Локомотивы: электровоз CC 7100 SNCF
Страна постройки: Франция
Завод: Alsthom
Годы постройки: 1952 — 1955
Всего построено: для Франции 58; для других стан - Испания (136), Китай (66), СССР (50), Нидерланды (15), Марокко (15)
Диапазон номеров для Франции: 7101 - 7158
Тип: грузовой, пассажирский
Тип питания: электрический
Род тока и напряжение в контактной сети: постоянный 1500 В
Осевая формула: Co'Co'
Служебная масса: 107 т (7101–7143) 106 т (7144–7158)
Длина локомотива: 18,922 м
Ширина: 2,968 м
Высота: 4,195 м
Диаметр колёс: 1250 мм
Ширина колеи: 1435 мм
Пантографы: 2 (типа G)
Колесная база тележки: 4,845 м
Количество тяговых двигателей: 6 двигателей типа TA621B/ TA621C
Непрерывная мощность: 3490 кВт 4680 л.с. (7101-7143) 3240 кВт (7144–7158) (4680 л.с.)
Максимальная скорость: 140 км/ч (первоначально 150 км/ч)
Период эксплуатации во Франции: 1952 — 2001
Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.
CC 7100 — французский пассажирский шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся заводами Alstom с 1952 по 1955 годы. Электровозы CC 7100 стали первыми в стране электровозами, которые эксплуатировались со скоростями выше 100 км/ч. Электровозы серии получили известность в связи с установлением рекорда скорости, который продержался полвека — 331 км/ч. CC 7100 означает: CC - имеет трёхосные тележки, 71 - серия, 00 - порядковый номер. Построено 58 электровозов. CC 7100 в первую очередь он предназначался для магистрали из Парижа в Лион, полная электрификация которой была завершена в 1952 году. Этот электровоз был одним из самых популярных и универсальных локомотивов французских железных дорог. Также было построено несколько локомотивов для зарубежных железных дорог.
Уже с момента своего создания в 1938 году Французская национальная железнодорожная компания (SNCF) планировала электрификацию линии Париж-Лион, но начало второй мировой войны заморозило этот проект. Он был возобновлен в 1942 году уже под эгидой немцев, а компания SNCF объявила своеобразный конкурс на постройку прототипов скоростных локомотивов.
После войны понадобились локомотивы, способные на буксировку 850-тонных поездов со скоростью 150 км/ч по уклону 2‰ и со скоростью 115 км/ч по уклону 8‰. Нагрузка на ось не должна превышать 22 тонны, чтобы не повредить пути. Таковы были технические условия.
Среди фирм, откликнувшихся на этот призыв, Alsthom озадачились созданием мощного, но легкого локомотива, массой порядка ста тонн, оснащенного двумя тележками по три оси в каждой (тип CC), все ведущие. Такая конструкция снижает разрушающее воздействие локомотива на пути, в то же время формула CC способствует большей устойчивости локомотива на изгибах путей, что поволяет развивать высокую скорость; более плотной сцепление снижает риск проскальзывания при трогании с места и позволяет увеличить вес буксируемого груза.
В итоге SNCF заказала у Alsthom 20 декабря 1946 года два прототипа на основе проекта CC, которые были зарегистрированы как CC 7001 и CC 7002. CC 7001 и 7002 стали прототипами будущей серии, сочетая в себе достаточную скорость и отличную силу тяги. ОНи были переданы заказчику в мае и декабре 1949 года и были списаны только в 1994 году (CC 7001) и в 2000 году (CC 7002).
Для упрощения снабжения запчастями в конструкции СС 71001 и 7002 максимально используется оборудование, в частности электрическое, уже установленное на более ранней серии ВВ 8100. Длина электровоза - 18,830 метра (без буферов). Центральное помещение с оборудованием ограничено с обоих концов двумя кабинами водителя; помещение освещается с каждой стороны четырьмя круглыми иллюминаторами, как на BB 8100 и 2D2 9100. Люк в крыше, состоящий из трех частей, позволяет устанавливать и снимать оборудование. В кабинах у водителя было не сиденье, а нечто напоминающее мотоциклетное седло, позднее замененное откидным сиденьем, закрепленным на стене кабины.
Оси двух тележек не равноудалены, средняя ось немного смещена к концу локомотива. Каждая ось приводится в движение двигателем ТА 621 А с принудительным охлаждением через двустороннюю трансмиссию. Электровозы имели передачу вращающего момента от тягового электродвигателя к колёсным парам через полый вал. Двигатель развивает мощность, намного превышающую мощность двигателей у предшественников. Тележки соединены с кузовом оригинальной двухшарнирной системой, которая помогает локомотиву проходить повороты и улучшает сцепление с путями.
Автором внешнего вида CC 7100 стал известный французский дизайнер Пол Арзен (Paul Arzens). Скорее всего, еще в 1944 году Арзенс неофициально уже работал над проектом оформления локомотива. Но только в 1948 году Alsthom официально поручила ему разработать ливрею для CC 7001, строительство которого завершалось в Белфорте. Это был первый локомотив, который он разработал для SNCF. Корпус окрашен в темно-зеленый цвет в нижней части, светло-зеленый в верхней части, с "поясом", сочетающим металлическую и синюю краску. За исключением нескольких нюансов, эта ливрея воспроизводится на всей серии CC 7100 и не менялась на протяжении многих лет.
Еще до того, как он был завершен, CC 7001, оснащенный только механическим оборудованием и балластом, эквивалентным его электрическому оборудованию, провел пробные рейсы между Парижем-Аустерлицем и Туром, буксируемый 2D2 5500, чтобы проверить его ход. Эти испытания проходили весной 1948 года и прототип прошел почти 10.000 км на скорости до 160 км/ч. Полностью оборудованный, он был доставлен в SNCF в мае 1949 года и начал серию испытаний на линии между Парижем и Бордо с максимальной скоростью 180 км/ч.
CC 7002 был поставлен в начале ноября 1949 года. После короткого испытательного периода он начал курсировать 21 числа каждого месяца во главе пассажирских поездов Париж - Бордо. В начале 1950 года к нему присоединился на той же линии CC 7001, затем в 1951 году оба прототипа были отправлены на линию Париж - Тулуза. В июне 1959 года CC 7001 и в июне 1960 года CC 7002 подверглись техническим модификациям, которые привели их в соответствие с серией CC 7100. По мере эксплуатации прототипов их максимальная скорость была сперва увеличена до 160 км/ч в 1973 году, затем в 1975 году, напротив, ограничена до 140 км/ч. Оба прошли капитальный ремонт в 1987 (7001) и 1993 (7002) годах, что позволило им продолжать службу во главе грузовых поездов. Модель CC 7001 была списана в 1994 году с пробегом 9 569 904 км, CC 7002 - в декабре 2000 года с пробегом 9 693 377 км.
Что же касается массового выпуска, то лишь после трехлетнего испытательного периода начались серийные поставки. Серия создана на основе упомянутых выше двух экспериментальных CC 7001 и 7002. Опытные электровозы имели мощность 2942 кВт, серийные — 3490 кВт. Первоначально SNCF заказала у Alsthom и Fives-Lille/CEM 43 экземпляра серии CC 7100. Они были поставлены в период с 1952 по 1954 год. Затем в период с 1954 по 1955 год было получено пятнадцать дополнительных локомотивов. С начала 1950-х годов тележки прототипов были заменены.
В 1970-х - 1980-х все CC 7100 прошли ремонт в ходе которого были изменены некоторые детали их внешнего вида, в том числе уменьшена "юбка", заменены лобовые стёкла, убраны угловые огни и поставлены красные возле фар. "Юбки" уменьшили для облегчения обслуживания тележек. Мощность была увеличена с 2942 кВт до примерно 3490 кВт по сравнению с двумя испытательными локомотивами.
Вместе с серией 2D2 9100 они таскали экспрессы на магистрали Париж-Лион, причем летом 1954 года уже курсировали три рейсовых поезда со средней скоростью 124 км/ч.
Шесть машин были оснащены контактными башмаками для маршрута из Куло в Модан в туннеле Мон-Сени, который в то время все ещё был оборудован контактными рельсами - CC 7124, 7128, 7133, 7135, 7138 и 7140, они были оборудованы таким образом в октябре 1959 года и возвращены к обычному виду в 1976 году.
Класс CC 7100 был первым высокоскоростным локомотивом SNCF, в котором все оси были моторизованными, то есть с приводными тележками, а не с жесткой рамой. При поставке с завода их максимальная скорость составляла 150 километров в час. Но это был не предел!
В 1950-х годах SNCF проводило исследования высокоскоростного железнодорожного сообщения и электровозы CC 7100 привлекли её тем, что конструкция их тягового привода позволяла развивать скорость куда выше конструкционной, в том числе выше 200 км/ч. Эти исследования позже позволили пустить скоростной проезд "Мистраль", имеющий максимальную скорость до 200 км/ч, а также легли в основу проекта будущего TGV.
21 февраля 1954 года на участке Дижон — Бон сети PLM электровоз CC 7121 развил скорость 243 км/ч, что стало мировым рекордом. С этого момента Франция забрала себе Голубую железнодорожную ленту. Ночью 28 / 29 марта 1955 года электровозы CC 7107 и BB 9004 на участке Бордо — Андай с составом из 3 пассажирских вагонов достигли скорости 331 км/ч (для этого в контактной сети было увеличено напряжение с 1500 В до 1900 В), после чего у CC 7107 расплавился токоприёмник. Поезд состоял из трех пассажирских вагонов типа DEV 1946 года выпуска, которые были достаточно обтекаемыми, чтобы обеспечить низкое сопротивление на высокой скорости. Тем не менее, был установлен очередной мировой рекорд скорости для поездов, который был превзойдён лишь в 1981 году французским же электропоездом TGV Sud-Est.
Помимо рекорда скорости для поездов, электровозы CC 7107 и BB 9004 установили ещё один рекорд скорости — самые быстрые электровозы. И хотя рекорды для поездов были неоднократно биты, это достижение ещё долго оставалось недостигнутым, вплоть до того, что в 2005 году даже отмечалось 50-летие памятного заезда! Лишь 2 сентября 2006 года этот рекорд побил немецкий электровоз Siemens Taurus № 1216 050 сети OBB, который разогнался до скорости 357 км/ч.
"Рекордсмен" CC 7107 потом работал на линиях и в 1989 году, к 150-летию NS, был направлен в Нидерланды на выставку в Утрехте. С действующей службы он был выведен в 1999 году, но сохранен. Вместе с другим рекордсменом BB 9004, CC 7107 был отбуксирован в Германию в 2006 году, чтобы просто "присутствовать" на рекордном пробеге Taurus № 1216 050.
Созданные на базе конструкции CC 7100 электровозы (в том числе и переменного тока) завод затем поставлял в разные страны мира, в том числе в Испанию (136 штук, серия 7600), Нидерланды (16 штук), Марокко (15 штук), СССР (серия Ф, 50 штук) и Китай (1-я партия — серия 6Y2, 25 штук; 2-я партия — серия 6G, 40 штук).
Появление более скоростных электровозов BB 9200 привело к тому, что CC 7100 стали обслуживать грузовые поезда. Появившиеся в начале 2000-х электровозы BB 27000 окончательно вывели из эксплуатации остававшиеся к тому времени в строю пять электровозов CC 7100, которые проработали без малого полвека! CC7102, 7105, 7110, 7126 и 7140 продолжали работать в Лионе, Дижоне, Мирамас и Нарбонна на легких работах в компании Fret SNCF. Они завершили свою карьеру в Fret SNCF 28 декабря 2001 года.
В настоящее время сохранились лишь 5 машин: CC 7102 (поддерживается в рабочем состоянии) и CC 7106, оба экземпляра находятся в Амберьё; CC 7107 на территории вокзала Мюлуз; CC 7121 в Мирамасе; CC 7140 в Брей-сюр-Руайя.
Этот локомотив был воспроизведен в HO фирмами Gerard-TAB, Hornby, Rivarossi, Electrotren, Jouef, Piko, Lima и REE 3Modeles.
В России известен благодаря модели ГДР-овской модели Piko с маркировкой SNCF CC - 7001. Модель раритетная, 60-х годов прошлого века (Piko 5121/5/20). Модель имела 2 мотора (по одному на каждой телеге), в свою очередь из трех осей на каждой телеге 2 были ведущие, а 1 колесная пара, средняя, вращалась свободно. Свет белый, переключался по ходу движения. Образец модели электровоза III эпохи, принадлежность французская - SNCF.
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...