Локомотивы: тепловоз DB Baureihe 218

Годы постройки: 1968, 1971 - 1979
Колесная формула: B'B'
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 79,5 тонн
Максимальная скорость: 140 км/ч
Длина по буферами 16400 мм
Мощность: 2470 или 266 или 2764 лошадиных сил
Диаметр колес: 1000 мм
Привод: дизельный гидравлический
Тормоз: гидродинамический

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

В случае использования на тепловозе электрической передачи дизелем вращается тяговый генератор, преобразующий механическую энергию вращения дизеля в электрическую. Электрическая энергия передаётся тяговым электродвигателям. При использовании гидропередачи дизель приводит гидроагрегат, при механической — коробку перемены передач.

Тепловоз серии 218 - немецкий четырёхосный тепловоз с гидропередачей, эксплуатируется Deutsche Bundesbahn (DB). В течение долгого времени был наиболее многочисленным тепловозом на железных дорогах ФРГ. Эти машины можно встретить и в наше время на многих неэлектрифицированных линиях Германии, они используются и в грузовом, и в пассажирском движении, как на главных линиях, так и на второстепенных ветках.

Ещё в 1966 году железные дороги ФРГ (Deutsche Bundesbahn) заказали у компании Крупп (Krupp) 12 пробных тепловозов, для которых предусмотрели серию V-164. Однако, во время выполнения заказа как раз происходил переход на новую классификацию (по стандартам UIC) и серия получила номер 218. Всего было выпущено 12 упомянутых прототипов, затем с 1971 по 1979 год заводами Хеншель, Краусс-Маффей и МаК (Henschel, Krauss-Maffei и MaK) было сделано еще 398 экземпляров. Поставка тепловозов проходила в четыре этапа. Первыми поступили тепловозы с серийными номерами 101-170, вторыми — 171-298, третья партия - тепловозы под номерами 299-398, четвертая — 400-499. Нумерация производилась в следующих диапазонах: 218 001–012, 218 101–499, 218 901–908. Позже к серии Baureihe 218 добавился тепловоз DB серии 215 112 - его переделали после аварии в экземпляр серии 218, он получил номер 399 (218 399).

Первоначально на BR 218 устанавливался дизельный двигатель MTU 12V 956 TB10 мощностью 2470 лошадиных сил, потом некоторые машины получили производившийся в Германии по лицензии французский дизель Pielstick PA4 V200 мощностью 2663 лошадиные силы. Самым массовым же стал самый мощный вариант, с двигателем MTU TB11 мощностью 2764 лошадиные силы. Локомотив оснащён гидродинамическим тормозом. Каждая из двухосных тележек (до тепловоза 218 299) имела подвеску на четырёх пружинах, тележки более поздних тепловозов опираются на центральную пружину. Гидравлическая трансмиссия имеет две скорости, одна из них (с ограничением 100 км/ч) используется при движении на низкой скорости и когда требуется большое тяговое усилие, вторая скорость (с ограничением 140 км/ч) служит для работы на высокой скорости и с пассажирскими поездами. Переключение между скоростями осуществляется только на стоящем локомотиве. С 1985 года многие локомотивы получили новые выхлопные трубы изогнутой формы, так как прежние выбрасывали газы как раз под контактный провод, что приводило к его загрязнению и порче. Кроме того, некоторые тепловозы получили новые дизели Caterpillar.

За годы эксплуатации тепловозы 218 зарекомендовали себя как наиболее надежные, вплоть до 2000 года эти тепловозы были наиболее востребованными на дорогах ФРГ. В 2000 году на ходу было 415 таких тепловозов, в это время и началось первое снятие их с эксплуатации.

В DB AG решили, что локомотивы с серийными номерами от 101 до 399 должны были эксплуатироваться до 2003 года, а затем либо "выходить на пенсию", применяться для внутренних нужд или передаваться в подразделение Бундесбана DB AutoZug.

Локомотивы модификации 218.4 стали использоваться с двухэтажными пассажирскими вагонами.

Прототипы были переведены в класс 225.8 и переданы в подразделение Бундесбана DB Cargo для осуществления грузовых перевозок.

Локомотивы модификации 218.8, приспособленные для буксировки поездов ICE, остались в эксплуатации.

В марте 2008 года всё ещё эксплуатировалось 235 локомотивов.

Первые локомотивы были окрашены в бордовый цвет (RAL 3004). В 1974 году локомотивы 218 217 и 218 218 использовались в качестве испытательных транспортных средств для новых цветовых схем: 218 218 стал первым, окрашенным в голубой/бежевый (или бирюзовый/кремовый, RAL 5020 / RAL 1001) цвета. А 218 217 был окрашен в бордовый и бежевый (RAL 1001 / RAL 3004). Окраска в бирюзовый / кремовый цвета стала тогда новым стандартом для класса 218, а 218 217 так и остался в бордовом и бежевом. В конце 2000-х годов в бирюзовом / кремовом цвете остался только один локомотив - 218 320, принадлежавший DB AutoZug. В 1984 году для железной дороги Кёльн - Гуммерсбах десять локомотивов были окрашены в оранжевый цвет (RAL 2004) с серой полосой, после завершения проекта свой цвет до 1990-х годов, а затем были перекрашены в красный цвет (RAL 3031) с белой маркировкой.

Остальные действующий локомотивы класса 218 почти полностью остаются в современной цветовой схеме "красный насыщенный" (RAL 3020).

В 1970 в ФРГ в эксплуатацию поступили восемь тепловозов серии 210, во многом идентичных 218, но разгонявшихся до 160 км/ч за счет дополнительных газовых турбин, работавших параллельно с дизелями. После того, как 31 декабря 1978 года у тепловоза 210 008 произошло возгорание в машинном отделении турбины были демонтированы со всех восьми машин. В период с 1980 по 1981 год эти тепловозы были переделаны в класс 218. Они получили номера 218 901 - 218 908 и приписаны к депо Кемптен, были сняты с эксплуатации и утилизированы только в период с 2004 по 2006 год.

Бывало и наоборот! Для частично электрифицированной линии из Мюнхена через Берлин в Гамбург использовались (на не электрифицированном участке) локомотивы класса 120. В 1996 году для этой задачи из локомотивов 218-430-443 и 218 456-442, которые находились в Любеке и были в особенно хорошем состоянии, были сделаны локомотивы класса 210. Индивидуальные номера локомотивов были сохранены - таким образом, DB 218 430 стал DB 210 430. После полной электрификации линии локомотивы были перестроены снова и в декабре 1998 года опять стали машинами класса 218...

Пятнадцать BR 218 с 1990-х годов используются для обслуживания высокоскоростных поездов ICE в качестве буксиров. Для этого тепловозы, собранные в класс 218.8, были оснащены автосцепкой Шарфенберга и рассредоточены по депо (Франуфурт-на-Майне, Берлин-Руммельсбург) на высокоскоростных магистралях.

Локомотивы класса 218, переданные со временем в подразделение DB Railion для грузовых работ, были перенумерованы как класс 225 подсерии 225.8.

Несмотря на очевидную удасность проекта создания и использования локомотивов серии 218 и его чрезвычайную распространенность в Германии с начала 70-х годов, немецкая фирма Piko стала выпускать его модели в масштабе H0 достаточно поздно - только в 2001 году.

И она явно "просилась" прежде всего в стартовые наборы - достаточно простой, прочный, с минимумом выступающих деталей корпус мог выдержать даже "беспощадное" детское использование. А если добавить к этому весьма высоко ценящиеся и спустя пятнадцать лет после выпуска ходовые качества (полный привод на обе тележки - хотя двигатель только один)... И соответствующую бюджетную цену... Это почти идеально!

Таким образом наиболее распространенной моделью локомотива серии 218 от Piko стала та, что входит и в ныне выпускающиеся (2017 год) стартовые наборы "Стартовый набор модели железной дороги PIKO 57151 грузовой состав DB Cargo" (он появился раньше других наборов с 218 - в 2004 году), "Стартовый набор PIKO 57153 противопожарный поезд" и "Стартовый набор PIKO 57150 BR 218 с двумя двухэтажными вагонами" (Start-Set BR 218 + 2 Doppelstockwagen DB Regio).

Последний набор наиболее точно отвечает историческим реалиям и предсталяет собой состав конца V - начала VI эпохи. Но в данном случае нас интересует именно локомотив.

Он имеет конкретный реальный прототип с маркировкой 218 296-2. На модели указана реальная принадлежность - DB Regio AG Karlsruhe. DB Regio AG - подразделение Deutsche Bahn котороя обслуживает короткие и средней протяженности пригородные маршруты в Германии. Это подразделение работает в семи районах Германии; в том числе, существует филиал в земле Баден-Вюртемберг (DB Regio Baden-Wurttemberg), где и находится город Карлсруэ (Karlsruhe). Локомотив имеет современную цветовую схему (серая крыша - насыщенно-красный корпус (RAL 3020), и к тому же можно четко разобрать дату последней его ревизии, она указана на борту - 1998 год (REV 27.5.98). Таким образом, он относится к V (пятой) эпохе...

Модель оснащена мощным 5-полюсным двигателем с маховиком, полным интерьером кабины (даже с фигуркой машиниста), имеет белые светодиодные фары и красные светодиодные задние фонари, которые координируются с направлением движения и разъем для декодера DCC 8 Pin (стандарт NEM 652). Длина по буферам составляет 180 мм, минимальный радиус поворота - 358.

иструкции к модели BR 218 Piko
схемы модели BR 218 Piko