Локомотивы: тепловоз DB Baureihe V80

Годы постройки: 1951/1952
Колесная формула: B’B’
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 58 тонн
Максимальная скорость: 100 км/ч
Длина по буферами 12800 мм
Мощность: 1090 лошадиных сил
Диаметр колес: 1000 мм
Привод: дизельный гидравлический
Тормоз: пневматический


Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

В случае использования на тепловозе электрической передачи дизелем вращается тяговый генератор, преобразующий механическую энергию вращения дизеля в электрическую. Электрическая энергия передаётся тяговым электродвигателям. При использовании гидропередачи дизель приводит гидроагрегат, при механической — коробку перемены передач.

Класс V80 - это ранний тип немецкого дизельно-гидравлического локомотива, эксплуатируемого Deutsche Bundesbahn, который был переименован в класс 280 с 1968 года. Всего 10 экземпляров тепловозов этого класса были построены в начале 1950-х годов.

В 1950 году Германская Федеральная Железная дорога Deutsche Bundesbahn разместила заказ на локомотивы класса V80.10. Локомотивы должны были использоваться для вождения легких пассажирских и грузовых поездов на основных и вспомогательных линиях, а также маневровых работ. Заказ был выполнен в 1951 - 1952 году заводами Maschinenbau Kiel AG (MaK) и Krauss-Maffei AG (KM) (Краусс-Маффей) в количестве 5 единиц от каждого завода. Локомотивы, построенные Krauss-Maffei AG (KM) имели номера V80 001 - V80 005, а локомотивы построенные Maschinenbau Kiel AG (MaK) - V80 006 до V80 010.

Классической особенностью локомотивов была кабина водителя, расположенная в центре транспортного средства, которая могла использоваться для движения в обоих направлениях. Локомотивы были снабжены 12-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью от 750 до 1000 л.с., построенными Mercedes-Benz, MAN и Maybach. Они были также оснащены дизельным котлом для обогрева пассажирских вагонов.

Первоначально локомотивы были распределены в локомотивные депо (Bahnbetriebswerke) во Франкфурте-на-Майне и в Бамберге. Во Франкфурте-на-Майне они использовались на пригородных маршрутах из Франкфурта-на-Майне-Хбф в Бад-Хомбург, а также в Кронберг, а также таскали поезда между Франкфуртом-на-Майне и Кёльном. Бамбергские локомотивы использовались на пригородных маршрутах Нюрнберга и на различных ветках вокруг Бамберга. С 1963 года все локомотивы были собраны вместе в Бамберге и были использованы пассажирских и грузовых поездов на многих ответвлениях в северной части Баварии.

Практика показала, что локомотив оказался слишком медленным для вождения пассажирских поездов на основных линиях, а для маневровых работ – слишком тяжелым. Поэтому уже с 1962 года локомотивы класса V80 стали активно заменять тепловозами V100.20. К декабрю 1968 года локомотивы V80 использовались только в грузовом железнодорожном сообщении и на вспомогательных линиях. В том же году была изменена нумерация локомотивов и V80 стали локомотивами класса 280.

Deutsche Bundesbahn окончательно списали эти локомотивы в период с 1976 по 1978 год, поскольку были уже доступны локомотивы сопоставимого класса V100. Последний локомотив класса 280 был выведен из эксплуатации в апреле 1978 года.

За исключением 280 002, который было решено восстановить и оставить как музейный экспонат, остальные девять продали в Италию. Локомотивы продавались тамошним частным железным дорогам и строительным фирмам.

Но, к сожалению, 280 002 - музейный экспонат - стал жертвой большого пожара в Музее Транспорта Нюрнберга 17 октября 2005 года. Все сгоревшие тогда тепловозы музея были утилизированы в июле 2006 года. В качестве замены V 80 002 немцы выменяли в июне 2008 года V80 005 у его итальянского владельца на локомотив класса 216. Он был отреставрирован в 2013 году.

V 80 001, завод Krauss-Maffei, заводской номер 17716, приобретен итальянской компанией Salcef, затеем выкуплен частным немецким лицом в 2005 году и находится во Франкфурте; V 80 002, завод Krauss-Maffei, заводской номер 17717, погиб в пожаре; V 80 003, завод Krauss-Maffei, заводской номер 17718, находится в эксплуатации на трубном заводе Arvedi в Кремоне; V 80 004, завод Krauss-Maffei, заводской номер 17719, списан в утиль в Италии в 2002 году; V 80 005, завод Krauss-Maffei, заводской номер 17720, приобретен железнодорожной компанией Edile of Rome и впоследствии снова передан немцам для замены сгоревшего V 80 002 в музее; V 80 006, завод MaK, заводской номер 800001, списан в утиль в Италии в 2006 году ; V 80 007, завод MaK, заводской номер 800002, продано в железной дороге Бари, а затем обратно продан в 2009 году в Германию (Deutsche Privatbahn GmbH), находится в музее в Альтенбекене; V 80 008, завод MaK, заводской номер 800003, продан в компанию NewCo Tricesimo, затем оказался в Удине; V 80 009, завод MaK, заводской номер 800004, списан в утиль в Италии в 2005 году ; V 80 010, завод MaK, заводской номер 800005, Изначально продан частной компании Hersfelder Kreisban, затем продан в Италию в 1981 году и находится на службе в компании Armafer в Лечче;

Модели этого тепловоза в масштабе H0 в разное время производились фирмами Lima, Marklin, Trix, Hamo. Но, пожалуй, легче всего в России можно отыскать модель Roco BR 280 Diesellok (артикул 63381) с бортовым номером DB 280 007-6.

Что касается реального прототипа, то он был построен в 1951 году на заводе MaK в городе Киле под заводским номером 800002 и поставлен в DB, где получил номер V 80 007, а в 1968 году был перемаркирован в DB 280 007-6. Был приписан к железнодорожному депо города Бамберг нюрнбергской дирекции Бундесбана и списан в 1978 году в связи с тотальным сокращением деятельности депо Бамберг и продан Италии в железнодорожную компанию FBN (Ферровия Бари Норд), где он носил номер V 80-1 до начала 2000 года. В 2009 году локомотив был приобретен частной немецкой компанией Deutsche Privatbahn GmbH из Альтенбекена.

Модель Roco BR 280 Diesellok (артикул 63381) выпускалась с 2003 по 2005 годы в Австрии. Имеет свет (лампы) белый по ходу движения и сзади красный, а также разъем под декодер 8-пин. Локомотив довольно тяжелый, ход очень плавный и практически бесшумный. Данная модель относится к IV (четвертой) эпохе, к конкретному временному периоду с 1971 (на модели указана дата последней ревизии REV 24.7.71) по 1978 год, принадлежность - DB (Нюрнбергское управление, или дирекция, Бундесбана - Bundesbahndirektion Nurnberg, BD Nurnberg; железнодорожное депо Бамберг - BW Bamberg).