Вагоны: цистерна емкостью 30 кубометров c тормозной будкой, Leichtbau-Kesselwagen, Uerdingen (Shell)

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции: цистерны, имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Но ни DB (Deutsche Reichsbahn), ни DRG (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft), ни другие железнодорожные компании не имели и не имеют собственных вагонов-цистерн. Все они, как правило, принадлежат непосредственно производителям того, что в них перевозится; в данном случае речь идет о нефтепродуктах и компании Shell.

Группа Royal Dutch Shell Group была создана в 1907 году путём объединения голландской Royal Dutch Petroleum Company (Koninklijke Nederlandse Petroleum Maatschappij) и британской The Shell Transport And Trading Company Ltd. Для того, чтобы конкурировать на мировом рынке с американской компанией Standard Oil.

Наименование логотип Shell в виде красно-желтой ракушки - всё это пришло ещё из 1833 года, когда один английский купец открыл магазинчик с экзотическими вещами в Лондоне, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски "shell"). В 1891 году сын того купца, Маркус Сэмюэль, наладил транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Ближний Восток. В 1897 году в Англии была зарегистрирована компания The Shell Transport And Trading Company Ltd. Параллельно, в Голландии The Royal Dutch Petroleum Company существовала с 1890 года.

Объединенная группа Royal Dutch Shell Group во время первой мировой войны обеспечивала британскую армию топливом и взрывчатыми веществами. Немцы приложили немало усилий для того, чтобы "прикончить" вражескую компанию и, войдя в Румынию, уничтожили значительную часть ее производственных мощностей.

С другой стороны, Royal Dutch (Shell) формально присутствует и в Германии уже с 1902 года. Долгое время - в виде дочерней Rhenania-Ossag Mineralolwerke AG! Которая вовсю обеспечивала горюче-смазочными материалами вермахт... Во времена Третьего Рейха, а именно - годы второй мировой войны, экономика стояла на службе, прежде всего, военных интересов. Примерно с 1939 года вся продажа топлива была централизована и для каждого "игрока" рынка были определены квоты по его производству. При этом все виды топлива были стандартизированы и не отмечались разными торговыми марками. Больше не было "бензина Shell". Грубо говоря, в Германии остался только один вид бензина - просто бензин, и всё!

Несмотря на заслуги Rhenania-Ossag Mineralolwerke AG перед Рейхом, во время второй мировой войны её "материнской" компании Shell снова досталось - например, немцы захватили в 1940 году её штаб-квартиру в Дании, в Копенгагене, и там расположилось местное Гестапо...

В условиях войны немцы вынуждены были перейти к постройке железнодорожных вагонов особого военного типа с максимально облегчённой конструкцией - просто с целью экономии материалов. Этот проект немецких железных дорог Deutschen Reichsbahn коснулся и производства цистерн. Ведь по мере того как с 1939 года Германия втянулась в полномасштабную войну, необходимость поставок топлива на фронт постоянно возрастала - а старые цистерны неумолимо ветшали и не устраивали своим небольшим объемом.

К началу 1940-х годов было разработано несколько прототипов так называемых "легких цистерн", рассчитанных на максимальную экономию материала при их производстве (ELK, Einheits-Leicht-Kesselwagen или Leichtbau-Kesselwagen, универсальные легкие вагоны-цистерны). Часть прототипов была отвергнута, так как они были хоть и "экономичными", но уж слишком - из-за уменьшенной длины у них была превышена допустимая нагрузка на погонный метр...

Только два типа было решено производить в массовом порядке. Создание этих прототипов легких цистерн, как двух, так и четырехосных, завершили к началу 1941 года предприятия Westwaggon в районе Кёльна, Дойтц (Koln-Deutz) и Waggonfabrik Uerdingen AG в городе Юрдинген. Они были названы по имени заводов-разработчиков - "Дойтц" (Deutz) и "Юрдинген" (Uerdingen).

Westwaggon (United Westdeutsche Waggonfabriken AG) - немецкий производитель вагонов и трамваев, работавший под другим названием с 1845 года, с 1927 года после ряда слияний и объединений стал базироваться в Кёльне и именоваться Westwagon.

Waggonfabrik Uerdingen AG, существует в городе Юрдинген с 1898 года, с 1981 года стала называться Duewag AG, с 1989 года ее купил Siemens. Изначально строила всякий там городской рельсовый транспорт и прочие трамваи - железнодорожные вагоны начали выпускать после слияния с Dusseldorfer Waggonfabrik в 1935 году.

Для обоих типов была характерна экономная конструкция без тяжелой рамы (сварной танк, или котёл цистерны, использовался в качестве несущей конструкции, к нему всё и крепилось). Те части цистерны, которые не были абсолютно необходимы для её функционирования, были ликвидированы. Например, даже часть железных табличек с указанием маркировки и приписки, была уменьшена или ликвидирована - надписи стали наносить на танк цистерны. Трап у люка расположен вдоль котла, к нему идет одна лесенка. Надо сказать что многие разработанные тогда меры по облегчению конструкции и экономии материалов при создании цистерн применяются и сегодня.

"Дойтц" отличали приваренные к котлу на концах вагона стальные листы особой формы, к которым крепились буферные брусы. У "Юрдинген" гнутые стальные полосы были приварены по всей длине котла, имитируя раму - впрочем, это несколько усиливало конструкцию. Почти для всех цистерн "Юрдинген", выпущенных с 1941 до 1943 года общими были объём (300 гектолитров, или 30 кубических метров), колесная база (4,5 метра) и длина по буферам (8,72 метра), диаметр котла (2,5 метра), длина котла (6 метров).

Затем на разных заводах в разных частях Рейха было запущено серийное производство... До 1943 года было построено для разных компаний и на разных предприятиях 5700 легких цистерн образца Deutzer и Uerdinger объемом 30 кубических метров. В случае с цистернами данного вида речь шла - как будто - в основном о снабжении Кригсмарине (ВМФ). Но очевидно, что такие цистерны использовались очень широко, в том числе и для транспортировки ГСМ в Пеннемюнде - это был ракетный центр Третьего Рейха на северо-востоке Германии.

С 1943 года и до конца войны большинство цистерн единого типа ELK строилось уже с уменьшенным объёмом - 24 кубических метра. Использовался только прототип "Юрдинген".

К концу войны было сделано 1740 цистерн всех видов, и они обслуживали все рода войск. После войны большая часть цистерн перешла к вновь созданной в 1951 году компании VTG, а затем и к более мелким компаниям; также военные цистерны единого типа ELK с тех пор долгие годы можно было встретить не только на железных дорогах Европы, но и в России.

После войны Shell также снова появилась на землях бывшего Третьего Рейха. В 1947 году Rhenania-Ossag Mineralolwerke AG, у которой рыльце было в пушку, переименовали в Deutsche Shell AG. Штаб-квартира ее находилась в Гамбурге.

И у них - как и у прочих немецких производителей - имелись свои собстенные 30-кубовые цистерны, хоть и не очень много. Построены они были по стандартному "военному" дизайну "Юрдинген". Известно, что в 1949 году завод Waggonfabrik Uerdingen поставил 16 вагонов в гамбургские компании, из них пять - для Deutsche Shell AG. Они отличались, помимо прочего, наличием тормозной будки и были оборудованы подогревом (подогрев позволяет поддерживать необходимую температуру перевозимых грузов и с помощью него осуществляется быстрая и качественная разгрузка вязких субстанций). Цистерны Waggonfabrik Uerdingen "служили" в различных компаниях на территории Германии аж до 1993 года...

Не удивительно, что было выпущено достаточно моделей таких цистерн разными производителями, главным образом - в типоразмере H0 (1:87, 16.5 мм). Класикой считаются реплики "дизайна Uerdinger" от австрийской фирмы Клейн-Моделлбан (KMB, Klein Modellbahn), выпущенные уже много лет назад. Только в маркировке у них была путаница. Они указывали объём котла 24 кубических метра вместо 30... Модели Roco впоследствии были сделаны не хуже, но ошибка была исправлена. Такие цистерны выпускали Marklin, Trix, Brawa, Liliput и другие... Они есть в разных цветах и в многочисленных вариантах маркировки, принимая во внимание тот факт, что цистерны такого типа после войны эксплуатировались во всех европейских странах. Основные принципы дизайна моделей легких цистерн мало изменяются.

Piko производили модель цистерны с тормозной будкой давно, еще в 80-е года прошлого века (артикул 5/6408-027). Нынче такой в ассортименте компании уже нет. Двухосных моделей с тормозной будкой нет вовсе, да и вагонов Shell нет в принципе. Так что это уже раритет!

Итак, вот некоторые сведения о модели Piko Kesselwagen mit Bremserhaus (артикул 5/6408-027):
Эпоха - III
Принадлежность - DB
Длина - 104 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления

Это будто бы довольно точная копия двухосного прототипа "Юрдинген" с тормозной будкой выпуска 1949 года, железобетонно третья (III) немецкая эпоха (эра). На моделях 5/6408-027 на одной из двух информационных табличек указана грузоподъемность А = 22,0 т, В и С = 24,0 т. ндпись "Ladegut Brennbare Fluessigkeiten" означает - "Груз: лекговоспламеняющиеся продукты".

Обычные вагоны, которые были собственностью рейхсбана, обозначались названием города и номером (от 3 до 5 знаков). Цистерны же принадлежали другим собственникам, имели 6-значный номер и обозначение P в квадре (privat). Что мы и видим - 583 439 [P]. Принадлежность - западногерманский DB (Deutsche Bundesbahn). Ну, еще бы - ведь цистерна эта собственность тамошней компании Shell, о чем свидетельствует логотип и желто-красная схема окраски. О собственнике вещают и сведения на второй табличке, где можно видеть еще и полное название фирмы с указанием города, где расположена её дирекция (штаб-квартира). Например, Deutsche Shell Aktiengesellschaft Hamburg. Кстати, приписка вагона и город, где расположена дирекция фирмы - не всегда одно и то же! Но в данном случае сведения о приписке разглядеть не удается - там, где должно было быть написано название вокзала приписки, фактически просто бедая полоса, всё слилось из-за чрезвычайно мелкого размера шрифта надписи (все-таки технологии в 80-е годы были еще не так совершенны). И еще надпись "RIV", означающая соответствие вагона международным нормам R.I.V. (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году; c 2006 года его заменило новое соглашение Allgemeine Vertrag fur die Verwendung von Guterwagen, AVV - но при этом обозначения RIV все еще не упразднены и присутствуют на вагонах). На "раме" указан исторически правильный объем котла 30 кубометров. И колёсная база - 4,5 метра.

Вроде бы всё нормально, но как и с другими такими же моделями вагонов типа "Юрдинген" несколько подводят фактические размеры модели. Диаметр котла 32,2 мм, длина по буферам 104 мм, длина котла 71,5 мм. Что соответствует длине по буферам 9,1 метра и объему котла 36 метров кубических у возможного прототипа. А должно быть, как указано выше, объём 30 кубических метров и длина по буферам 8,72 метра!

Конечно, в послевоенное время "Юрдинген" разработал похожие цистерны с объёмом и 36 (в 1959 году), и даже 40 (в 1962 году) метров кубических. Но внешний вид их несколько отличается от того, что мы видим у Piko.

Так что можно сказать, что пиковская цистерна сделана всё-таки "по мотивам" военного дизайна "Юрдинген", а по техническим параметрам более-менее соответствует одному из его послевоенных варинтов. С одной стороны, это сделано для того, чтобы без зазрения совести без переделок, изменяя маркировку и цвета, легко изменять принадлежность модели. С коммерческой точки зрения - оправдано, учитывая невысокую стоимость образца.

С другой стороны - Piko фирма восточногерманская, это бывшая ГДР. И им особенно не с руки было услышать со стороны, скажем, "большого брата" упреки в пропаганде технических достижений Третьего Рейха. И тот факт, что такие цистерны начали делать во время войны, они пострались "замылить" с некоторой для себя выгодой.

Обзор реальных прототипов и моделей немецких цистерн в формате pdf (на немецком языке)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...