Локомотивы: тепловоз EMD FT

Производитель Xiamen Newsun Co.Ltd., Китай под марками Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place лепят свои "паровозики" не абы как - в данном случае речь идет о моделях реальных прототипов паровозов и тепловозов железных дорог США, и для серьезных коллекционеров их выпускает заокеанская фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители явно взяли за образец.

Наборы Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train).

MST (Megapolis Speed Train - это историческая серия с первыми тепловозами (дизель-электровозами), являющимися копиями тепловозов EMD FT-A от Bachmann второй (II) американской эпохи (1940 - 1960), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных тепловозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в данном случае для Baltimore and Ohio Railroad (а также для Atchison, Topeka and Santa Fe Railway, Atlantic Coast Line Railroad, Boston and Maine Railroad, Chicago and North Western Railway, Chicago, Burlington and Quincy Railroad, Chicago, Milwaukee, St. Paul and Pacific Railroad, Chicago, Rock Island and Pacific Railroad, Delaware, Lackawanna and Western Railroad, Denver and Rio Grande Western Railroad, Erie Railroad, Great Northern Railway, Lehigh Valley Railroad, Minneapolis and St. Louis Railway, Missouri Pacific Railroad, New York Central Railroad, New York, Ontario and Western Railway, Northern Pacific Railway, Reading Railroad, St. Louis Southwestern Railway, Seaboard Air Line Railway, Southern Railway, Western Pacific Railroad).

Electro-Motive Diesel, Inc (www.emdiesels.com) ведёт свою историю от Electro-Motive Engineering Corporation, основанной в 1922 году. В 1930 году General Motors Corporation приобрела Winton Engine Co и главного потребителя его продукции, Electro-Motive Company (производителя дизель-электрических самоходных вагонов), объединив 1 января 1941 года две этих компании и сформировав GM's Electro-Motive Division (EMD). Компания EMD, построив свои первые тепловозы в 1935 году, стала одним из лидеров североамериканского и мирового тепловозостроения, подмяв под себя около 30% рынка.

В ноябре 1939 года EMD выпустила первый грузовой дизель-электрический локомотив (тепловоз) EMD FT, который является не только самым лучшим и успешным дизельным локомотивом, когда-либо построенным в Америке, но и одним из наиболее важных достижений мирового локомотивостроения. Локомотив был задуман и использовался как грузовой.

В названии буква "F" означала "freight" - "грузовой", а буква "T" была первой буквой в словосочетании "twenty seven hundred" (двадцать семь сотен), и обозначала суммарную мощность двух его секций, вместе взятых. Дело в том, что EMD FT производился в виде двух раздельных секций. Ведушая секция (A unit, EMD FT-A) имела кабину машиниста с выраженным "капотом", мощность ее составляла 1350 лошадиных сил. Но, как правило, добавлялась стандартная ведомая секция (B unit, Booster, EMD FT-B) и тогда мощность составляла упомянутые выше 2700 лошадиных сил. Существовала еще и укороченная ведомая секция (SB unit, Short Booster, EMD FTSB).

Ведущая и ведомая секции соединялись между собой постоянной стержневой сцепкой и считались единым локомотивом. При этом ведущую секцию можно было использовать отдельно, а также, помимо стандартной схемы использования AB, компоновать схемы A-B-A или A-B-B-A. Отдельные заказчики, такие как, например, Atchison, Topeka and Santa Fe Railway, заказывали все свои секции FT с установленными с двух сторон стандартными сцепками, чтобы обеспечить максимально возможную свободу в формировании локомотивных сцепок под конкретные задачи. Было произведено примерно равное количество ведущих и ведомых секций, 555 и 541 штук соответственно.

По внешнему виду FT, в отличие от более поздних моделей, имел на боковых панелях корпусов по четыре круглых боковых окна, расположенных близко друг к другу. Харакерным образом выглядела крыша. Там находились четыре отверстия выхлопных коллекторов дизелей, расположенные в ряд по продольной оси локомотива. Если конкретный экземпляр был оборудован системой динамического или регенеративного (как на электровозах) торможения, то с обеих сторон от выхлопных отверстий устанавливались прямоугольные кожухи вентиляторов этой системы. Вентиляторы системы охлаждения ходовых дизелей на FT были полностью спрятаны внутри корпуса и сгруппированы по два в каждом конце машинного отделения. А на более поздних моделях грузовых локомотивов EMD все четыре вентилятора устанавливались одной группой и их кожухи выступали за верхний габарит крыши.

Двадцать три крупнейших железнодорожных компании США стали владельцами локомотивов FT. Самое большое их число (153 секции A и 167 секций B) принадлежало железной дороге ATSF. Но в нашем случае, судя по раскраске (а у Bachmann и по маркировке), речь идет о тепловозах, построенных для Baltimore and Ohio Railroad с 1942 по 1943 годы. Всего их было сделано для этой дороги 12 штук.

Очевидно, что китайцы решили употребить для своих нужд модель EMD FT-A в масштабе H0 от Bachmann - 60112-LN (более не производится). Цена подобных локомотивов у американцев - 239 долларов, а весь китайский набор с этим тепловозом стоит в десять раз дешевле. Поэтому вас никак не должно удивлять то, что от исходной модели остались лишь внешние очертания и окраска, но абстрагирована принадлежность - вместо названия железной дороги Baltimore and Ohio Railroad на борту может быть написано нечто совершенно фантастическое, типа Train Specialized или даже еще чего похуже... Логотип A на лобовой части тепловоза тоже является полной абстракцией, хотя и напоминает своими контурами логотип Baltimore and Ohio Railroad.

Передняя тележка, в оригинале состоявшая из двух колесных пар, превратилась в одну ведущую колесную пару с редуктором на её оси - она-то и тащит тепловоз. Она стыдливо закрыта декоративной накладкой, которая создает впечатление, что колесных пар вроде как две. Сзади, как и положено, тележка с двумя колесными парами на поворотной оси, внешний вид её не так уж и далёк от оригинала. Так или иначе, тут вся ходовая часть вообще кардинально отличается от "родной"...

Тепловоз после запуска (вручную - с помощью красного переключателя на корпусе справа) может двигаться только вперёд и только с одной скоростью. Тут нет возможности дистанционного управления. Останавливать локомотив не очень удобно - приходится ловить или подкладывать что-то на пути. У него горит (мигает) лобовой прожектор красного цвета, в некоторых наборах (не во всех!) тепловоз издает разного рода характерные для движущегося состава звуки (для чего предусмотрены встроенный динамик и примитивная "звуковая карта"). Работает он от пары батареек АА...

Большинство характерных деталей на корпусе достаточно различимы, хотя в целом гораздо меньше выступающих частей и отверстий. То есть это реализовано не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться. И за пару десятков долларов, наверное, лучшего варианта, чем этот, предложить просто невозможно!

Ну, а серьезные коллекционеры могут поискать себе тут "родной" Bachmann!