Локомотивы: паровоз BR 55.57-58II (KkStB 73, BBO 73, CSD 414.0, FS 424, JDZ 133, PKP Tp15), BR 55.15 (BEB IVa, CSD 413.1) и 55.59II (kkStB 174, kkStB 174 500, BBO 174, BBO 174 500, CSD 414.2, PKP Tp17, OBB 155)

Паровоз — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы можно классифицировать: по осевой формуле, которая описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей; по назначению — пассажирские, грузовые (товарные), маневровые и промышленные; по числу цилиндров паровой машины — двух- и многоцилиндровые (3 или 4 цилиндра); по роду применяемого пара — на насыщенном (на нем работали более старые паровозы) и перегретом паре (более новые); по кратности расширения пара в цилиндрах машины — с простым и многократным расширением (такая же картина); по числу экипажей (ну или тележек), размещённых под котлом; по величине давления пара в котле; по наличию тендера: тендерный и танк-паровоз; по типу трансмиссии: прямого привода и с применением зубчатых передач.

Локомотивы серии (класса) 55 это, согласно принятой в 1925 году немецкой государственной компанией Deutsche Reichsbahn единой системе обозначений серий тягового подвижного состава - грузовые четырехосные паровозы (4 спаренные оси, 0 бегунковых и 0 поддерживающих, что соответствует русской осевой формуле 0-4-0 или же немецкой D). Серия 55 была достаточно многочисленной и разношерстной по своему происхождению. Это были паровозы произведенные и эксплуатировавшиеся на территориях Германии, а затем оказавшиеся в силу разных причин в разных других странах (и не только в европейских). А также паровозы произведенные и эксплуатировавшиеся в других странах (в том числе - и на территории Российской Империи и СССР), а затем оказавшиеся в силу разных причин в парке немецкой государственной компанией Deutsche Reichsbahn. Объединяло их не только то, что это были четырехосные паровозы 0-4-0 или же D, а также и то, что в основу подавляющего большинства этих локомотивов (даже не немецкого и не австрийского производства) изначально все равно были положены разработки немецких или же австрийских инженеров.

В зависимости от места производства и исторической принадлежности в разные периоды в состав класса 55 немецкой государственной компании Deutsche Reichsbahn входило два с лишним десятка "подклассов", от поддкласса 55.0 до подкласса 55.81.

Подклассы 55.15 и 55.57-58II класса 55 немецкой государственной компании Deutsche Reichsbahn - это изначально австрийские локомотивы KkStB 73 (позже в Австрии - BBO 73), сделанные для Императорских королевских австрийских государственных железных дорог Kaiserlich-konigliche osterreichische Staatsbahnen, или k.k.St.B. (позже они вошли в Deutsche Reichsbahn как серии 55.57-58II), а также локомотивы BEB IVa для Буштехградской железнодорожной компании BEB (позже они вошли в Deutsche Reichsbahn как серия 55.15). KkStB 73 фигурировали на дорогах других стран, как BR 55.57-58II (Германия) PKP Tp15 (Польша), FS 424 (Италия), CSD 414.0 (Чехословакия), JZD 133 (Югославия) и CFR (Румыния). Локомотивы BEB IVa после национализации перешли в ведение CSD 413.10 (Чехословакия), во время второй мировой войны работали в Deutsche Reichsbahn как серия 55.15. Прямым развитием паровозов KkStB 73 стал локомотив kkStB 174 (позже в Австрии - BBO 174, OBB 155). KkStB 174 фигурировали на дорогах других стран, как BR 55.59II (Германия) PKP Tp17 (Польша), CSD 414.2 (Чехословакия)

Технические данные паровоза KkStB 73
Годы выпуска: 1885-1909
Всего выпущено: 453
Страна-производитель: Австро-Венгерская империя
Завод-производитель: Wiener Neustadter Lokomotivfabrik (86 штук), Lokomotivfabrik Floridsdorf (194 штук), Krauss (Linz) (17 штук), Lokomotivfabrik der StEG (119 штук), Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik (37 штук)
Ширина колеи: 1435 mm
Тип: D n2
Осевая формула: 0-4-0
Количество цилиндров: 2
Длина: 16.467 мм
Высота: 4.550 мм
Диаметр движущихся колес: 1.100 мм
Масса паровоза рабочая: 55,1 тонн
Скорость 35 км/ч

Паровоз класса KkStB 73 был наиболее распространенным паровозом с тендером австрийской железной дороги (KkStB) до появления класс KkStB 170. kkStB 73 использовались Императорскими королевскими австрийскими государственными железными дорогами (kaiserlich-konigliche osterreichische Staatsbahnen, k.k.St.B.) для грузовых перевозок.

Эти четырехосные локомотивы на kkStB закупали с 1885 по 1909 год. Первые машины (с номерами 73.01 - 04) были закуплены для Арльбергбана, 73.23 - 28 для Галицкой железной дороги. В поставке 73-й серии были задействованы все австрийские паровозостроительные заводы. Всего kkStB закупили 453 локомотива. Они имели номера 73.01 - 454 (номер 73.300 остался незанятым).

Этот тип локомотива создан на базе серии 403.0. Целью было улучшить конструкцию настолько, чтобы она могла подходить для железнодорожной линии, проходящей через Арльберг. Ходовая часть и паровой двигатель остались такими же, как у серии 403.0, только была увеличена колесная база, а также удалось добиться большей поверхности нагрева по сравнению с серией 403.0 - топка котла была довольно большой, что позволяло сжигать уголь низшего качества. В локомотиве использовался насыщенный пар и двухцилиндровый двигатель. Ведущей была третья ось. Четвертая ось была способна перемещаться в поперечном направлении примерно на 13 мм, чтобы облегчить вход на крутые повороты. Локомотив мог преодолевать повороты с минимальным радиусом 100 м. Он мог тянуть поезд массой 500 тонн по уклону 10 промилле со скоростью 15 км/ч или поезд массой 200 тонн по уклону 25 промилле со скоростью 12 км. /ч (1 промилле равен уклону в 0,1 см высоты на 1 м длины). Паровоз был достаточно мощным (700 л.с.). KkStB 73 использовали на гористых железных дорогах Галиции, Буковины, Богемии, Моравии, Тироля, Форарльберга, Вены, Зальцбурга. Паровозы эксплуатировали и после того, как мощные и более новые паровозы серий 170, 270, 180, 80 сняли с линий! Да и потом паровоз продолжал использоваться в маневровых работах.

Первый локомотив серии 73 был построен в 1885 году на австрийском локомотивном заводе Floridsdorf. Первые 4 локомотива были изготовлены для железной дороги эрцгерцога Альберта, последующие — для австрийской государственной железной дороги kkStB (большая часть из них построена) и других частных железных дорог. В том же 1885 году Галицкая железная дорога заказала 13 штук. В том же году открылись заводы Wiener Neustadt и Krauss в Линце и начали производство паровозов этой серии, а в 1866 году к ним присоединился завод StEG, а в 1900 году чешский завод — ВММ.

После Первой мировой войны класс 73 был разделен между государствами-правопреемниками монархии следующим образом: 233 локомотива перешли на Польские государственные железные дороги (PKP) как класс Тр15 (от Тр15-1 до Тр15-219), 119 - на Чехословацкие государственные железные дороги (CSD) как класс 414.0, 25 на итальянские Ferrovie dello Stato (FS) как класс 424, 17 на Румынские государственные железные дороги (CFR) и 4 на железные дороги Королевства сербов, хорватов и словенцев, позе они были проомаркированы там как серия 133 Югославских железных дорог (JDZ).

В Польше серия Тр15 это была одна из самых многочисленных серий паровозов (233 штуки) и самая популярная в легких грузовых, а затем и в маневровых перевозках. Во время советско-польской войны 1919-1920 годов несколько или даже дюжина из них были бронированы в Новом Сонче, Львове или Кракове и использовались в польских бронепоездах.

На Чехословацких государственных железных дорогах CSD эта серия (119 паровозов) обозначалась как серия 414.0 и после 1918 года преобладала в эксплуатации на линиях севера Чехии.

Автрийская Bundesbahn Osterreich (BBO) сохранила 44 локомотива, остальные были потеряны во время первой мировой войны. После аншлюса Австрии Германским рейхом в 1938 году компания Deutsche Reichsbahn взяла в свой парк все 44 машины BBO как серию 55 5701 ? 55 5744. В ходе боевых действий во время второй мировой войны Deutsche Reichsbahn завладел также машинами из CSD (55 5745 ? 55 5819), PKP (55 5832 - 55 5864 и 55 5866 - 55 5897) и JDZ (55 5865).

После второй мировой войны на PKP вернулось всего 26 паровозов, которые использовались до 1957 года.

После второй мировой войны у австрийской компании OBB осталось 38 экземпляров, которые в дальнейшем стали называться серией 55. Последняя машина, 55.5708 (KkStB 73.79), была списана в 1964 году и передана в коллекцию Австрийского железнодорожного музея. Локомотив на ходу и находится в Железнодорожном музее Хайцхаус, Штрассхоф-ан-дер-Нордбан вместе с тендером серии 36 KkStB.

В CSD паровозы серии 414.0 работали до 1969 года и один из них находится в Национальном техническом музее Праги. Локомотив CSD 414.096 с 2009 года упорно ремонтировали в железнодорожном музее "Лужна у Раковника". В апреле 2019 года он уже проехал своим ходом впервые за 50 лет и в следующем сезоне перевез несколько ностальгических поездов на туристическом маршруте (Touristikbahn im Bohmerwald).

Последняя югославская машина, бывшая kkStB 73.372, находится в Словенском железнодорожном музее в Любляне вместе с нефтяным тендером, на ходу.

Серия BEB IVa представляла собой серию тендерных локомотивов для грузовых поездов Буштехградской железнодорожной компании (BEB), которая была очень похожа на серию kkStB 73.

Производитель: BMMF
Годы постройки: 1909
Тип: D n2
Ширина колеи: 1435 мм
Минимальный проходимый радиус: 140 м
Эксплуатационная масса: 54 т
Максимальная скорость: 35 км/ч
Диаметр ведущего колеса: 1100 мм
Количество цилиндров: 2

Пять грузовых локомотивов типа D, приобретенных BEB, были поставлены Первым Чешско-Моравским машиностроительным заводом (BMMF) в 1909 году. Они были классифицированы как BEB IVa и получили номера c 351 по 355.

После национализации в 1923 году пять машин поступили на Чехословацкую государственную железную дорогу (CSD), которая присвоила им обозначение 413.101 - 105. С 1939 по 1945 год эти локомотивы эксплуатировал немецкий Рейхсбан (DRG), где он значились как серия 55.15 (номера от 55 1501 до 55 1505). Локомотивы этой серии были выведены из эксплуатации к 1965 году.

Паровозы kkStB 174 — серия тендерных локомотивов для грузовых поездов, изготовленных изначально для Императорских королевских австрийских государственных железных дорог (kaiserlich-konigliche osterreichische Staatsbahnen, k.k.St.B.). Они были усовершенствованными представителями серии kkStB 73.

Типы: D n2 Brotan, D n2, D t2 Brotan , D t2, D n2
Диаметр ведущего колеса 1100 мм
Ширина колеи: 1435 мм
Количество цилиндров: 2
Эксплуатационная масса: 55,5 - 56,7 т
Длина: 16 209 м
Высота: 4500 м
Макимальная скорость: 40 км/ч

Из-за постоянной потребности kkStB в грузовых поездах и маневровых локомотивах конструктор Карл Гельсдорф разработал современный улучшенный вариант серии 73 в 1905/06 году. Поскольку серосодержащий уголь приводил к проблемам с медными топками, пробовали другие варианты - котлы с водотрубными топками от инженера Иоганна Бротана.

Чтобы сэкономить время на проектировании, Гёлсдорф оставил ходовую и органы управления без изменений по сравнению с серией 73.

В 1906/07 годах Флоридсдорфский локомотивный завод поставил первые 2 паровоза на влажном пару с котлами Бротана (174.01 - 02). В 1908 году последовали одиннадцать машин, которые работали уже на перегретом пару с котлами Бротана (174 500-510). В 1910/11 годах было поставлено 13 единиц с котлами Бротана на болтах (а не на заклепках) и также на с обычными котлами, но на перегретом пару (174.511-523), а с 1912 по 1915 год выпустили 18 единиц на влажном пару и с обычными котлами (174.03-20). Помимо Флоридсдорфа, в компании-поставщики также входили Wiener Neustadter Lokomotivfabrik, локомотивный завод Lokomotivfabrik der StEG и Богемско-Моравский машиностроительный завод, Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik. Паровозы этой серии на перегретом пару успеха не имели и постепенно их переоборудовали в локомотивы с обычными паровыми котлами на влажном (насыщенном) пару.

После Первой мировой войны 174-я серия была разделена между государствами-правопреемниками следующим образом: 18 экземпляров поступили в польскую компанию PKP как Tp17, 12 поступили в чешскую компанию CSD как 414.2, в австрийской BBO осталось 13 экземпляров, одна машина была потеряна на войне. CSD удалила из своего парка последнюю машину серии 414.2 только в 1969 году.

После аннексии Австрии Германским Рейхом компания DR в своем парке промаркировала все 13 машин BBO как 55 5901-5913. Во время второй мировой войны все бывшие 174-е из PKP вошли в парк DR и были классифицированы как 55 5914-5931.

После второй мировой войны у OBB осталось 11 экземпляров, известных как серия 155. Последняя машина была выведена из эксплуатации в 1959 году.

После второй мировой войны на польских железных дорогах эксплуатировалось 11 паровозов, которые были выведены из эксплуатации в 1953 году.

Из моделей этого локомотива в масштабе H0 известна только работа компании Micro Metakit (артикул 15701H). Модель с маркировкой австрийской железной дороги KkStB 73.187 Heizhaus Tabor, прототип 1907 года постройки - таким образом, речь идет о I (первой) эпохе. Она была выпущена после 2015 года, изготовлена вручную из латуни с полноценным оборудованием кабины, высокой детализацией оборудования котла и современным двигателем без щеток. Было выпущено всего 300 экземпляров, цена начиналась от 2000 американских долларов...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...