Локомотивы: электровоз DR Class E 11 / Class 211 / DBAG Class 109

Предназначение: главным образом пассажирский локомотив
Производитель: LEW Hennigsdorf
Годы постройки: 1961–1963, 1970–1976
Количество: 96
Осевая формула: Bo-Bo
Ширина колеи: 1,435 мм
Диаметр колеса: 1,350 мм
Колёсная база: 11,300 мм
Длина по буферам: 16,260 мм
Ширина: 3,050 мм
Вес: 82.5 тонн
Элетроснабжение: 15 kV 16 Hz переменного тока
Скорость: 120 км/ч

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

Начиная с 1955 года была восстановлена электрификация в регионе Лейпциг-Халле. Вскоре стало очевидно, что машин предвоенной постройки, многие из которых были угнаны после войны в СССР, а потом были возвращены в весьма плачевном состоянии, недостаточно для обеспечения растущих объемов перевозок. Было решено не возвращаться к испытанной довоенной конструкции капотников (серии Е44, Е94), а разработать новые типы электровозов с цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки. Результатом явилось появление локомотивов Е11 и Е42, предназначавшихся соответственно для пассажирской и грузовой службы. Машины обеих серий имели идентичную конструкцию и внешний вид и различались передаточным отношением трансмиссий и наличием у Е11 возможности электроотопления вагонов поезда. Из-за грубых очертаний электровозы получили прозвище "Der Holzroller" - "брусок (полено) на колесах". С начала шестидесятых годов электровозы этих серий курсировали почти на всех электрифицированных участках железных дорог ГДР (DR).

Электровоз серии E 11 (с 1970 года - 211; в Deutsche Bahn - 109) был первым электровозом, полностью разработанными в социалистической ГДР. Локомотивы имеют осевую формулу Bo-Bo и выходную мощность 2920 кВт (3916 л.с.).

E 11 (BR 211) предназначался, прежде всего, для пассажирских и пригородных поездов. С максимальной скоростью в 120 км/ч и нагрузкой в 600 тонн, локомотивы серии 211 весом в 82,5 тонны полностью соответствовали требованиям железнодорожного транспорта в ГДР. Локомотивы этой серии могли тянуть не только 565-тонные пассажирские экспрессы со скоростью 120 км/ч, но также и 1700-тонные грузовые составы со скоростью 80 км/ч.

Рама тележки представляет собой сварную конструкцию из полых балок листовой стали коробчатого сечения. Тележки были построены по лицензии Skoda, сама конструкция основана на лицензии SLM Winterthur. Тяговые двигатели подвешены по опорно-осевому принципу. Позже планировалось перейти на опорно-рамное подвешивание с приводом компании LEW, но его протестировали только на одной машине. Поворотные тележки соединены между собой специальной муфтой, а основная рама представляет собой сварную конструкцию. Напольные листы в кабине машиниста и машинном отделении внесены в конструкцию как несущие элементы. Кузов — сварная стальная конструкция, приваренная к основной раме локомотива. Тормозной механизм состоит из воздушного тормоза Вестингауза с дополнительным тормозом K-GPR mZ (старое обозначение Kssbr m.Z.) и стояночным тормозом. Пантографы имели две токосъёмные накладки. Такой тип токосъёмника также использовался на электровозах серии E4, E44 и E94, эксплуатируемыми Deutsche Reichsbahn.

Первые два предсерийных локомотива вступили в строй в январе 1961 года. После испытания в 1961 году этих двух прототипов (E 11 001 и 002), с 1962 года компания Deutsche Reichsbahn (DR) в больших количествах начала заказывать электровозы у предприятия Lokomotivbau Elektrotechnische Werke Hans Beimler Hennigsdorf. Первая серия была сдана в эксплуатацию в мае 1962 года. E 11 003 - 042 были поставлены в течение 1963 года.

Их передали в депо города Лейпциг, Галле, Вайсенфельс и Эрфурт, а также на короткое время Биттерфельд и Цвиккау. В течение всего периода строительства локомотивов этой серии их конструкция претерпела множество изменений, некоторые из них отличались до невозможности. Электровозы E 11 001 и 002 отличались четырьмя двойными горизонтальными вентиляционными решётками на каждой стороне локомотива, но начиная с E11 003 решётки вентиляторов располагались уже вертикально.

Начиная с 211 043, в связи с продолжительным простоем в поставке, во время которого была построена лишь машина E 42/242, принципиально изменился внешний вид. В раму локомотива были добавлены рёбра жёсткости и фартук над буферным брусом, вместо четырёх двойных вентиляционных решёток на каждой стороне теперь стало по шесть одинарных.

Начиная с электровоза серии 211 057, локомотивы выпускались со стяжными ящиками для установки автосцепки, из-за чего немного увеличилась длина буфера.

Первоначально локомотивы имели классический окрас всех электровозов DR — тёмно-зелёный кузов, чёрная рама и красные тележки. В начале 1970-х годов, после нескольких испытаний с краской, кузов и рама приобрели бордовый окрас с декоративной линией цвета слоновой кости, а тележки электровоза — серый. Все изменения коснулись и локомотивов класса 242 примерно в то же время.

Три машины серии Е11 были оборудованы маршрутными указателями, имели особую окраску и использовались для пригородного сообщения в регионе Лейпциг-Халле с составами из вагонов серии Е5 или двухэтажных сцепов.

С 1970 года класс E 11 был обозначен как класс 211.

Локомотив E 11 004 был сильно поврежден при ударе сзади 29 августа 1969 года. Производитель LEW Hennigsdorf восстановил его и когда он был снова введен в эксплуатацию, ему был присвоен новый номер 211 056.

С самого начала машины были оснащены разъёмами для создания СМЕ (Система Многих Единиц) и управления локомотивом по средством головного вагона (на одном конце поезда находится локомотив, на другом — головной вагон, при помощи которого можно дистанционно управлять локомотивом). Соединительные разъёмы для СМЕ находятся под буферными фонарями, а кабели со штекерами и соединительными гнёздами для дистанционного управления электровозом — под буферами. С 1970 года, начиная с машины 211 043 у электровозов уже отсутствовала такая система.

Строительство возобновлялось до 1976 года, когда было построено 95 локомотивов, а один локомотив был перестроен и перенумерован после железнодорожной аварии, в результате чего общее количество локомотивов достигло 96. E 11 096 был построен в январе 1977 года.

В 1980-х годах из-за возросших нагрузок на поезда несколько локомотивов снова наделили вохможностями работы в СМЕ (Система Многих Единиц) и впоследствии переименовали в подсерию 211.8.

В период с 1985 по 1991 год 22 локомотива были переоборудованы в класс 242 для удовлетворения спроса на грузовые перевозки. На 1 января 1991 года у Deutschen Reichsbahn насчитывалось только 69 локомотивов серии 211, рстальные выводились из эксплуатации. К тому времени их уже в значительной степени вытеснили более современные локомотивы DR-Baureihe 243.

После объединения Германии некоторые из оставшихся в Deutschen Reichsbahn локомотивов были приняты DB AG с 1992 года под маркировкой BR 109/ BR 142. Но ненадолго. В 1998 году депо города Галле вывело из эксплуатации последние четыре локомотива. Deutsche Bahn отозвала свой последний бывший локомотив E 11, теперь обозначенный как класс 109, в мае 1998 года. E 11 001 (211 001-3) по сей день находится в железнодорожном музее Галле.

Ещё сегодня некоторые машины этой серии активно используются, например, Пригнитцким обществом железных дорог (PEG); а специально подготовленный локомотив был выкуплен компанией CIWL и водит Восточный Экспресс через альпийские перевалы. В 2010 году несколько локомотивов этой серии перешли в частные немецкие железнодорожные компании. Например, 109 084 (109-1), 109 013 (109-2) и 109 073 (109-3) ушли в организацию Georg Verkehrsorganisation (GVG) и курсируют с пассажирскими составами между Берлином и городом Зассниц (Королевская линия). Электровозы 109 028 и 109 030 занимаются перевозкой грузовых составов и принадлежат железнодорожной компании Eisenbahngesellschaft Potsdam (EGP).

Почтовая марка с изображением этого электровоза (211 200-3) была выпущена в ГДР Deutsche Post 22 мая 1973 года.

Несколько фирм выпускали модели типоразмера HO этого электровоза, например, Brawa и Piko.

В наших краях давно и хорошо известны две версии от Piko/VEB, выпускавшиеся еще с 70-х годов. Один в зелёной ливрее E 11 - 022 (артикул 5/6205/000), другой в красной E 11 - 035-1. Модели имели две двухосные телеги, на каждой был установлен собственный двигатель и привод был осуществлён на обе оси. Это обеспечивало удивительную мощь. Была реализована возможность токосъема от пантографов, белый свет по ходу движения (лампы). Буфера были резиновые. Принадлежность обоих моделей DR, эпоха III (третья).

Были у Piko и современные версии модели. Например, модель с аналоговым управлением (артикул 51038). Принадлежность DR, Германия. Эпоха IV. Свет по направлению движения. Длина локомотива - 18.8 см, радиус поворота - 358 мм

Современные модели Brawa электровоза E11 033 выпускаются в аналоговом (43114) и цифровом варианте (43116) со звуком. Модель оборудована светом (белый/красный) по направлению движения, а также подсветкой кабины. Мотор - с маховиком, металлическая рама. Разъем Plux 22 и NEM-шахты.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...