Моторвагонный подвижной состав: Hondekop

Произведено: двухвагонных ElD-2 68 шт. и четырехвагонных ElD-4 73 шт., поездов Бенилюкс (серия Мат'57) - 12 единиц.
Принадлежность: ElD-2, ElD-4 -NS. Benelux - NS и NMBS.
Компоновка ElD-2 - Bk + ABDk. ElD-4 Bk + A + B + BDk. Benelux: ABKk + BDk.
Производитель: Allan Rotterdam, Beijnes, Werkspoor.
Годы постройки: 1954 – 1962.
Списание: 1993 – 1996 годы, для поездов Бенилюкс - 1988 год.
Формула оси: у ElD-2 Bo'2'+ 2'Bo', у ElD-4 Bo'Bo'+ 2'2' + 2'2 '+ Bo'Bo'.
Ширина колеи: 1435 мм.
Длина ElD-2 50,4 метра, ElD-4 98,6 метра. Benelux 150,4 метра.
Масса пустого: ElD-2 110 тонн, ElD-4 210 тонн. Benelux 115 тонн.
Максимальная скорость: 140 км / ч.
Вместимость: ElD-2 1 класс 24, 2 класс 96; ElD-4 1 класс 48, 2 класс 188; Бенилюкс 1 класс 24, 2 класс 80.
Тип двигателя: Heemaf.
Система питания: напряжение постоянного тока ElD-2 ElD-4 - 1500 V, Benelux - 1500/3000 V.
Питание: контактная сеть.
Тип муфты: муфта Шарфенберга.
Двери ElD-2: по 3 с каждой стороны.
Двери ElD-4: по 7 с каждой стороны.
Бенилюкс: по 3 с каждой стороны (без дверей багажного отделения).


Моторвагонный подвижной состав (МВПС) — общее название состава, имеющего обмоторенные вагоны. Сюда относятся электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы, электропоезда (и служебные дизельпоезда) метрополитена. Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нём все или некоторые вагоны как оборудованы двигателями и предназначены для тяги, так и имеют салоны для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными, а сам локомотив служит лишь для тяги.

Голландский моторвагонный подвижной состав Materieel '54 (Mat '54) представлял собой серию двух- и четырехвагонных электропоездов голландских железных дорог (NS), названных Mat '54 в честь года, когда на них был размещен первый заказ. Из-за характерной формы носа их часто (хотя и не официально) называли "собачьей головой" (Hondekop).

"Собачий" нос был разработан для обеспечения лучшей защиты машиниста в случае столкновения. Однако уровень комфорта в кабине был скромным по современным меркам: в первые годы машинисту приходилось довольствоваться откидным сиденьем, которое только позже было заменено креслом. Эти составы использовались как междугородние поезда-экспрессы и ходили они буквально во все концы страны. При этом Hondekop - самые тяжелые составы такого рода, которые на сегодняшний день эксплуатирует европейские железные дороги.



Между 1956 и 1962 годами производители (Allan Rotterdam, Beijnes, Werkspoor) поставили в общей сложности 73 поезда ElD-4 из четырех вагонов и 68 поездов ElD-2 из двух вагонов. Поезда из четырех вагонов были технически почти идентичны двухвагонным. Максимальная скорость 140 км / ч. Благодаря электрическим и пневматическим соединениям в муфтах Шарфенберга, вагоны могли эксплуатироваться вместе с поездами предыдущих генераций - Mat '35, Mat '36, Mat '40 и Mat '46.

Двухвагонные поезда имели номера 321-365 и 371-393, а четыревагонные - номера 711-757 и 761-786. Некоторое изменение нумерации произошло позже у четырехвагонных поездов.

Цветовая гамма поездов изначально была зеленой с желтыми усами и серой крышей. В 1968 году номер 359 стал первым поездом, который был окрашен в новые желтые корпоративные цвета NS. Последний поезд был перекрашен только в 1980 году.

С 1969 года поезда оснащались устройством для одновременного закрытия дверей, что экономило время, поскольку кондукторам больше не приходилось закрывать их по отдельности. Однако после закрытия двери не были заперты, что могло вызвать опасные ситуации.

Поезд 776 был наполовину сгорел в 1969 году. В 1970 году его, с совершенно новым интерьером, снова поставили на рельсы. Два вагона второго класса были преобразованы в дополнительные вагоны первого класса. Состав использовался на маршруте 501/502 между Гронингеном и Гаагой. Чтобы отличать состав от обычных поездов, ему был присвоен номер 1970.

Ряд составов из четырех вагонов с 1972 года был оснащен новым интерьером. Сиденья больше не расположены друг напротив друга, а в основном расположены друг за другом. Поскольку общее количество сидений уменьшилось, при реконстуркции следующих поездов было решено преобразовать часть багажного отделения в пассажирское. Составы с обновленным интерьером получили синюю полосу вокруг окон и использовались как междугородний поезд. На носу первых нескольких переделанных поездов даже был логотип Intercity, но вскоре он исчез.

Прежде всего, в 1972 году были реконструированы составы 773, 775 и 777 - 786. Составы 773, 775, 777 - 779 получили номера 787 - 791. В период с 1975 по 1981 год еще 25 составов были преобразованы в междугородние поезда. К номерам спереди в те годы стали добавлять «1», так что и поезда 780 - 791 также был перенумерованы в 1780 - 1791. Когда в 1991 году были введены в эксплуатацию локомотивы класса 1700, междугородним поездам, в том числе и 1970-ому, вернули старые номера.

Поезда оказались наиболее подходящим объектом для захвата у членов террористической организации "Свободная молодежь Южно-молуккских островов" (СММО) в Голландии. 2 декабря 1975 года семеро террористов захватили поезд, состоящий из двух двухвагонных составов Hondekop 328 и 378. Переговоры длились 12 дней, трое заложников были убиты в том числе машинист поезда Ханс Браам. 14 декабря угонщики сдались из-за наступления холодов. В 2008 году об этом был снят телевизионный фильм.

23 марта 1977 года в 8.30 девять террористов из СММО овладели электропоездом в Ассен Де Пунт в Северной Голандии и взяли в заложники 51 человека. К концу трех недель бесплодных переговоров было принято решение о штурме. 11 июня ночью, используя специальные очки ночного видения, десять групп по пять человек в каждой скрытно приблизились к поезду и заняли исходные позиции.

В 4.53 6 истребителей штурмовиков Ф-104 Старфайтер голландских ВВС с грохотом пролетели на небольшой высоте над поездом. Перепуганные заложники наклонились и закрыли головы руками, а террористы подняли головы, глядя на потолок. Именно этого и добивались. Коммандос привели в действие заряды, которые вырвали наружу двери вагонов, солдаты ворвались внутрь, стреляя из своих "Узи". Дополнительный эффект создавали очереди из пулеметов МАГ, которые группа прикрытия дала в направлении поезда. Несмотря на предостережения, передаваемые через мегафоны, двое заложников, в том числе одна женщина, вскочили на ноги и погибли на месте. Погибли 6 террористов, 3 сдались. Последний успел выстрелить в заложника, но, к счастью, только ранил его.

Состав 747, унанный в Де-Пунте в 1977 году, был изрешечен пулями и сильно поврежден после операции по освобождению, но, тем не менее, был восстановлен. Однако номер был скомпроментирован и после 1990 года было решено изменить его на 758.

С 1989 года поезда выводили из эксплуатации. Это длилось на семь лет. Ближе к концу активной службы появлялось все больше и больше поездов разного дизайна. Например, двухвагонный состав 322 в 1992 году переделали в икнотеатр. Поезд 363 был использован в качестве рекламно-пропагандистской площадки и получил в связи с этим нестандартную окраску. Поезда активно списывали в 1992 - 1993 годах. Последняя официальная поездка "хондекопа" с пассажирами состоялась в январе 1996 года.

Два полных состава этой серии сохранились как официальные музейные экспонаты. Двухвагонный состав 386 принадлежит железнодорожному музею в Утрехте. Состав из четырех вагонов 766 принадлежит фонду Mat '54 Hondekop-Vier. Состав снимали в двух фильмах об угонах поездов в Вайстере и Де Пунте, снятых в 2007 году (фильм "Вейстер") и 2008 году (фильм "Де Пунт"). Он использовался для натурных съемок. Для интерьерных съемок использовался состав поезда 386. Поезд 375 из двух вагонов находится в Camping Land uit Zee в Вирингерверфе. Сохранился также головной вагон ABk 382, он находится в частном владении в небольшом железнодорожном музее Waterhuizen, недалеко от Гронингена.

Очень похожей внешне на "хондекопы" серии Mat '54 были поезда серии Mat '57. За исключением цвета (темно-синий с широкой желтой полосой), они были в основном такими же по внешнему виду, как и другие Хондекопы. Но технически они сильно различались.

В 1957 году была электрифицирована железнодорожная линия Антверпен - Розендаль. В том же году было закуплено 12 двухвагонных поездов для перевозок в странах Бенилюкса между Амстердамом и Брюсселем (Mat '57).

Тяговые двигатели у Mat '57 были произведены уже в Бельгии и они могли работать как в голландской сети (1500 вольт), так и в бельгийской сети (3000 вольт). Для обоих случаев были установлены отдельные пантографы.

Поезда Mat '57 могли работать в связке со всеми голландскими электропоездами предыдущих генераций (Mat '35, Mat '36, Mat '40, Mat '46 и Mat '54). С бельгийскими составами совместимости не было. Из 12 единиц 4 были построены для Национальной компании бельгийских железных дорог (NMBS) под номерами 220.901–220.904 и 8 для Голландских железных дорог (NS)с номерами от 1201 до 1208.

Компоновка составов Mat '57 (ABKk и BDk) отличалась от прежних двухвагонных составов Hondekop. Багажный отсек стал немного меньше, было отдельное таможенное отделение, которое позже было превращено купе первого класса. Был также пищеблок, который обычно не использовался и поэтому со временем его тоже превратили в купе - но уже второго класса.

Эти поезда обслуживали маршрут Брюссель - Амстердам почти тридцать лет. В 1986 году были заменены на вагоны NS Intercity, которые тянул локомотив NMBS HLE 11. Несколько составов ходили на внутренних рейсах между Амстердамом и Флиссингеном до января 1988 года, а затем были списаны.

Пассажирский пригородный экспресс Hondekop Piko HO (артикул 57522) в желтой ливрее оборудован переключаемым в зависимости от направления движения внешним освещением (белые фары - красные габариты), двумя пантографами и оснащён разъёмом на 8-пин для установки декодера цифровой системы управления. Принадлженость - NS, Нидерланды. Минимальный проходимый радиус: 358. Эпоха: III (третья). Состоит из двух вагонов (NS ABDk 359, Bk 3590) с проводимой сцепкой в виде разъема, общая длина: 588 мм. Обмоторен только один вагон, и в нем ведущей является только одна телега. Токосъем организвован с обоих телег моторного вагона, прицепной вагон токосъемом не оборудован.

Также Piko делали пассажирский электропоезд из двух вагонов Hondekop Benelux 1202 (это уже, типа, Mat '57) в зеленой ливрее (артикул 57571). Это тоже эпоха III и принадлежность у него NS, и технические характеристики были такие же, плюс предусмотрена возможность установки звукового модуля. В 2020 году у Piko также есть в продаже цифровой стартовый набор "Поезд Hondekop" (артикул 59025) с рельсами на подложке и пультом управления SmartControllight.

инструкции к модели Piko


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...