Локомотивы: электровоз E 40 / BR 140 (139) DB

Производитель: Krupp, Henschel, Siemens, Krauss-Maffei, AEG, BBC
Год постройки: 1957 – 1973
Всего построено: 879 штук
Нумерация: 140 001 - 140 879; еще восемнадцать локомотивов были преобразованы из класса 110
Колея: 1435 мм
Диаметр колеса: 1250 мм
Осевая формула: Bo'Bo'
Нагрузка на ось: 20,8 тонн
Масса: 83 тонн
Длина: 16,49 м
Высота: 4495 мм
Ширина: 3060 мм
Ток: 15 кВ АС 16,7 Гц Контактная сеть
Тяговые двигатели: 4
Мощность: 5000 л/с
Максимальная скорость: 100 км/ч
Системы безопасности: Sifa, PZB
Тормоз: пневматический тормоз Knorr; на подклассе 139 устанавливался также электрический тормоз

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

В 1950-х годах Deutschen Bundesbahn проводила масштабную модернизацию своего подвижного состава, включавшую в себя разработку двух типов стандартных электровозов: грузового и пассажирского. Но двух типов оказалось недостаточно для покрытия всех потребностей, поэтому программа разработки электровозов Einheits-Elektrolokomotiven была разделена на четыре направления: локомотив для обычных пассажирских поездов (класс E 41), локомотив для скоростных поездов (класс E 10), локомотив для грузовых поездов класса E 40 и тяжелый грузовой локомотив (класс Е 50). Они имели схожую конструкцию и по возможности унифицированы. Эти восьмиколесные (UIC: Bo'Bo') электровозы были преемниками класса Е 44. Новой особенностью было то, что машинист сидел, тогда как раньше ему приходилось стоять! Ну, и кузов без капота... Основной сферой применения был и остается грузовой транспорт. До рубежа тысячелетий каждый второй товарный поезд тянул E 40 (BR 140).

Кузова и ходовую часть делали Henschel, Krauss-Maffei и Krupp, а электрикой занимались AEG, BBC и Siemens.

Е 40 предназначался для обычной грузовой работы и очень похож на Е 10.1. Электрические части обеих электровозов были одинаковы, но Е 40 не имел реостатного тормоза, но за счёт изменения передаточных чисел имел большее тяговое усилие при меньшей скорости. Сначала она составляла 100 км/ч, в июне 1969 года она была увеличена до 110 км/ч, чтобы ускорить поезда и иметь возможность лучше использовать локомотивы для пассажирских перевозок. Локомотив имел 28-скоростной контроллер и систему безопасного движения. Пантографы - типа DBS 54a, трансформаторы - трехполюсные с масляным охлаждением.

Локомотив имеет стальную раму. Каждая ось тележек приводится в движение электродвигателем. Тележки серии Е 40 имели сварную конструкцию, кузова сварные и существенно отличаются только длиной и расположением боковых окон и вентиляторных решеток. Основной тормоз - пневматический тормоз типа Knorr, вспомогательный тормоз прямого действия используется для маневрирования. Тяговые двигатели 14-полюсные типа WB 372, использован привод от Siemens-Schuckertwerke (SSW), который отлично зарекомендовал себя в первом E 10.0. E 40 001–162 имели одинарные фары, все следующие локомотивы - двойные. То есть локомотивы с номерами E40 001 - 162 строились по одному образцу, локомотивы с номерами E40 163–308, E40 317–551, E40 564–710, 140 711–756 - уже несколько по другому.

Осенью 1952 года состоялся выезд первого локомотива E10 001 на заводе Krauss-Maffei и AEG в Мюнхене. После завершения испытаний в 1954 году DB были заказаны первые 43 серийных локомотива, к концу 1955 года уже было заказано 123 локомотива. Введены в эксплуатацию в 1955 году и предназначены для грузовых поездов. Нередко эти локомотивы использовались и для вождения пассажирских поездов, так как их скорости вполне было достаточно для второстепенных направлений. На равнине BR 140 может вести 2000-тонный грузовой поезд со скоростью 95 км/ч.

Локомотивы нумеровались в Deutsche Bundesbahn (DB) от E40 001 и так далее до 1968 года, после 1968 года нумерация была изменена на 140 001 - 879.

Стандартные локомотивы E40 подходили для использования в горах лишь в ограниченной степени из-за тормозных характеристик. Поэтому в 1959 году был построен 31 локомотив, оборудованный реостатным тормозом специально для работы на крутых трассах Эркрат - Хохдаль, Альтенхундем - Велшен-Эннест и Хеллентальбан. Первоначально эти электровозы были обозначены Е 40.11, а в 1968 году переименованы в BR 139. В начале 1990-х годов было построено несколько дополнительных единиц класса 139 путем реконструкции локомотивов класса 110 (139 177, 139 213, 139 260, 139 262, 139 283, 139 285, 139 287).

Двенадцать локомотивов (четыре 139.1 (139 131, 135–137) и все 139.3) также были модернизированы (как серия 140.8) и обеспечены оборудованием для двухтактной эксплуатации. Эти локомотивы с 14 июня 1961 года обозначались как E 40.11, это выглядело так: E 40 1131–1137, 1163–1166, 1309–1316 и 1552–1563. В 1968 году они были переведены в серию 139.

С 1975 по 1986 год все локомотивы класса 139 находились в депо Оффенбург. После DB переместила локомотивы сначала в Мангейм, а затем в период с 1991 по 1995 год в депо главного вокзала в Мюнхене, где они использовались, с одной стороны, в совместных проектах с серией 140, или перед грузовыми поездами в Австрию, где они багополучно преодолевали перевал Бреннер благодаря своим электрическим тормозам.

139 134 был преобразован в 110 511 в 1985 году в качестве замены 110 477, который был уничтожен в результате аварии в Грос-Кенигсдорфе 26 мая 1983 года. Позже (1993–1995) было построено еще восемнадцать 139-х локомотивов класса 110 с использованием тележек списанных 140-х, чтобы удовлетворить возросший спрос на грузовые локомотивы для крутых маршрутов. В 1994 году 139 563 вышел из строя после аварии. 1 марта 2002 года все локомотивы прибыли в мастерские Nurnberg Rbf.

Тогдашний владелец локомотивов, Railion Deutschland AG, в период с 2004 по 2007 год продал шесть единиц этой серии компании Lokomotion Gesellschaft fur Schienentraktion mbH. Это были 139 133, 139 177, 139 213, 139 260, 139 310 и 139 312. Все шесть локомотивов были окрашены в яркую черно-белую окраску и с тех пор получили название "Зебры". Их основной зоной ответственности по-прежнему остается движение по перевалу Бреннер.

Обычные Е 40 получили обозначение BR 140. BR 140 помогли Deutschen Bundesbahn осуществить переход от паровой тяги к электрической, работая повсеместно с грузовыми поездами.

Локомотивы построенные в поздние времена тоже несколько отличались внешне - это 140 757-879. Последним локомотивом был 140 879, запущенный в строй 17 августа 1973 года. Таким образом, всего было построено 879 единиц, что сделало его одним из самых распространённых электровозов Западной Германии, выполнявших основной объем грузоперевозок, но с середины 1990-х началось их списание.

Первый локомотив был выведен из эксплуатации в 1988 году из-за аварии (140 633). Первые целенаправленные списания произошли в 1993/94 году. В 2003 году в DB работало всего около 300 единиц этой серии. В 2004 году Railion Deutschland (ныне DB Cargo) решила больше не проводить доработку машин для собственных нужд. Состоялся первый плановый вывод из эксплуатации локомотивов 139, 136 и 139 139. Растущий объем грузоперевозок в Германии побудил Railion Deutschland AG возобновить работу небольшого количества локомотивов серии 140 в 2006 году. Однако спад грузовых перевозок после экономического кризиса с 2008 года снова привел к продолжению процесса вывода серии из эксплуатации.

В начале 2005 года истек срок ревизии еще трех локомотивов. Это были 139 214, 139 246 и 139 262. Хотя 139 214 был немедленно списан, два других прошли испытания и смогли продолжать работать до восьми лет. В январе 2014 года на вооружении DB находилось 49 единиц серии 140.

К 2010 году было около пятидесяти BR 139 и BR 140, но выполняли только грузовую работу в DB Cargo. В октябре 2016 года запланированное использование серии 140 в DB Cargo закончилось. С 4 октября 2016 года последний экземпляр 140 был списан и реконструирован. С тех пор у Deutsche Bahn больше нет локомотивов серии 140, которые используются регулярно и официально. Однако локомотивы по-прежнему используются в различных частных транспортных компаниях. Ряд локомотивов был перепродан частным грузовым операторам, включая RBH, EVB, EGP и Press. Один из старейших локомотивов серии (начал эксплуатироваться 16 апреля 1957 года), 140 070, сейчас находится в эксплуатации у EBM Cargo.

В настоящее время в музеях имеется всего три локомотива. Рабочие локомотивы с номерами E 40 128 и 140 423 можно увидеть в музее DB в Кобленце, а неработающий 140 844 находится в Немецком музее паровозов в Нойенмаркт-Вирсберг.

В соответствии с действующей на тот момент цветовой схемой все машины изначально были окрашены в зеленый цвет "оксида хрома" (RAL 6020). С 1974 года локомотивы перекрашивались аэрозольной краской в новую цветовую схему "голубой океан"(RAL 5020) и "бежевый" (RAL 1001). С 1987 года вся стая была окрашена в "восточно-красный" цвет (RAL 3031) в комбинации со "светло-серыми" (RAL 7035) "нагрудниками" на лицевых сторонах. В 1996 году парк был окрашен в "красный" цвет "verkehrsrot, traffic red" (RAL 3020), действующий и в настоящее время, со светло-серой контрастной областью ("предупреждающая полоса") на лицевых сторонах.

Модели электровоза E 40 / BR 140 (139) DB производили многие компании - известны модели от модели Liliput, Piko, Marklin, Roco и других.

Например, вариант локомотива с бортовым номером E 40 497 в зелёной ливрее (то есть до 1968 года, III (третья) эпоха соответственно, принадлежность - DB) выпускает фирма Piko (артикул 51738). Модель выпущена в серии Expert. Тип тока: DC, еесть разъем под декодер (NEM 658 PluX22), а также имеется освещение: передние фары белого света и задние красные огни. Если установлен декодер PluX22, то возможно и переключение света в кабине. Количество тяговых шин - 2. Длина 190 мм, минимальный радиус поворота 358 мм. Реальный прототип этого локомотива был построен 21.10.1964 года. И выведен из эксплуатации в DB 13.04.2000 года.

Вариант локомотива V (пятой) эпохи от Roco это модель с артикулом 63708, в ливрее "траффик ред", с бортовым номером 140 810-3, принадлежность DB Cargo. Тип тока: DC, еесть разъем под декодер (NEM 652), а также имеется освещение: передние фары белого света и задние красные огни. Количество тяговых шин - 2. Двигатель с маховиком. Привод - на все 4 оси. Длина 190 мм. Реальный прототип этого локомотива был построен 01.09.1971 года. И выведен из эксплуатации в DB 11.08.2006 года.

В стартовые наборы Roco (напрмер 51237) входила идентичная по конструкции модель DB 140 836-9.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...