Локомотивы: электровоз E-69-05 Adolphine

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

E69 - малая серия двухосных электровозов с отдельным приводом на каждую ось (всего было произведено 5 экземпляров), выпущенная для небольшой немецкой железнодорожной компании LAG (Lokalbahn AG Munchen). Все локомотивы этой серии не рассматривались как магистральные, а были предназначены только для эксплуатации на одной местной горной линии Аммергаубан между станциями Мурнау и Обераммергау. Вообще, эта линия была открыта ещё 5 апреля 1900 года. Но только в 1904 году была электрифицирована компанией Siemens-Schuckertwerken и стала обеспечиваться переменным током 5.5 кВ 16 Гц, став одной из первых электрифицированых железных дорог Германии. Тогда-то для неё и потребовались электровозы!

Эти электровозы, первоначально имевшие обозначения от LAG1 до LAG5, строились в разные годы и имели разную конструкцию. Дорога Аммергаубан не была узкоколейной, колея была стандартная - 1435 мм. На неё и были рассчитаны эти локомотивы. У них была одинаковая максимальная скорость - 50 км/ч. И одинаковая осевая формула - Bo. В европейской системе записи осевых формул (UIC) количество ведущих осей обозначается заглавной буквой латинского алфавита (для тепловозов и электровозов A=1, B=2, C=3, D=4), ведомые оси обозначаются цифрами. Латинская строчная буква "o" обозначает индивидуальный привод каждой оси (не ставится, если привод не индивидуальный). Таким образом, Bo обозначает двухосную тележку, обе оси которой имеют индивидуальный привод.

Первый электровоз LAG 1 (позже в DRG/DB обозначался как E69 01) появился на свет летом 1905 года и прослужил до 1954 года. Он имел длину по буферам 7.500 мм, вес 23,5 тонны. Механическая часть была изготовлена в Рорбахе (Pfalz) на предприятии Maschinenfabrik Katharinahutte, электрооборудование делала фирма Siemens-Schuckertwerken (SSW). Этот первый локомотив получил имя Katharina.

По мере увеличения объема движения на маршруте потребовался ещё один локомотив, в основном - для пассажирских поездов. Поэтому в августе 1909 года был введен в эксплуатацию электровоз LAG 2 (позже в DRG/DB обозначался как E69 02, после 1968 года как 169 002-3), построенный по той же схеме предприятиями Krauss и Siemens-Schuckertwerken (SSW). Снаружи он был очень похож на LAG 1, но он был несколько больше, и ему установили значительно более сильные двигатели. Ему было присвоено имя Pauline.

Уже три года спустя, в 1912 году, те же компании сделали электровоз LAG 3 (в DRG/DB - E69 03, после 1968 - 169 003-1), он был почти точной копией предшественника. И отличался от LAG 2 лишь небольшими деталями. Его назвали Hermine. "Паулина" и "Гермина" имели длину по буферам 7.350 мм, вес 25,5 тонн. Они официально прослужили на линии до июля 1982 года (хотя фактически перестали работать годом ранее).

Тяжелая авария в июне 1921 года с участием сразу двух вышеупомянутых локомотивов, LAG 1 и LAG 2, и связанный с ней долговременный сбой в работе этих машин, а также явно назревшая потребность в более тяжелом электровозе, чуть более ориентированном на грузовые перевозки, привели к появлению в середине 1922 года на свет четвертого локомотива - LAG 4 (в DRG/DB - E69 04, после 1968 - 169 004-9). Его сделали на заводах Krauss-Maffei и назвали Johanna. Он имел длину по буферам 7.750 мм, вес 25,6 тонн.

LAG4 изначально был сделан на основе другого электровоза, трехфазного пилотного варианта локомотива Siemens под названием Marienfelde-Zossen, построенного в 1902 году. По сути, исходный локомотив просто разрезали пополам. На половину, из которой смастерили LAG4, установили недавно разработанное, новое электрооборудование с двумя несущими двигателями.

Эта хлопотная конструкция не окупилась - в 1929 году локомотив подвергся капитальному ремонту, после чего использовался периодически только как резервный, а с 1930 года вообще встал без дела. В 1934 году его реконструировали опять - и фактически собрали заново из новых частей. На Krauss-Maffei ему сделали новый корпус с центральной кабиной. Худо-бедно он пробегал потом до 1977 года, а официально был списан только в 1979 году.

А вот LAG5 (в DRG/DB - E69 05, после 1968 - 169 005-6) был разработан "с читого листа"! Он был построен весной 1930 года предприятиями Maffei и Siemens-Schuckertwerken (SSW) и получил имя Adolphine - "Адольфина", в честь перспективного и весьма популярного тогда в народе политика из Мюнхена, Адольфа Гитлера.

LAG5 имел совсем другой кузов. Сразу бросалось в глаза уменьшившееся количество окон в кабине водителя. Если кабины предыдущих четырех электровозов были почти полностью застеклены, LAG5 имел только два передних и по одному боковому окну. Задумывался он, в основном, для перевозки тяжелых грузовых поездов. По сравнению с первыми четырьмя локомотивами, LAG5 был мощнее, тяжелее и длиннее. Он имел длину по буферам 8.700 мм, вес 32,0 тонны. Ему предстояло трудится на линии до 1981 года!

1 августа 1938 года компания LAG, обслуживавшая линию Аммергаубан, была национализирована и большей частью вошла в состав Deutsche Reichsbahn DRG, где с этого момента электровозам LAG1 - LAG5 был присвоен класс (Baureihe) E69. В последующие годы, до конца войны, в движении по Аммергаубану ничего не менялось - усердно работали E 69 01, 02, 03 и 05, только E 69 04 частенько стоял в резерве.

Линия просуществовала в неизменном виде до 27 июня 1954 года - к этому моменту ее переделали под стандарт DB с напряжением 15 кВ. Соответственно, и электровозы E69 02-05 были переоборудованны для работы на высоком напряжении, а первый электровоз (Katharina, E 69 01) был сохранен в качестве музейного образца. Он с 2006 года находится в музее Lokwelt Freilassing, а до этого выставлялся в Немецком музее в Мюнхене. Прежде чем его сделали музейным экспонатом, его вернули в исходное состояние, устранив все изменения, произведенные в ходе различных реконструкций.

LAG2 и LAG3 реконструировались в 1938, 1949 и 1954 годах. В 1955 году оба локомотива работали в Гейдельберге. Но в 1964 году их вернули на прежнее место работы. Теперь LAG2 (Pauline) находится в железнодорожном музее в Нюрнберге. Локомотив мобилен. Он до сих пор в строю, участвует в парадах старинных локомотивов. LAG3 (Hermine) в отличном рабочем состоянии находится в железнодорожном музее DB-Museum Koblenz-Lutzel и тоже участвует в парадах. Оба локомотива - LAG2 и LAG3 - имеют ныне такой же вид, какой у них был в 1938 году.

LAG4 (Johanna) - ныне просто красивый памятник на вокзале в Мурнау. А до 1997 года он в том же качестве стоял в Мюнхене на Арнульфштрассе.

LAG5 (Adolphine) после переделки под напряжение в 15 кВ в июне 1954 года вернулся в Ammergaubahn где вместе с LAG4 (Johanna) таскал, в основном, грузовые поезда. Он также сохранился в работоспособном состоянии и принадлежит занимающейся историей железнодорожного транспорта Баварской Ассоциации Местных Железных Дорог (Bayerischen Localbahnvereins).

Осенью 1959 года LAG3 и LAG5 прошли проверку, некоторую реконструкцию и были выкрашены в красный цвет (до этого все локомотивы этого класса были зелеными). LAG2 и LAG4 никогда не перекрашивались.

Модели электровозов класса E69 в разное время производились разными фирмами - Brawa, Fleischmann, Roco, Trix. Но LAG5 (в DRG/DB - E69 05, после 1968 - 169 005-6) выпускался по сути только одной фирмой - Piko. Был, правда, вариант от фирмы Herr в 1959 году, но она была сделана совсем небольшим тиражом и ныне - коллекционный раритет.

Модель Piko на резиновом приводе появилась еще в 1961 году, с 1964 года выпускалась с шестереночным приводом. Было не менее трёх вариантов моделей в окраске DR (зеленый) и DB (красный). Сначала с поручнями и большим пантографом, в 70-е годы с поручнями и уже с обычным пантографом, а с 1986-1987 года - без поручней. Менялся и дизайн коробки. К локомотивы прилагался набор накладных деталей в отдельном пакетике (две лесенки и два метельника) и, конечно же, инструкция. В семидесятые годы локомотив продавался в СССР в наборе серии Expert (локомотив и три полувагона), набор стоил всего 7 рублей. Ныне эта модель не выпускается.

Сама модель Piko (самая распространенная, конца 80-х - начала 90-х, артикул 5/6200), к слову, была сделана отлично - моторчик (12 вольт, постоянный ток) обеспечивал завидные ходовые качества - завидные даже по нынешним временам! Локомотив имел внушительный вес и не слишком высокую скорость, но и это лишь придавало ему солидность и удивительное правдоподобие во время движения. Есть только один нюанс - почему то почти все E69 05 свистят на высоких скоростях... И еще одно. Длина модели по буферам 106 мм, что несколько больше, чем следовало бы. И все дальнейшие измерения подтверждают - Piko дейсвительно сделали модель немного крупнее, не строго в соостветствии с форматом Н0 (1:87). Разница невелика, процентов шесть, но всё же есть.

Корпус выполнен очень точно, нанесенные на борт надписи различаются достаточно хорошо... При бережном обращении эти локомотивчики безупречно работают и по сей день, требуя лишь периодической чистки и смазки.

Что касется исторического соответствия, то маркировка и окраска (зеленый цвет) говорит о принадлежности локомотива к заподногерманскому Deutsche Reichsbahn и соответствует периоду между 1938 - 1945 годами, то есть модель Piko (артикул 5/6200) является копией реального существовавшего прототипа локомотива E69 05 в масштабе Н0 (1:87, 16,5 мм) и соответствует II (второй) немецкой эпохе.

Если подробно рассмотреть маркировку, то мы видим надпись Deutsche Reichsbahn; далее - RBD Munchen. Это сокращение названия дирекции, Reichsbahndirektion Munchen. Дело в том, что после национализации местной железнодорожной компании LAG с 1 августа 1938 года все её маршруты перешли под управление мюнхенского отделения Рейхсбана - Reichsbahndirektion Munich. Затем мы видим надпись BW Murnau. Это Betriebswerk Murnau, депо Мурнау, место приписки локомотива.

Также можно разобрать какие-то технические данные. Gew d lok 32t (то есть Gewicht der Lokomotive, вес локомотива), а также br p-22,5t и br g - t. В данном случае Br - это Bremsgewicht, тормозной вес, он указан для установленных на локомотиве тормозов типа P-Bremse, и опущен для G-Bremse... "Перед" и "зад" локомтива обозначены буквами "V" и "H".

Чертежи и технические данные электровоза E 69 в формате pdf (на немецком языке)