Вагоны: пассажирский вагон Donnerbuchse Ci-25 (Bi)

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности и так далее...

Так называемые "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse или Donnerwagen) - это народное название двухосных несамоходных (локомотивной тяги) пассажирских вагонов, некупейных (открытого типа), с местами для сидения. Строили их в Германии начиная с 1921 года для государственной железной дороги - Deutsche Reichsbahn. Они были цельнометаллическими. Потому и громыхали...

После навязанного Германии Версальского договора и репараций после первой мировой войны в стране ощущалась нехватка пассажирских вагонов - поэтому их начали проектировать и строить по единому стандарту (Einheitsbauart) с 1920 - 1921 года. Все вагоны должны были быть цельнометаллическими - но производители не смогли одномоментно перестроиться на новые материалы, поэтому некоторое время продолжался выпуск и деревянных вагонов. С 1921 по 1923 год было введено в строй только 90 металлических и аж 2639 деревянных вагонов. Металлические проектировались из стандартных компонентов (в соответствии с принятой в то время на вооружение Рейхсбаном концепцией "Austauschbauart", то есть "взаимозаменяемости"). Это позволило с 1926 года быстро наладить их массовое производство. Их строили такие компании, как HAWA, LHB, Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg (MAN), Rathgeber, Beuchelt, Westwaggon, Fuchs и другие

Было разработано и производилось несколько типов (дизайнов) вагонов, обозначавшихся Di-21, Bi-29, Ci-28 и так далее.

Для небольших местных и второстепенных железнодорожных линий Рейхсбан (DRG, Deutsche Reichsbahn Gesellschaft) специально заказывал, начиная с 20-х годов, несколько серий (классов) особенных вагонов. В целом их конструкция и комплектующие были такими же, как и у обычных вагонов сходных типов (дизайнов), объединяемых термином Donnerbuchse. Таким образом, отдельные комплектующие были взаимозаменяемы. Но было и то, что значительно отличало их от "родительских" типов Donnerbuchse - это меньшая длина по буферам (Lup) - 12.956 метров против 13.92 метрa и меньший вес.

В когорту таких укороченных облегченных вагонов Donnerbuchse для второстепнных направлений (Nebenbahnwagen) входили серии CDi-23 / CCid-23 (номера в DRG 98 001 - 98 020), Bi-24 (29 001 - 29 005), BCi-24 (39 001 - 39 005), Di-24 / Cid-24 (98 021 - 98 025, 98 030 - 98 064), Ci-25 (98 026 - 98 029), Pwi-29a (117 501 - 117 507), Z-28 (10 001 - 10 xxx), Bi-31 (29 006 - 29 010), BCi-31 (39 006 - 39 010), Ci-31 (98 065 - 98 069), Pwi-31a (117 508 - 117 529, 117 531 - 117 810), PwPosti-31 (102 501 - 102 502), BCi-32 (39 011), Ci-32 (98 070), Pwi-32 (117 530), BCi-34 (39 012 - 39 081, 39 103 - 39 111), BCi-34a (39 082 - 39 102), PwPosti-34 (102 503 - 102 552), PwPosti-34a (102 553 - 102 554), Ci-33 / Ci-34, Cv-32, Cv-33, Civ-34, BCiv-34 и т.д. Из них Cv-32 и Cv-33 были самыми короткими (по буферам) - 12,150 и 12,240.

Серию вагонов дизайна Ci-25 начали выпускать с 1929 года, этим занималось, в частности, предприятие Maschinenbau AG Gorlitz (WUMAG), там вагонов сделали всего четыре (98 026 - 98 029) и они были предназначены для эксплуатации на линии прусской (Бранденбург) дороги Kleinbahn Freienwalde-Zehden (KFZ).

Вагон имел открытые торцевые платформы (или входные тамбура), длинну по буферам 12.300 мм, собственный вес до 16,0 тонн, его можно было эксплуатировать в составах, развивающих скорость до 90 километров в час. В салоне на 48 мест были установлены деревянные скамейки, разделенные перегородками на половину высоты, в вагоне имелся туалет с раковиной. Резервуары для воды были расположены под крышей. Изначально в DRG он соответствовал третьему классу комфортности.

Вагоны, известные как Bi - это результат модернизации вагонов (в том числе и различных Ci) в послевоенные годы. И в ФРГ и в ГДР послевоенная реконструкция коснулась сидений (они были просто деревянными, а затем получили дермантиновую обивку), системы обогрева (для чего иногда приходилось перемещать туалетную комнату и в целом маневрировать количеством сидячих мест), устройства алюминиевых багажных полок и переделки окон (менялась их конструкция, у части вагонов они были даже расширены). В вагонах всех видов частично были удалены неиспользуемые отсеки для собак (собачьи ящики).

До 1956 года эти вагоны в ФРГ всё ещё маркировались как Ci (C - пассажирский вагон 3 класса, i - с деревянными сиденьями). В 1956 году в ФРГ был осуществлён переход к системе двух классов комфортности. Грубо говоря, прежние первый и второй класс как бы слились воедино, а третий стал вторым классом. Соответственно, вагоны были перемаркированы, в частности, серия C стала серией B. Что означало теперь B (пассажирский вагон 2 класса), i (открытого типа, то есть не разделенный на купе, с возможностью прохода по вагону). Маркировка была "сдвинута" с C на B и с B на A, но при этом уже существовал некий переизбыток вагонов 1 класса, то есть A. Поэтому и многие вагоны первого класса Ai и смешанные (первого и вторго) ABi были преобразованы в вагоны второго класса или же просто получали новую маркировку - Bi, без всякой переделки. И только с конца 60-х им постепенно стали присваивать новые 12-значные номера по стандартам Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC). Но сделать это со всеми вагонами уже, видно, просто не успели - они к тому времени уже выводились из эксплуатации.

Первоначально в DRG корпуса пассажирских вагонов были окрашены в коричнево-зеленый цвет, основания - черные, крыша - белый алюминий. С 1939 года корпуса были окрашены в зеленый цвет. Во время войны немцы перекрасили крыши некоторых вагонов потемнее - в серовато-коричневые или темно-серые цвета, чтобы защитить их от воздушных атак. В DB вагоны с 1958 года окрашивали в хромовую зелень, крыши с 1964 года - умброй коричневой. С середины 70-х годов у пассажирских вагонов DB верх кузова окрашивали в синий цвет (океанической глубины), а низ был серым. С 1958 года корпуса таких вагонов у DR были окрашены в темно-зеленый цвет, крыши были серыми.

Вагоны эти пережили войну, послевоенные реконструкции и только в 1967 году были выведены из эксплуатации (по крайней мере - в ФРГ). В ГДР такие вагоны эксплуатировались дольше - до самого конца 70-х. После "выхода на пенсию" некоторые вагоны в 60-е и 70-е годы ещё служили для перевозки или даже складирования грузов. С начала 80-х некоторые из них стали музейными экспонатами (например, вагон Ci-25 с номером 98 026 оказался в составе музейного поезда на дороге Bahnstrecke Rinteln - Stadthagen).

Модели вагона в масштабе H0 имеют в каталогах многие фирмы, в том числе Roco (артикул 4320A и 54229-1). Вагон с маркировкой Bie 98 171 Nur и артикулом 4320A выпускался начиная с 1980 года, имел отношение к третьей (III) эпохе (60-е годы) и принадлежал DB.

Он имел реальный прототип, который работал с 50-х годов на направлении Nurnberg—Ansbach. Позже в модельном ряду Roco его заменил точно такой же вагон, но с маркировкой 81 275 Esn и артикулом 44223 "2. Klasse Personenwagen Bi der Deutschen Bundesbahn (DB)". Прототип, если и был, то "бегал" где-то районе Эссена...

Современная модель имеет уже шахты NEM 362.

Известна также "историческая" модель вагона с артикулом 54229-1, выпущенная Roco к выставке игрушек в Нюрнберге в 2008 году (Spielwarenmesse Internationale 07.02. - 12.02.2008), и изображавшая некий абстрактный (прототипа у него не было) вагон 1 класса с маркировкой Ai 71008 Nur. Она также имеет шахты NEM 362.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...