталоге.

Это Sauretopfwagen (артикул 54257), относящийся к III эпохе и принадлежащий Deutsche Bundesbahn.

А также Sauretopfwagen Uhk6716 (артикул 54926), относящийся к IV эпохе и принадлежащий Deutsche Reichsbahn. Обе модели имеют одинаковые технические характеристики.

Длина - 112 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления



Обзор немецких открытых товарных вагонов в формате pdf (на немецком языке)