Моторвагонный подвижной состав: TEE VT 11.5 (DB BR 601, DSB MA)

Годы постройки: 1957 - 1970
Завод: MAN, LHB, Wegmann
Составов построено: 19
Число вагонов в составе: 7 - 10
Осевая формула: B'2'+2'2'+2'2'+2'2'+2'2'+2'2'+2'2'+2'2'+2'B'
Длина состава: 130,720 мм (для стандартного варианта из 7 вагонов)
Ширина состава: 3,012 мм Ширина колеи: 1435 мм
Рабочая масса: 214 т
Тип двигателя: 12 цилиндровый дизельный либо газотурбинный
Мощность двигателя: 809 кВт (дизельный, MTU 12V 538 TA 10) либо 2991 кВт (газотурбинный, Maybach MD650/aB)
Тип передачи: гидравлическая
Конструкционная скорость: 160 км/ч
Сцепки: Шарфенберга
Посадочных мест: 122 + 46 за столиками в вагонах-ресторанах
Класс обслуживания: первый

DB-Baureihe VT 11.5 это высокоранговый (соответствующий слугам первого класса) дизельный поезд c гидравлической передачей, построенный для Deutsche Bundesbahn. В свое время этому составу по скорости, комфорту и изяществу конструкционных решений не было равных. В 1958 году на всемирной выставке Expo 58 в Брюсселе этот поезд получил золотую медаль за технические достижения. Был предназначен для категории поезда Trans Europ Express (TEE). Они использовались для обслуживания TEE с 1957 по 1972 год, а затем некоторое время работали в категории поездов InterCity.

Trans Europ Express или Trans-Europe Express (TEE) - это международный железнодорожный сервис первого класса в Западной и Центральной Европе, который был основан в 1957 году и прекратил работу в 1995 году. В разгар своей деятельности, в 1974 году, сеть TEE состояла из 45 маршрутов, соединяющих 130 различных городов.

Конструкционно VT 11.5, созданный для этой сети, был основан на разработках для довоенного класса СВТ 137, инновационных проектах Франца Крукенберга и на опыте создания послевоенного DB класса VT 10.5 . Чаще всего поездные состоял из двух моторных вагонов, построенных компанией MAN AG, и промежуточных вагонов: одного вагона-ресторана, совмещенного с кухней, одного вагона-ресторана с баром, построенных компанией Wegmann & Co. , а также трех пассажирских вагонов, собранных компанией Linke-Hofmann-Busch. Вес поезда из семи вагонов составил 230 тонн, длина - 130 метров. Гидравлическая трансмиссия - от Voith или Maybach. Все вагоны были оснащены кондиционерами. Поезда были оборудованы и одобрены для Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции, Швейцарии, Австрии и Италии.

Промежуточные вагоны изначально имели маркировку VM 11 5101-5123 (A 4u, вагон-купе с боковым проходом), VM 11 5201-5208 (A 4y, вагон с сидячими местами и центральным проходом), VM 11 5301-5308 (AR 4y, вагон-ресторан с баром) и VM 11 5401-5409 (WR 4y, кухня и обеденный зал), с 1968 года их номера стали такими - 901 101-123, 201-208, 301-308 и 401-409.

Вагон-купе имел шесть отсеков глубиной 2200 мм с шестью местами. Сидячие вагоны имели 33 посадочных места, сиденья могли вращаться в направлении или против направления движения. Вагон-ресторан имел 7 мест в баре, 23 места в зале и ещё 17 мест. В вагоне с кухней также было 23 места. В вагонах-купе был один туалет, а в сидячем два.

В общей сложности для DB было построено 19 моторных и 48 прицепных вагонов этой серии с мая по ноябрь 1957 года. Первые экземпляры в 1957 году сразу же поступили на маршруты: TEE 31/32 Rhein-Main Франкфурт-на-Майне – Амстердам; TEE 74/75 Saphir Дортмунд – Остенде; TEE 77/78 Helvetia Гамбург (Альтона) – Цюрих; TEE 168/185 Paris-Ruhr Дортмунд – Париж.

Но в шестидесятых из-за электрификации некоторые маршруты были отменены (TEE 77/78) или же перенесены. С 1965 года были введены другие маршруты для VT 11.5: TEE 155/190 Parsifal Гамбург (Альтона) – Париж; TEE 25/26 Diamant Дортмунд – Антверпен; TEE 19/20 Saphir Франкфурт-на-Майне – Остенде.

Несколько особняком стоит история эксплуатации поездов этого класса в Дании. С 1963 по 1966 год на датским государственным железным дорогам (DSB) были поставлены одиннадцать вагонов серии DSB MA, а также промежуточные вагоны (AM, BM, BR, BS). Они использовались до 1990 года. Датчане переименовали составы в Litra MA (номера шли начиная от MA 460 до 470), также поезд нередко называли словом Lyntog. Концепция Lyntog ("грозовой поезд") появилась у DSB в Дании ещё в 1935 году. Использовавшиеся в рамках этой концепции дизельные трех- и четырех-вагонные поезда показали уже тогда впечатляющую максимальную скорость в 120 км / ч, а также высокий уровень комфорта. Именно для замены поездов Lyntog первого поколения DSB и приобрела одиннадцать немецких поездов. В 1984 году датские поезда были перекрашены в серебристый цвет и их стали называть "Solvpilen" (что значит "серебряная стрела").

с 1 января 1968 года в Германии поезд был переименован в класс 601(901) после ведения классификации МСЖД. Локомотивы были переименованы в класс 601, а промежуточные вагоны - в класс 901.

Особого внимания заслуживает модификация поезда 1970 года, получившая обозначение класс 602. На этом поезде были гипермощные (более чем в три раза мощнее дизельных) газотурбинные двигатели вместо дизельных, и он мог разгоняться до двухсот километров в час. Для того чтобы запустить эти уже десятивагонные поезда с максимальной скоростью 160 км / ч, четыре VT 11.5 были реконструированы в 1970 году и получили новые двигатели мощностью в 2200 лошадиных сил (1600 кВт) вместо первоначальных в 1100 лошадиных сил (820 кВт), которые позволяли развить скорость только до 140 км / ч. Они были перенумерованы как класс 602 001-004 (бывший класс 601 с номерами 012, 003, 007 и 010, соответственно). Внешним отличием являются более объемные воздухозаборники, эксплуатация началась на маршруте между Гамбургом и Людвигсхафен в июле 1974 года. Так как газовая турбина вызвала некоторые проблемы и имела более высокий расход топлива, на 602, они были выведены из эксплуатации к 1979 году.

После того, как в 1971 году DB запустила свою новую систему - InterCity, они использовали на неэлектрифицированных участках и четыре поезда серии 601 с 14 июля 1974 года. Была установлена максимальная эксплуатационная скорость в 160 км/ч. В 1979 году система InterCity была расширена, и в этих поездах были введены места второго класса, что означало конец использования 601/602 для InterCity, так как 601/602 соответствовали услугам только первого класса.

В апреле 1975 года поезд, состоящий из двух локомотивов серии 602 и двух промежуточных вагонов, установил новый немецкий рекорд скорости для топливных рельсовых транспортных средств между Целле и Ильценом со скоростью 217 км / ч. Этот ррекорд был побит только 13 января 2000 года поездом TD ICE, и то ненамного - 222 км / ч.

В 1976 году режиссер Вим Вендерс выбрал VT 11.5 InterCity в качестве места съемок некоторых сцен фильма "Мой Американский Друг".

С 1979 года поезда класса 601 начали массово выводить из регулярного сообщения и перевели в депо города Хамм. С 1980 года эти поезда класса 601/901 использовались для специальных туристических услуг. Так называемый Alpen-See-Express ходил из Гамбурга и Дортмунда в направлении Южной Германии и Австрии, в том числе в Берхтесгаден, Линдау, Оберстдорф, Инсбрук, Целль-Ам-Зее и Зальцбург. Эта миссия закончилась в 1988 году, после чего все 601-е, за исключением двух пошедших на лом единиц (601 002 и 901 403) были проданы в Италию одному швейцарскому предпринимателю, где их модернизировали. Но никто потом эти модернизированные составы так и не купил.

После падения берлинской стены один из поездов класса 601 пустили по маршруту между Гамбургом и Берлином. Для этого один из "итальянских" поездов был отдан в аренду Восточной Германии (в ведение компании DR) и служил там как "фирменный" поезд "Макс Либерман" (он относился к сети InterCity, маршрут IC 130) с 27 июля 1990 года по 29 сентября 1990 года. Следует заметить, что этому составу требовалось четыре с лишним часа, чтобы покрыть расстояние, что на пару часов больше, чем у довоенного поезда "Летучий Гамбуржец"... Причина была исключительно в отвратительном состоянии железных дорог на территории ГДР.

А после объединения Германии поезда класса 601 исчезли там с железных дорог окончательно. Часть поезда, который работал в ГДР, была перекрашена в сине-бежевый цвет и сейчас находится в железнодорожном парке-музее Аугсбурга, в ней расположен ресторан длиной 204 метра на 155 гостей. С 2010 года в железнодорожном парке Аугсбурга также появился шестивагонный винно-красный / бежевый блок поезда с моторными вагонами с номерами 601 013 и 019.

В начале девяностых часть своих составов датчане перепродали польской компании LKR, но компания LKR разорилась в 1994 году и поезда были сданы в лом.

Один поезд (VT 11.5 5014/19) сохранилися в Германии в рабочем состоянии, он используется иногда для специальных экскурсий и доступен, в том числе, для частного найма. Другой поезд этой серии VT 11.5 5012 (позже 602 003), стоял в Нюрнбергском Музее Транспорта (DB Museum). К 2011 году в Дании остался один-единственный поезд Litra MA (номер 460), находящийся в рабочем состоянии. Он покрашен в серебристый цвет и также является музейным экспонатом.

10 октября 2006 года Deutsche Post AG выпустила марку с изображением VT 11.5.

Масштабные модели поезда VT 11.5 выпуcкали такие компании как Roco, Marklin, у Roco такая модель (артикул 71935) стала одной из главных новинок конца 2020 года.

Дизельный поезд класса 601 Roco (артикул 71935) - модель из семи вагонов, которая "изображает" фирменный поезд Alpen-See-Express компании Deutsche Bundesbahn, который ходил в Германии в 80-х годах прошлого века (соответствует IV эпохе). Из семи вагонов один головной моторный, один вагон-ресторан, два пассажирских вагона и второй управляющий вагон без мотора. Имеется свет (белый / красный) по ходу движения (передние фары / задние огни). Также есть возможность установить стандартное освещение в вагоны.

В модели установлен пятиполюсной мотор с маховиком, разъем под декодер NEM 652 (в модель на заводе установлен звуковой декодер), NEM-шахты, общая дина 1510 мм, минимальный проходимый радиус - 358 мм.

Также у Roco на 2020 год есть в ассортименте датский поезд MA 461 "Lyntog", который промаркирован в соответствии с IV эпохой (артикул 69059). Модель состоит из пяти вагонов имеет классическую красную окраску, один головной моторный вагон (Bs 481), вагон-ресторан, два пассажирских вагона (Bm 521, Am 501) и второй управляющий вагон без мотора. Имеется свет (белый / красный) по ходу движения (передние фары / задние огни). Также есть возможность установить стандартное освещение в вагоны.

В модели установлен пятиполюсной мотор с маховиком, разъем под декодер NEM 652, NEM-шахты, общая дина 1077 мм, минимальный проходимый радиус - 358 мм.

Масштабная модель поезда ICE 4 была выпущена компанией Piko и стала одной из главных новинок конца 2019 года.

Информация о наборе Roco, артикул 71935


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...