Локомотивы: танк-паровоз BR80

Колесная формула: 0-6-0
Ширина колеи: 1435 мм
Длинна с буферами: 9,670 мм
Вес: 54.4 тонны
Максимальная скорость: 45 км/ч
Длина буфера: 9670 мм
Высота: 4165 мм
Колесная база: 3200 мм
Пустой Вес: 44,3 тонн
Эксплуатационная масса: 54,4 тонн

BR80, или Baureihe (баурайх, то есть серия) 80 это так называемый танк-паровоз. Танк-паровоз (или танковый паровоз) не имеет тендера: вода и топливо хранятся в танках (ёмкостях), установленных на самом локомотиве. Первоначально назывались ещё и тендер-паровозами, так как совмещали в себе функции и паровоза, и тендера. Применялись в качестве манёвровых паровозов, работы на фабричных подъездных путях, а также для вождения товарных и грузовых поездов на небольшие расстояния.

После образования в 1919 году Веймарской республики быстрые темпы развития немецкой экономики вызвали необходимость запуска программы строительства новых маневровых паровозов по единому стандарту. Такими паровозами стали танк-паровозы серии 80 и серии 81, которыми был заменен парк разрозненных устаревших маневровых паровозов, использовавшихся с середины XIX века, в том числе серии T3.

В период с 1927 по 1928 год для Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn Gesellschaft, DRG) было изготовлено ровно 39 таких паровозов, которые поступили, прежде всего, в локомотивные депо Лейпцига и Кёльна, а также в Берлин, Аугсбург, Бреслау, Вюрцбург, Гале, Гановер, Регенсбург, Франкфурт-на-Майне. Нумерация велась от 80 001 до 80 039. Их делали предприятия Jung в Югентале (Jungenthal), Union Gieserei в Кёнигсберге (Konigsberg), Wolf и Hohenzollern. Было построено на заводе Union - семь (006 – 012), на заводе Wolf - пять (013 – 017), на заводе Jung - пять (023 – 027), а на заводе Акционерного Общества Гогенцоллерн (Hohenzollern) было построено аж 22 таких паровоза (001–005, 018–022, 028–039)!

Усовершенствованный котел, использование перегретого пара, уменьшение диаметра колес с 1,25 метра до 1,10 метра и общее снижение веса локомотива позволило увеличить их эффективность так, что они могли тянуть по ровной дороге 900-тонный состав со скоростью 45 км/ч и с такой же скоростью 175-тонный состав при уклоне до 10 градусов, а при уклоне 25 градусов 140-тонный со скоростью 25 км/ч. BR80 помогли, таким образом, существенно снизить расходы на маневровые работы по всем параметрам.

Во время второй мировой войны их использовали и как маневровые паровозы, и для перевозки солдат и военного снаряжения на небольшие расстояния внутри Германии. По некоторым данным по крайней мере один BR80 был уничтожен в ходе боевых действий (еще два оказались также по каким-то причинам утрачены). Локомотив 80002 был поврежден в ходе боевых действий, но после восстановления продолжил использоваться.

Таким образом, после второй мировой войны 21 экземпляр (80 001, 003, 004, 006-012, 017-027) был передан в локомотивные депо ГДР (DR), а 14 экземпляров (80 005 013-016, 028-039) попали на немецкие Федеральные железные дороги (DB).

На дорогах DR (Deutsche Reichsbahn) большая часть использовалась на цетральном вокзале в Лейпциге В Deutsche Reichsbahn локомотивы использовались до 1962 - 1963 года, затем передавались в другие места и проработали до 1968 года, а впоследствии были заменены на тепловозы серии V75. Списанные паровозы были переданы на промышленные предприятия или использовались в качестве локомотивов ремонтных поездов. Последние уцелевшие паровозы пошли на металлолом в ГДР только в 1981 году.

В ФРГ все BR80 попали в депо Гемюндена, Дортмунда и Ингальштадта. Затем их передали в Швайнфурт. Последний паровоз серии 80 был выведен из эксплуатации в ФРГ в Швайнфурте в 1965 году. 6 локомотивов (013, 014, 030, 036, 038, 039) были проданы на промышленные предприятия и шахты в Рурской области (Ruhrkohle AG), где проработали до 1977 года.

До 2017 года всего сохранилось 7 экземпляров паровоза BR80.

80 009 - был выкуплен частным лицом (Peter Haschke) и стоит у него на даче в районе Берлина
80 013 - выставлен в Немецком Музее Паровозов (Deutsches Dampflokomotiv-Museum) в Ноенмаркт-Вирсберге (Neuenmarkt-Wirsberg).
80 014 - находится в музее железных дорог юга Германии в Хайльброне (Suddeutsches Eisenbahnmuseum Heilbronn).
80 023 - принадлежит Музею Транспорта в Дрездене (Dresden) и в настоящее время экспонируется в железнодорожном музее в саксонском городе Хемниц (Sachsischen Eisenbahnmuseum, Chemnitz). 80 030 - в железнодорожном музее в Бохум-Дальхаўзене (Bochum Dahlhausen).
80 036 - в Голландии, собственность товарищества любителей паровозов Veluwsche Stoomtrein Maatschappij (VSM)
80 039 - собственность железнодорожного музея в Хамме - Museumseisenbahn Hamm e.V. (MEH).

Что касается "модельной" истории паровозика BR 80 в масштабе H0 (1:87, 16.5 мм) - то в наших краях наиболее известна его версия с бортовым номером 80018 от прославленной восточно-германской фирмы Piko.

Piko делали BR 80 под номером 80018 в нескольких "инкранациях", начиная аж с 1954 года! Примерно тогда же они выпустили пару идентичных моделей, но с несуществующими бортовыми номерами. С 1991 года какое-то время продавали модель с бортовым номером 80 005. Реальный прототип с бортовым номером 80018 был построен Акционерным обществом по локомотивному строительству Гогенцоллерн (Aktiengesellschaft fur Lokomotivbau Hohenzollern) в 1928 году. Изначально он был частью Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft (DRG), а после второй мировой войны - Deutsche Reichsbahn (DR).

Надо сказать, что BR 80 от Piko ранней поры не отличались от реального прототипа по колесной формуле - то есть были трёхосными.

Самое интересное началось потом, в 2000-е, с появлением доступной по цене модели с артикулом 50500. Она, конечно, недорого продается и отдельно - но особую популярность среди начинающих любителей обрела потому, как входит в состав аналогового стартового набора "57111 Грузовой поезд" за вовсе небольшие деньги. Однако даже на официальном сайте компании они заявлена вовсе не как BR 80, а как "Танк-паровоз 0-4-0, Tenderdampflok". Многие также описывают этот "артикул 50500" как "модель, не имеющую реального прототипа". Почему же так?

Во-первых, она имеет другую колесную формулу - 0-4-0. А реальный прототип был, как известно, 0-6-0. Затем, маркировка. Конечно, сам корпус модели абсолютно идентичен модели 1954 года. Без улучшений - но и без упрощений, c той же цветовой схемой. И "старая" маркировка 80018 поэтому достаточно заметна и находится в должных местах (сзади на танке, спереди на крышке дымовой коробки, и на "шильдиках" по бокам будки машиниста). Только старая маркировка не выделена белой краской - она сделана как выштамповка. Зато ярко белой краской в "неуставном" месте сделана совершенно другая, "фантастическая" маркировка - DB 98003 (ссылка вроде как на серию BR 98, где были паровозы формулы 0-4-0, но они несколько иначе выглядели).

Таким образом, происхождение прототипа окончательно "замутнено" - модель сменила вместе с колёсной формулой и номер, и серию, и даже принадлежность - с DR (Deutsche Reichsbahn) на DB (Deutsche Bundesbahn). Эпоха (или эра) на сайте компании Piko тоже не указана - ну, в любом случае понятно, что паровозик этого типа был "рожден" в самом начале второй (II) эпохи (эры), а окончательно списан со счетов только под конец третьей (III).

Модель с артикулом 50500 выпускается в серии Hobby, имеет аналоговое управление. Паровозик не имеет даже разъема для подключения декодера, однако все равно имеется возможность сделать его цифровым кустарным способом. Освещения или имитации дыма у него нет. Равно как и звукового сопровождения. Его длинна - 118 мм, радиус поворота 358 мм, а бегает он очень и очень прилично. Простенький и надежный. Ну, смазывать-то все равно иногда надо...

Что касается других известных производителей модели класса BR80, то из того же типоразмера и совместимые с Piko - это Roco (несколько модификаций с 1993 года) и Fleischmann (несколько модификаций с 1953 года). У Roco даже в стартовых аналоговых наборах можно самому определить принадлежность из 8 дорог (прилагаемые шильдики крепятся на будку). Паровозы имеют гораздо лучшую, чем у Piko, детализацию, стеклышки на будке, большее количество накладных элементов, металлические шатуны, свет, у Roco 5-и полюсный двигатель с маховиком и разъем под цифровой декодер 8 pin. Плюс сцепки там другие. Естественно, и цена в два раза выше!