Локомотивы: электровоз DR E42 / BR 242 / DBAG BR 142

Предназначение: главным образом грузовой локомотив
Производитель: LEW Hennigsdorf
Годы постройки: 1963 – 1976
Количество: 292
Осевая формула: Bo-Bo
Ширина колеи: 1,435 мм
Диаметр колеса: 1,350 мм
Колёсная база: 11,300 мм
Длина по буферам: 16,260 мм
Ширина: 3,050 мм
Вес: 82.5 тонн
Элетроснабжение: 15 kV 16 Hz переменного тока
Скорость: 100 км/ч

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

Начиная с 1955 года была восстановлена электрификация в регионе Лейпциг-Халле. Вскоре стало очевидно, что машин предвоенной постройки, многие из которых были угнаны после войны в СССР, а потом были возвращены в весьма плачевном состоянии, недостаточно для обеспечения растущих объемов перевозок. Было решено не возвращаться к испытанной довоенной конструкции капотников (серии Е44, Е94), а разработать новые типы электровозов с цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки. Результатом явилось появление локомотивов Е11 и Е42, предназначавшихся соответственно для пассажирской и грузовой службы. Машины обеих серий имели идентичную конструкцию и внешний вид и различались передаточным отношением трансмиссий и наличием у Е11 возможности электроотопления вагонов поезда. Из-за грубых очертаний электровозы получили прозвище "Der Holzroller" - "брусок (полено) на колесах". С начала шестидесятых годов электровозы этих серий курсировали почти на всех электрифицированных участках железных дорог ГДР (DR).

Е11 и Е42 были первыми электровозами, полностью разработанными в социалистической ГДР. Е11 предназначался для пассажирских и пригородных поездов, Е42 (позднее BR 242) был создан для обслуживания грузовых поездов. Но их ставили и перед грузовыми, и перед пассажирскими поездами, они также использовались для движения по скоростной железной дороге из Лейпцига и Дрездена.

В 1965 году году для региональных и грузовых перевозок был разработан локомотив серии E 42, который достигал 100 км/ч, но имел высокую силу тяги и адаптированную к ней тормозную систему. E42 был модифицированной версией E11. Локомотив имел осевую формулу Bo-Bo и мощность 2920 кВт (3916 л.с.).

Серия E 42 была разработана предприятием VEB LEW "Hans Beimler". Основная рама представляет собой сварную конструкцию. Панели пола кабины машиниста и машинного отделения включены в конструкцию как несущие части. Кузов локомотива представляет собой легкую стальную конструкцию, приваренную к основной раме.

LEW поставила в 1963 году первые два тестовых локомотива (E 42 001 и 002), в том же году началось серийное производство.

Локомотивы класса Е42 должны были таскать грузовые поезда массой 1800 тонн со скоростью 80 км/ч. После первоначальных трудностей локомотивы показали даже лучшие ходовые качества и производительность. В грузовых поездах локомотивы перемещают поезда массой 1900 тонн по ровной поверхности со скоростью 80 км/ч; в пассажирских поездах массой 800 тонн по ровной поверхности со скоростью 100 км/ч.

До заводского номера E 42 022 машины были разработаны с фартуком под буферной балкой и с удлиненными боковыми вентиляционными жалюзи. Начиная с E 42 023, фартук был исключен, а вентиляционные отверстия получили другую форму, теперь у локомотивов было по шесть индивидуальных вентиляционных решеток с каждой стороны. Начиная с этого номера были также внесены некоторые улучшения в электрическое оборудование.

С 1970 года они были обозначены как класс 242. В начале 1970-х годов, после нескольких испытаний с краской, кузов и рама приобрели бордовый окрас с декоративной линией цвета слоновой кости, а тележки электровоза — серый.

К 1976 году было закуплено 292 единицы. Всего построено 292 локомотива. В 1985/86 году локомотивы 242 180, 188, 194 и 196 были переоборудованы в родственный класс 211. Но в то же время некоторые локомотивы серии 211 были переоборудованы в класс 242, так что на 1 января 1992 года у DR было 305 единиц класса 242. В последующие годы они были большей частью списаны.

Оставшиеся локомотивы перешли потом в Deutsche Bahn AG и еще некоторое время использовались как DB класс 142. Последний локомотив DB класса 142 был списан в 1999 году.

На рубеже 1993 - 1994 годов 18 локомотивов были проданы Швейцарии компании Lokoop - адьянсу железной дороги Mittelthurgaubahn (MThB), канатной дороги Sudostbahn (SOB) и турбюро Reiseburo Mittelthurgau (RMT). Локомотивы прошли ремонт, в ходе которого один пантограф был удален, было изменено управление на систему от Stadler, усовершенствована тормозная система. Они использовались в грузовых перевозках в восточной Швейцарии как серия Ae 477 (ранее Ae 476). Грузовой бизнес, включая локомотивы, был вскоре передан SBB Cargo. Однако у компании было достаточно собственных локомотивов, и в 2003 году она продала все 18 локомотивов немецкой компании Westfalische Almetalbahn GmbH (WAB).

Еще одна швейцврская компания Chemins De Fer Fribourgeois Gruyere-Fribourg-Morat (GFM) присоединились к закупкам Lokoop и купили два таких же локомотива, приняв их в эксплуатацию с обозначением Ae 417 (бывшие DB 142 110 и 145). Но осенью 2006 года они также были проданы немецкой компании Eggegebirgsbahn GmbH (ныне - Transports publics fribourgeois, TPF).

В результате всех этих перепродаж последний локомотив, все еще оставшийся в Швейцарии, а именно Ae 476 012 (ранее Ae 476 468 и DB 142 042) вернулся в Германию уже к началу 2008 года.

Все локомотивы, возвращенные в Германию, использовались WAB. Некоторые локомотивы также были сданы в аренду. Например, WAB 59 (ранее 142 133) - компании DIE-LEI GmbH в Касселе, а ещё 11 локомотивов - компании Energy Rail GmbH в Котбусе. Два оказались в Потсдамской железнодорожной компании.

К 2020 году начитывается четыре музейных локомотива. В 1998 году компания Thuringer Eisenbahnverein приобрела локомотив 242 151 у Deutsche Bahn AG. После ремонта он был сдан в аренду швейцарской компании Schweizer Centralbahn AG, но также вернулся в немецкий Веймар по истечении срока договора. Кроме того, с 2005 года в распоряжении музея DB находится 142 255, 242 002 и E 42 00.

Несколько фирм выпускали модели типоразмера HO этого электровоза, например, Brawa и Piko.

В наших краях давно и хорошо известны две версии от Piko/VEB, выпускавшиеся еще с 70-х годов. Один в зелёной ливрее E 42 031 (артикул 5/6212), другой в красной E 242 239-2. Модели имели две двухосные телеги, на каждой был установлен собственный двигатель и привод был осуществлён на обе оси. Это обеспечивало удивительную мощь. Была реализована возможность токосъема от пантографов, белый свет по ходу движения (лампы). Буфера были резиновые. Принадлежность обоих моделей DR, эпоха III (третья).

Были у Piko и современные версии модели. Например, модель BR 242 с цифровым управлением (артикул 51053). Принадлежность DR, Германия. Эпоха IV. Свет по направлению движения. Длина локомотива - 18.8 см, радиус поворота - 358 мм

Современные модели Brawa электровоза выпускаются в аналоговом (43146) и цифровом варианте (43148) со звуком. Модель оборудована светом (белый/красный) по направлению движения, а также подсветкой кабины. Мотор - с маховиком, металлическая рама. Разъем Plux 22 и NEM-шахты.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...