Локомотивы: тепловоз BB 67400 SNCF

Страна постройки: Франция
Производитель: Brissonneau & Lotz, Material De Traction Electric (MTE)
Заказчик: SNCF
Годы выпуска: 1969 - 1975
Количество: 232
Нумерация: 67401 - 67632
Тип локомотива: дизель-электрический
Осевая формула: B'B'
Стандартная колея: 1435 мм
Запас дизельного топлива: 3400 литров
Дизельный двигатель: SEMT Pielstick V16 PA 4
Электрические тяговые двигатели: CTS 66.43.4 1460 В
Масса: 83,3 тонн
Длина: 17.090 метров
Ширина: 2.940 метра
Высота: 4,140 метра
Колесная база: 9800 метра
Тележки: Y 217
Колесная база тележки: 2500 м
Диаметр колеса: 1260 мм
Максимальная скорость: 140 км/ч
Тормоз: автоматический пневматический
Отопление поезда: электрическое

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

BB 67400 - серия дизель-электрических локомотивов, построенных в период с 1969 по 1975 год в количестве 232 штук для французкой железнодорожной компании SNCF производственной компанией Brissonneau Et Lotz (BL) и Materiel De Traction Electrique (MTE). Их и поныне, в 2000-х годах, можно найти работающими по всей Франции как в грузовых, так и в пассажирских поездах. Конструктивно были основаны на серии BB 67000, представленной в 1963 году.

В серии BB 67000 не было оборудования для обогрева поездов, поэтому для этих целей в пассажирских поездах возили обогревательный вагон (для электрического обогрева - вагона-генератор). С 1965 года рассматривалась идея возможности обойтись без этого неэкономичного решения. Уже ВВ 67036 был экспериментально оснащен генератором обогрева и далее еще 20 тепловозов, а 70 тепловозов BB 67000 были оборудованы с 1967 по 1969 год (67301 - 67370) таким же образом уже при постройке.

А вот ВВ 67400 с самого начала ВВ 67400 оснащались генератором для обогрева электропоезда. Серия 67400 была заказана 6 января 1967 года, а первый локомотив был доставлен с завода 14 января 1969 года, испытан и в ввгусте 1969 года передан железнодорожному депо Шамбери (Франция). Material de traction electric (MTE) и Oerlikon поставили тележки нового типа Y217 и электрические системы, часть комронентов поставила компания Chantiers de l'Atlantique.

BB 67400 был многоцелевым локомотивом, который SNCF планировала использовать для пассажирских и грузовых перевозок. При использовании BB 67400 нет необходимости переключения передачи между режимом грузового и пассажирского поезда, как в случае с BB 67000. Он получил более современные тележки, тяговые электродвигатели, подвеску и тормоза. Для лучшей защиты машиниста в случае удара кабина усилена стальным листом толщиной 6 мм. Локомотив имеет тот же дизельный двигатель, что и предыдущие серии - BB 67000 BB 67200 и BB 67300. Дизельный движок S.E.M.T. Pielstick 16 PA 4 был идентичен серии BB 67000, хотя его мощность была увеличена до 1765 кВт с помощью турбокомпрессора. Дизель и турбокомпрессор имеют водяное охлаждение. Запас топлива составляет 3400 литров дизельного топлива с расходом примерно на 3 литра/км выше, чем у предшествующих классов.

Две тележки соответствуют электровозам серии ВВ 15000, каждая имеет тяговый электродвигатель типа CTS 66.43.4. По сравнению с предыдущими сериями тяговых двигателей общая их мощность (1765 кВт), выше, чем в предыдущей серии. Колесная база тележек 2500 мм и диаметр колес 1260 мм; эти локомотивы подходят для работы в сплотке из нескольких единиц и друг с другом, и с BB 67300.

5 локомотивов этого класса получили имена французских населенных пунктов: BB 67428 "Дрез", BB 67581 "Невер", BB 67530 "Ромилли-сюр-Сен", BB 67620 "Абвиль", BB 67580 "Монпелье".

BB 67632 - последний тепловоз серии, поставленный во Францию в XX веке, 31 октября 1975 года. Он был списан 22 октября 2010 года.

BB 67419 и BB 67537 зимой 1980 - 1981 года в хроде реконструкции были оборудованы реостатным электрическим тормозом. Среди прочих технических усовершенствований у них появилась система динамического торможения, новые амортизаторы и передача, позволявшая без проблем развивать скорость 160 км / ч. Эти два локомтива использовали в таком виде до 1994 года.

Первоначальной ливреей серии BB 67400 была схема окраски "Diesel Blue" с рельефной стрелкой. Впоследствии в ливреях "голубого дизеля" алюминиевые молдинги были удалены, и стрелки больше не были рельефными, а были просто окрашены в белый цвет. Некоторые единицы получили ливрею "Corail +" и ливрею "En Voyage" - два вида, En Voyage (cote bleu) и En Voyage (cote mauve). Локомотивы, используемые для грузовых перевозок, получили зеленую ливрею "Fret". Позже появились локомотивы в ливрее "Infra". Локомотив BB 67424 - единственный из серии, получивший ливрею "Isabelle" 25 апреля 2021 года. Локомотивы BB 67611 и BB 67613 в 2019 году получили так называемую ливрею "Capitole", которая ранее была зарезервирована для BB 9200.

Локомотивы этой серии выполняли как пассажирские, так и грузовые перевозки. Благодаря своей универсальности, надежности и сравнительно дешевому обслуживанию эти локомотивы использовались практически по всей Франции. Они также часто пересекали границы с соседними странами, в том числе и по электрифицированным линиям. Для "командировок" в Германию и Швейцарию у них был предусмотрен третий верхний прожектор. Поскольку затем SNCF не закупала новые магистральные тепловозы более 30 лет, они были незаменимы для грузовых перевозок до появления первых BB 75000 в 2008 году.

Они выводились из эксплуатации как планово, так и в результате разных аварий. Аварии случались не так часто - например известно, что BB 67630 потерпел аварию 3 августа 1985 года, а BB 67474 - 3 марта 2017 года.

Но эти тепловозы подозрительно часто горели... BB 67420 сгорел при пожаре поезда 6 июня 2013 года на станции Сен-Мариен - Сен-Изан (Жиронда). BB 67452 загорелся возле станции Prevencheres, проехал без управления 11 км и потом сошел с рельсов. BB 67585 сгорел 7 июля 2013 в Кориньяке. BB 67478 сгорел 19 декабря 2018 года на станции Мо.

Со временем их количество уменьшалось и использование все больше и больше ограничивалось маршрутами Intercites с вагонами Corail и региональными поездами TER. На начало декабря 2015 года в эксплуатации еще находилось 134 локомотива, а на 31 декабря 2016 года - 119. Они используются в различных филиалах SNCF, включая Fret SNCF для грузовых перевозок, TER для местного транспорта и пригородных перевозок Парижа (Transilien). На 1 июня 2019 года в рабочем состоянии оставалось ровно 100 единиц. По состоянию на 6 января 2021 года в эксплуатации находится 77 машин, разделенных между компаниями CIC, Fret, TER, Infra и Radiated Material Cell.

В 1995 году BB 67455, BB 67494, BB 67542 и BB 67549 эти популярные локомтивы, составлявшие на какой-то момент две трети тепловозного парка Франции, появляются в известном фильме "Французский поцелуй".

Не обойдены они и вниманием модельных компаний. Локомотив был воспроизведен в HO фирмами Hornby-Jouef, Lima, Piko, и REE. Скажем, локомотив с номером 67554, который был выпущен 25 июня 1973, приписан к депо Марселя и был списан 27 июля 2017 года и работал в сине-белой ливрее "Corail +", появлялся в каталогах Jouef и Piko.

У модели Hornby-Jouef BB 67554 (артикул HJ2049) свет по ходу движения, трехточечный белый и двухточечный красный, а также 8-контактный разъем для установки декодера

У модели Piko (которой комплектуется стартовый набор с артикулом 96950) также есть разъем 8-пин для установки декодера, трехточечный свет по направлению движения, но только белый.

технические данные тепловоза BB 67400 (французский, английский)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...